Дело № 2-2068/11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З.,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
с участием истца – Фефилова В.А.,
представителя истца – Басалгина В.Н., действующего на основании устного ходатайства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Фефилова В.А. к администрации г. Перми о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, по установленным законодательством нормам на территории г.Перми на троих человек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что служит в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее проходит службу в отделе милиции № с дислокацией в <адрес>, в должности участкового уполномоченного милиции с ДД.ММ.ГГГГ Данная должность финансируется за счет средств местного бюджета. Истец является нуждающимся в жилом помещении, т.к. зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит его отцу – Фефилову А.В. на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал брак, в браке родилась дочь – Фефилова С.В. настоящее время в вышеуказанной квартире проживают шесть человек, а именно: истец, Фефилов А.В. (отец), Фефилова В.Л. (мать), Фефелов Д.А. (брат), Фефилова Я.А. (жена), Фефилова С. (дочь). На каждого члена семьи приходится по 11,2 кв.м., что ниже учетной нормы, которая составляет 12 кв.м. Какого-либо жилья на праве собственности истец, его жена и дочь не имеют, в приватизации жилья не участвовали. Истец полагает, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст. 49 Жилищного кодекса РФ администрацией г.Перми ему должно быть предоставлено жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, в том числе и на членов его семьи – жену и дочь, т.к. он работает в должности участкового уполномоченного более 6 месяцев, жильем не обеспечен, является нуждающимся в жилом помещении, однако, ответчик его жильем не обеспечивает, чем нарушает его конституционные права, в связи с чем, истец вынужден обратиться за защитой своих прав в суд.
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, при этом, пояснил, что своего жилья в собственности либо на ином праве не имеет, квартира, в которой он и его семья проживают, принадлежит его отцу, который, в свою очередь, приобрёл её, вступив в жилищно-строительный кооператив. Квартира, в которой ранее проживала его жена, принадлежит ее матери и сожителю матери.
Представитель истца поддержал доводы своего доверителя и, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ранее представил в суд отзыв на исковое заявление (л.д. 27-29), согласно которому, с предъявленными требованиями ответчик не согласен, поскольку, в соответствии со ст. 14 п. 1 п.п. «б» ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится обеспечение только малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, при этом, истец не представил суду доказательства в подтверждение статуса малоимущего; истец не относится к числу лиц, которым жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке. Кроме того, поскольку спорные отношения носят длящийся характер, а на момент рассмотрения настоящего дела Закон РФ «О милиции» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011г. № З-ФЗ «О полиции», то в данном случае применимы положения закона «О полиции», а истцу следует представить доказательства того, что он в настоящий момент состоит в должности участкового уполномоченного полиции. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением. В соответствии с частью 1, 2 статьи 47 ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Так как финансовое обеспечение деятельности полиции находится в исключительном ведении Российской Федерации, нормативного акта, возлагающего обязанность по предоставлению жилых помещений на органы местного самоуправления не принято, то обязанность по предоставлению жилого помещения участковым уполномоченным следует возложить на орган исполнительной власти в сфере внутренних дел за счет средств бюджета Российской Федерации, в связи с чем, просит в иске Фефилову В.А. отказать в полном объеме.
Третье лицо – Фефилова Я.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем представила в суд соответствующее заявление, при этом, заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме (л.д. 40).
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд считает возможным в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в порядке заочного производства и постановить в отношении ответчика заочное решение. Выслушав пояснения истца, его представителя, оценив доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на иск, исследовав материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», вступившего в законную силу 01.03.2011г. (ст. 56 указанного закона) обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
При этом, согласно ст. 56 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» действие положений статей 29, 43-46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности участкового уполномоченного милиции (за счет средств местного бюджета) отдела участковых уполномоченных милиции отдела № (дислокация в <адрес>) УВД по г.Перми (л.д. 13,14).
Судом также установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с Овечкиной Я.А. (л.д.11), от брака супруги имеют дочь С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12).
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован и проживает в квартире по <адрес> в <адрес> (л.д.5). Данная квартира состоит из трех комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в том числе жилой – 44,1 кв.м. (л.д.20). Совместно с истцом в данной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО7 (жена), ФИО1 Стефания (дочь), ФИО9 (брат), ФИО5 (мать), ФИО4 (отец), что подтверждается справкой ЖСК-28 (л.д.21).
Указанная квартира на основании справки № ЖСК-28 от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности отцу истца – ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.19).
По сведениям Орджоникидзевского отдела ГУП «ЦТИ» Пермского края, Управления Росреестра РФ по Пермскому краю за истцом, членами его семьи – женой и дочерью какие-либо объекты на праве собственности, либо ином праве не зарегистрированы (л.д. 15,16,17,18).
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом, сторонами не оспорены и объективно подтверждаются материалами дела.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Кроме того, статья 53 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом указанные выше обстоятельства не установлены.
Таким образом, доводы истца о том, что на день рассмотрения дела он, а также члены его семьи не обеспечен жилым помещением по установленной законодательством норме, учитывая, что площадь на каждого члена семьи в квартире, где в настоящий момент проживает истец составляет 11,2 кв.м., подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которые суд оценивает в совокупности.
В силу изложенного, суд считает, что истец имеет право на получение жилого помещения в течение шести месяцев со дня вступления в должность участкового инспектора, а поскольку жилое помещение ему в течение указанного срока не было предоставлено, его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего:
Пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, истцу на каждого члена семьи должно быть предоставлено жилое помещение не менее 15 кв. метров.
Суд также считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию города Перми, поскольку в соответствии со ст. 8 п. 3 Устава города Перми в ведении города находится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью города Перми.
При этом, решая вопрос о возложении обязанности предоставить жилое помещение именно на администрацию г. Перми, суд также учитывает, что должность участкового уполномоченного милиции финансируется, в том числе, за счет городского бюджета, в связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена именно на администрацию г. Перми.
Суд также учитывает и то обстоятельство, что нормы действующего Жилищного кодекса РФ (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ) предусматривают возможность предоставления благоустроенного жилого помещения участковым инспекторам милиции по договору социального найма.
Поскольку истец проходит службу в органах милиции, то жилое помещение по договору социального найма должно быть ему предоставлено в соответствии с требованиями части 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, т.е. в порядке, определенном законом «О милиции», так как иной порядок федеральным законом не предусмотрен.
То обстоятельство, что истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Перми, не является основанием к отказу в иске, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от постановки на учет.
Оценивая факт того, что истец не является малоимущим, суд учитывает, что в судебном заседании установлено, что истец фактически жилым помещением по установленной законом норме в г. Перми не обеспечен, т.е. нуждается в улучшении жилищных условий.
Кроме того, суд считает, что для решения вопроса о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, нет необходимости в признании его малоимущим, поскольку в соответствии с частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться не только малоимущим, но иным категориям граждан, определенным федеральным законом, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В данном случае истец работает участковым уполномоченным милиции, т.е. в соответствии с Федеральным законом «О милиции», равно как и Федеральным законом «О полиции» относится к категории граждан, которые имеют право на получение жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.
Доводы ответчика о том, что при разрешении данного иска подлежат применению положения ст. 44 ФЗ «О полиции» суд находит не состоятельными, поскольку в соответствии со ст. 4 ГК РФ, право на получение жилья возникло у истца до принятия указанного закона, в период действия ФЗ «О милиции».
В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск Фефилова В.А. рассмотрен в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Фефилову В.А. на семью из трёх человек отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми общей площадью не менее 45 кв. метров на основании договора социального найма.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми.
Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: п/п Е.З.Баксанова
<данные изъяты>а