РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации16 марта 2011года
Ленинский районный суд г.Перми
в составе председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Подыниногиной М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимова А.М. о признании недействительным и отмене распоряжения начальника Управления жилищных отношении администрации г.Перми,
УСТАНОВИЛ:
Максимов А.М. обратился в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ с требованием о признании недействительным, нарушающим его права распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми (далее по тексту – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещений жильцам дома по <адрес>».
В обоснование требований заявитель указал, что в ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Перми обратилась в Индустриальный районный суд г.Перми с иском к Максимову М.А. о выселении из <адрес> в г.Перми по основаниям ст. 86 ЖК РФ, поскольку заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. В исковому заявлению было приложено распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещений жильцам дома по <адрес>», в соответствии с которым заявителю предоставлено жилое помещение – <адрес> в г.Перми. Заявитель считает, что распоряжение не соответствует действующему законодательству и может быть признано недействительным по следующим основаниям. Управление жилищных отношений администрации г.Перми не является тем органом местного самоуправления, которое с в силу ст. 86 ЖК РФ имеет полномочия на принятие решений о предоставлении жилых помещений. Начальник Управления функционально не наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений. На основании ст. 59-1 Устава г.Перми Глава администрации г.Перми издает постановления в пределах своих полномочий, которые определены Уставом г.Перми и не могут быть перераспределены. Кроме того, согласно ст. 209 ГК РФ собственник владеет, пользуется, и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Поскольку Управление жилищных отношений администрации не является собственником квартиры <адрес> в г.Перми, оно не вправе распоряжаться квартирой. По указанным выше причинам заявитель считает, что распоряжение издано некомпетентным, неуполномоченным лицом, на которого законом не возложена обязанность принимать решения по выселению граждан и предоставлению им жилых помещений. Также заявитель считает, что возложение обязанности заключить договор социального найма в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу противоречит закону. Просит суд удовлетворить заявление на основании ст.ст. 11, 12 ГК РФ.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – Администрация г.Перми в лице Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представитель в суд представил письменный отзыв на иск (л.д. 20-21), из содержания которого следует, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое распоряжение Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону, так как вынесено на основании ст.ст. 86, 89 ЖК РФ, Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Устава г.Перми, Положения об управлении жилищных отношений администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 213, и в связи со сносом <адрес> в г.Перми. Уставом г.Перми установлено, что органы местного самоуправления муниципального образования г.Пермь самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования г.Пермь. В соответствии с ФЗ от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 41 Устава г.Перми, решения Пермской городской Думы от 29.06.2006 года № 128 «О структуре администрации г.Перми» Пермской городской Думой учрежден функциональный орган администрации г.Перми – Управление жилищных отношений администрации г.Перми и введено Положение об Управлении жилищных отношений администрации г.Перми с 01.12.2006 года. Во исполнение возложенных на функциональный орган полномочий, Управление жилищных отношений администрации г.Перми уполномочено самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решение о предоставлении жилых помещений взамен непригодного для проживания жилья.
Суд, учитывая доводы, изложенные в заявлении, возражения заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
К данному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) орган государственной власти, органов местного самоуправления, должностных государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что Межведомственной комиссией, назначенной проставлением главы администрации Индустриального района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Из акта обследования следует, что комиссия пришла к выводу о том, что жилые помещения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 многоквартирного дома следует признать непригодными ля проживания (л.д. 12-13).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14-16).
Распоряжением начальника Управления жилищный отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жильцам дома по <адрес>» в связи со сносом <адрес> в г.Перми жильцам предоставлены жилые помещения согласно приложению №; в случае отказа от добровольного переезда юридическому отделу поручено оформить исковые заявления на принудительное выселение граждан, указанных в приложении №; заключить договоры социального найма с муниципальным бюджетным учреждением «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» гражданам, добровольно согласившимся на переезд в жилые помещения, указанные в приложении №, в течение 30 дней со дня подписания распоряжения, гражданам, отказавшимся от добровольного переезда в жилые помещения, указанных в приложении №, в течение 30 ней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 17).
