о признании проверки незаконной



Дело № 2-1770/2011 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием заместителя прокурора Ленинского района г. Перми – Дульцевой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» о признании незаконным решения заместителя прокурора Ленинского района г. Перми о проведении проверки, о признании проверки незаконной,

установил:

Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр» (далее по тексту – Организация) обратилась в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании незаконным решения заместителя прокурора Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Дульцевой Л.Ю. и признании проверки незаконной.

В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Организацию поступило уведомление за подписью заместителя прокурора Ленинского района г. Перми Дульцевой Л.Ю. о проведении проверки; ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками прокуратуры проведена проверка деятельности Организации; заявитель считает, что решение о проведении проверки принято без достаточных оснований; так, основанием для проведения проверки послужило задание первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором не содержится сведений о нарушении Организацией каких-либо требований закона; в связи с изложенным, заявитель полагает, что проведенная прокуратурой проверка является вмешательством в деятельность общественного объединения, что противоречит ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (л.д. 1-4).

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени рассмотрения дела Организация уведомлена надлежащим образом (л.д. 48 – почтовое уведомление), об уважительности причин неявки представитель заявителя суд не уведомил.

Вместе с тем, с учетом требований пункта 2 ст. 257 ГПК РФ неявка представителя заявителя не является препятствием к рассмотрению заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ.

Заместитель прокурора Ленинского района г. Перми Дульцева Л.Ю. в судебном заседании с требованиями Организации не согласна, полагает их незаконными и не обоснованными.

Выслушав заместителя прокурора Ленинского района г. Перми, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы проверки № исполнения на территории Пермского края законодательства в сфере осуществления международных экономических связей при реализации гуманитарных и иных программ содействия, суд считает, что требования Организации удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр» является получателем безвозмездной международной помощи, что подтверждается Информацией об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных лиц и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании в ДД.ММ.ГГГГ, представленной Организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, а также справкой Управления Министерства юстиции по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ; так, в ДД.ММ.ГГГГ безвозмездная международная помощь поступила в Организацию от <данные изъяты> в размере <данные изъяты> долларов США (<данные изъяты> рублей) (материал проверки 2-5-10).

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ленинского района г. Перми поступило задание прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за № о проведении проверки исполнения законодательства в сфере осуществления международных экономических связей по вопросам, поставленным в задании Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; в соответствии с данными заданиями проверке подлежали юридические лица – получатели безвозмездной помощи, в том числе, некоммерческие организации (материал проверки 2-5-10);

проверка исполнения законодательства в сфере осуществления международных связей при реализации гуманитарных и иных программ содействия включена и в план работы прокуратуры Ленинского района г. Перми на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-47);

прокуратурой Ленинского района г. Перми, на основании заданий прокуратуры Пермского края и Генеральной прокуратуры РФ, а также плана работы прокуратуры, проведена проверка исполнения Организацией требований вышеназванного законодательства;

в том числе, письмом заместителя прокурора Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ директору Организации предложено в соответствии со ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обеспечить доступ к документам, отражающим поступление и расходование в ДД.ММ.ГГГГ денежных средств, полученных от международных и иностранных организаций, отчетам о получении и использовании гуманитарной и технической помощи; удостоверениям, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной и технической помощи содействию и другим документам; одновременно, сообщено, что проведение проверки планируется ДД.ММ.ГГГГ (материал проверки 2-5-10);

по итогам проведения проверки прокуратурой Ленинского района г. Перми в адрес Организации направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором директору Организации предложено устранить выявленные нарушения законодательства (нарушения при заполнении формы <данные изъяты>), причины и условия, способствовавшие совершению выявленного нарушения, принять меры к недопущению подобных нарушений впредь (материал проверки 2-5-10);

ДД.ММ.ГГГГ директором Организации в прокуратуру Ленинского района г. Перми направлена объяснительная, с указанием на то, что выявленная прокуратурой Ленинского района г. Перми ошибка допущена в связи с тем, что форма <данные изъяты> заполнялась сотрудниками организации впервые (материал проверки 2-5-10).

В соответствии с пунктом 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что факт нарушения прокуратурой Ленинского района г. Перми прав и свобод Организации в данном случае отсутствует, в связи с чем, требования заявителя являются не обоснованными, в силу следующего.

На основании пункта 1 ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно частью 1 ст.17 вышеуказанного Закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

Таким образом, работа органов прокуратуры строится на системе подчиненности и подотчетности; поручения и задания Генеральной прокуратуры РФ обязательны для исполнения всеми прокуратурами; задания прокуратуры субъекта РФ обязательны для исполнения прокуратурами городов и районов; соответственно, задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Пермского края, безусловно, являются обязательными для исполнения прокуратурой Ленинского района г. Перми.

Кроме того, согласно пункту 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу абзаца 2 пункта 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора, в том числе, являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, положения указанных правовых норм означают, что органы прокуратуры вправе проводить проверки не только при наличии письменных обращений и заявлений о фактах нарушения закона, поскольку осуществление прокурорского надзора не может базироваться лишь на случайно поступивших сведениях; на прокуратуру также возложена обязанность по осуществлению сбора сведений о состоянии законности на поднадзорных объектах, в различных учреждениях и организациях, в том числе, некоммерческих организациях, по всем направлениям надзора; на основе анализа поступивших сведений, статистических данных прокуратурой района делаются выводы о необходимости проведения соответствующих проверок в тех или иных организациях и, соответственно, принятия мер прокурорского реагирования.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации регламентированы, в том числе, положениями Федерального закона «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», согласно абзацу 2 ст. 1 которого определено понятие безвозмездной помощи (содействию) - средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

С учетом вышеизложенного, органы прокуратуры вправе проводить проверку исполнения законодательства некоммерческими организациями; в данном случае, проверку исполнения Организацией требований Федерального закона «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» в связи с получением безвозмездной международной помощи.

Исходя из характера установленных правоотношений и представленных сторонами доказательств, суд считает, что уведомление заместителя прокурора Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки Организации ДД.ММ.ГГГГ и последующее проведение данной проверки прокуратурой Ленинского района г. Перми соответствуют заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Пермского края, не противоречит ст. 129 Конституции РФ, ст.ст. 6, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации»; проверка проведена в соответствии с предусмотренными вышеуказанным законом целями и задачами деятельности прокуратуры в целях осуществления надзора за соблюдением Организацией федерального законодательства в сфере осуществления международных экономических связей.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые действия являются вмешательством в деятельность Организации, что противоречит ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являются голословными и несостоятельными, поскольку, как указано выше, проведение прокуратурой проверки исполнения некоммерческой организацией требований действующего федерального законодательства, безусловно, не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность организации и вышеуказанным правовым актам не противоречит.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требования Организации у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» о признании незаконным решения заместителя прокурора Ленинского района г. Перми о проведении проверки, о признании проверки незаконной.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>