В приложении № к Распоряжением начальника Управления жилищный отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жильцам дома по <адрес>» за № числится Максимов А.М., которому на состав семьи из двух человек предоставляется <данные изъяты> квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.18).
Как следует из пояснительной записки к Распоряжению начальника Управления жилищный отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жильцам дома по <адрес>» жилые помещения в доме по <адрес> приобретены администрацией Пермского края за счет средств государственной корпорации «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (60,57%) и краевого бюджета (39,43%). Площадь жилых помещений оплаченных за счет бюджета в <данные изъяты> квартирах составляет <данные изъяты> кв.метров, в <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв.метров, жилые помещения, превышающие указанную площадь, оплачены за счет внебюджетных средств ОАО «Стройпанелькомплект». Жилые помещения по данному адресу переданы администрации г.Перми для распределения среди граждан, проживающих в аварийных домах (л.д. 19)
Кроме того, из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Перми предъявлен иск о выселении Максимова А.М., Максимовой С.А., Максимову Е.А. из <адрес> в г.Перми в квартиру <адрес> г.Перми (л.д. 4-5).
Исследовав предоставленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято регистрирующим органом в пределах своей компетенции, решение об отказе в предоставлении информации принято в соответствии с законом и не нарушает права и свободы заявителя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Порядок предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением регламентирован ст. 89 ЖК РФ, при этом согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ положения части 1 статьи 89 распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 года.
Из указанной нормы закона следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ст. 16, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
На основании ст. 6.1 "Устава города Перми", утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 года городское самоуправление в городе Перми осуществляется жителями посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Органами городского самоуправления являются Дума, администрация города Перми (далее - администрация города), Контрольно-счетная палата города Перми.
Высшим должностным лицом города Перми является Глава города Перми - председатель Пермской городской Думы (далее - Глава города).
Юридическими лицами в системе городского самоуправления являются:
В соответствии с настоящим Уставом:
1) Дума;
2) администрация города;
3) Контрольно-счетная палата города Перми.
В соответствии с положениями, утверждаемыми Думой:
1) функциональные органы администрации города (департаменты, комитеты, управления);
Согласно ст. 8 Устава г.Перми к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В систему правовых актов г.Перми входят распоряжения руководителей функциональных и территориальных органов администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края (Пермской области), и приказы руководителей функциональных и территориальных органов администрации города по вопросам организации работы функциональных и территориальных органов администрации города; распоряжения руководителей функциональных подразделений администрации города, выполняющих функции уполномоченных органов в соответствии с действующим законодательством и утвержденными положениями об указанных подразделениях (ст. 9 Устава г.Перми).
На основании ст. 21 Устава г.Перми распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет администрация города в соответствии с ее компетенцией, установленной федеральным законодательством и законодательством Пермской области (края), настоящим Уставом.
Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, администрация города вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых объектов.
Статьей 60 Устава г.Перми указано, что функциональные органы администрации города (департаменты, комитеты, управления), являющиеся юридическими лицами, функциональные подразделения администрации города (департаменты, комитеты, управления, отделы, секторы), не являющиеся юридическими лицами создаются в целях осуществления полномочий администрации города по предметам ведения города, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города,
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 213 утверждено Положение "Об Управлении жилищных отношений администрации города Перми", согласно которому Управление жилищных отношений администрации города Перми (далее - Управление) является функциональным органом администрации города Перми (п. 1.1); Управление осуществляет полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городе Перми и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (п. 2.2.1); по организации переселения граждан из ветхого жилищного фонда (п. 2.2.4); управлению муниципальным жилищным фондом (п. 2.2.6).
В сфере переселения граждан из ветхого жилищного фонда Управление выполняет следующие функции: ведение реестра многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания граждан и имеющих высокий уровень физического износа (п. 3.4.1); формирование предложений о включении многоквартирных домов в перечень домов, подлежащих сносу за счет бюджетных средств (3.4.2); организация сноса многоквартирных домов (п. 3.4.3); организация работы межведомственной комиссии по признанию многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу (п. 3.4.4);
издание муниципальных правовых актов в форме распоряжений: по вопросам постановки и снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включения и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования и жилых помещений специализированного жилищного фонда, об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или непригодными для проживания граждан, об утверждении учредительных документов муниципальных учреждений и о внесении изменений в них в случаях, предусмотренных подпунктом 4.1.2 настоящего Положения, об утверждении в установленном администрацией города Перми порядке ведомственных целевых программ, инвестиционных проектов по вопросам, входящим в компетенцию Управления (п. 3.7.2);
Согласно п. 5.1 Положения, Управление возглавляет начальник. Начальник Управления назначается распоряжением главы администрации города Перми по согласованию с Главой города Перми, без доверенности представляет Управление в судах и арбитражных судах, органах государственной власти и местного самоуправления, в отношениях с физическими и юридическими лицами (п. 5.2.2); издает в установленном порядке распоряжения в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и приказы по вопросам организации работы Управления (п. 5.2.3).
Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд не находит оснований для удовлетворения заявления, поскольку доводы заявителя о том, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещений жильцам дома по <адрес>» издано некомпетентным, неуполномоченным лицом, на которого законом не возложена обязанность принимать решения по выселению граждан и предоставлению жилых помещений, в суде не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными суду доказательствами.
Суд считает, что оспариваемое распоряжение было принято начальником Управления жилищных отношений администрации г.Перми в пределах полномочий, возложенных на руководителя функционального органа. Из Положения функционального органа следует, что Управление жилищных отношений администрации г.Перми создано органом местного самоуправления в целях осуществления полномочий по организации переселения граждан из ветхого жилищного фонда, а также по управлению муниципальным жилищным фондом. Проанализировав содержание оспариваемого постановления, суд приходит к выводу, что распоряжение вынесено законно и обосновано, поскольку процедура принятия решения о выселении граждан их жилого помещения, подлежащего сносу в иное жилое помещение, предусмотренная изложенными выше нормами закона возлагает именно на орган местного самоуправления принятие решений, как о сносе дома, так и переселении граждан из аварийного жилья. При администрация г.Перми решение вопросов местного значения касающихся обеспечение жильем граждан переселяемых из аварийного жилья возложила на функциональный орган местного самоуправления –Управление жилищных отношений администрации г.Перми, что прямо следует из изложенных выше нормативно-правовых актов.
Поскольку факт признания жилого <адрес> в г.Перми межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу в суде не оспорен, следовательно, поэтому в силу ст.ст. 86, 89 ЖК РФ администрация г.Перми в лице функционального органа – Управления жилищных отношений администрации г.Перми обязана принять меры к расселению граждан путем предоставления иного жилого помещения, отвечающего требованиям, установленным ст. 89 ЖК РФ.
Учитывая изложенное выше, суд не находит оснований для удовлетворения заявления, поскольку факт принятия оспариваемого решения неуполномоченным лицом за пределами компетенции не доказан. Судом установлены обоснованные действия должностного лица – начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми, который действуя в пределах своих полномочий и должностных обязанностей издал распоряжение ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещений жильцам дома по <адрес>». При таких обстоятельствах, суд не установил нарушений прав заявителя, предусмотренных Конституцией и иного законодательства, которые могли явиться результатом принятия решения о выселении заявителя и предоставлении ему равноценного жилого помещения, выразившегося в издании распоряжение ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещений жильцам дома по <адрес>».
При этом судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения <адрес> в г.Перми по договору социального найма заявителю и членам его семьи разрешен Управлением в пределах компетенции, поскольку во исполнение возложенных на функциональный орган полномочий, перечисленных в Положении об управлении жилищных отношений администрации г.Перми, Управление жилищных отношений администрации г.Перми уполномочено самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решение о предоставлении жилых помещений взамен непригодного для проживания жилья.
Доказательств иного на день рассмотрения дела в суде не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Судом рассмотрено заявление в пределах заявленных требований, оснований для удовлетворения данного заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.195, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Максимову А.М. о признании недействительным и отмене распоряжения начальника Управления жилищных отношении администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении помещений жильцам дома по <адрес>» - отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.
Председательствующий: Курнаева Е.Г.