Дело № 2-228/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2011 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Подыниногиной М.А.,
с участием представителей истца Радостевой Т.А., Епифанова А.Н., действующих на основании доверенности,
представителя ответчика Кобякова Н.И. – Шелковникова П.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Товарищества собственников жилья «Клименко, 6-10» к Кобякову Н.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и мест общего пользования, пени,
установил:
Товарищество собственников жилья «Клименко, 6-10» (далее по тексту – ТСЖ) обратилось в суд с иском к Кобякову Н.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержание мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени за просрочку оплаты в размере <данные изъяты> руб., судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований истец указал, что ответчик владеет на праве собственности жилым домом № по <адрес>, является членом ТСЖ. В течение длительного времени он не выполняет обязательства по оплате за коммунальные услуги и содержание мест общего пользования. Общая площадь жилых и нежилых помещений по адресам: <адрес>, входящих в состав ТСЖ составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь помещений, принадлежащих ответчику – <данные изъяты> кв.м. Таким образом, доля в праве общей собственности, принадлежащая ответчику составляет 11,49%. По смыслу ст.ст. 137, 145, 156 ЖК РФ установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ относится к исключительной компетенции Общего собрания ТСЖ. Размер обязательных платежей и взносов определяется на основе утвержденной указанными органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Уставными правилами ТСЖ «Клименко, 6-10» предусмотрено право Общего собрания устанавливать размеры обязательных платежей и взносов для каждого члена Товарищества, порядок и сроки их внесения. ДД.ММ.ГГГГ общее собирание членов ТСЖ «Клименко, 6-10» утвердило отчет об исполнении сметы доходов и расходов товарищества за ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение ст.ст.153, 155 ЖК РФ у ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возник долг по оплате коммунальных услуг за жилое помещение и содержание мест общего пользования в размере <данные изъяты> руб. Учитывая, что Кобяковым Н.И. допущено нарушение сроков внесения оплаты, он в соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ, а также п.14 ст.155 ЖК РФ обязан оплатить пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Несмотря на неоднократные предупреждения о необходимости погашения задолженности, сумма задолженности ответчиком не погашена.
Впоследствии в соответствии со ст. 68 ГПК РФ представитель ТСЖ признало факт переплаты ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ суммы в размере <данные изъяты> руб., которая не была учтена в ДД.ММ.ГГГГ. и не исключена из заявленной к взысканию задолженности. Также признано, что льгота по уплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ., причитающаяся Кобякову была возмещена ТСЖ из бюджета и учтена при расчете в ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> руб., то есть, указанная сумма не зачтена в счет погашения задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем представители уточнили ранее заявленные требования.
В окончательном варианте, ТСЖ просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг и мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени за просрочку оплаты в размере <данные изъяты> руб., судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представители истца на исковых требованиях настаивают, указывая, что согласно п. п. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ: собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля обязательных расходов на содержание общего имуществ определяется долей собственника в праве общей собственности. Установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ относится к компетенции общего собрания и рассчитывается, исходя из утвержденной сметы. В соответствии с требованиями жилищного законодательства Протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за ДД.ММ.ГГГГ. Все расходы, которые понесло ТСЖ на содержание мест общего пользования одобрены собственниками жилых помещений. Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ. не был утвержден единый тариф, то предъявлялись к оплате фактические расходы, которые рассчитывались в соответствии с тарифами, утвержденными сметой, от исполнения которой ТСЖ не отклонялось. Отчетом за ДД.ММ.ГГГГ расходов по смете запланировано на сумму <данные изъяты> руб., в то время как фактически произведено расходов – <данные изъяты> руб. Ответчику ежемесячно поступали извещения об оплате коммунальных услуг, мест общего пользования. Общая площадь жилых и нежилых помещений по адресам: <адрес>, входящих в состав в ТСЖ составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь помещений, принадлежащих ответчику – <данные изъяты> кв.м., таким образом его доля в праве общей долевой собственности составляет 11,49%. До его сведения было доведено, что ТСЖ имеет договорные обязательства перед эксплуатационными организациями и в случае неоплаты за предоставленные услуги подвергается штрафным санкциям, также при непогашении ответчиком задолженности по оплате жилья, жилищно-коммунальных услуг будут начисляться пени за несвоевременное (после 30-го числа следующего за истекшим месяца) внесение им платы за указанные услуги.
Платежи за коммунальные услуги предъявляются истцом в соответствии с п.2 ст. 157 ЖК РФ по соответствующим тарифам, что подтверждается представленными расчетами. В соответствии с п.1 ст.158 ЖК РФ, п. 6.2, 12.1, 12.8 Устава ТСЖ собственник помещений обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, следовательно, ответчик обязан оплачивать обязательные платежи и взносы, в размерах, утвержденных общим собранием сметами доходов и расходов на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество.. Указывают, что ТСЖ является некоммерческой организацией, источником его финансирования служат целевые поступления: членские взносы собственников жилых и нежилых помещений и ассигнования из бюджета в виде жилищных субсидий, а потому согласно п.7 ст. 145, п.4 ст. 151 ЖК РФ, п. 12.11 Устава Товарищества распоряжаться сэкономленными средствами имеют право только собственники ТСЖ по решению общего собрания, и никто другой этим правом не обладает, при этом возврат неосвоенных согласно смете денежных средств (экономия) по окончании периода членам товарищества законом не предусмотрена, неосвоенные денежные средства остаются на счете ТСЖ и используются в следующем периоде по решению общего собрания. На основании изложенного, просят удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 233 том 2).
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск (л.д. 220 том 2). Пояснил, что в суд представлены расшифровки начислений по оплате коммунальных услуг, которые не соответствуют ранее предъявленным ответчику счетам-извещениям на оплату коммунальных услуг. Задолженность по оплате сформирована истцом путем суммирования задолженности за предыдущий период и текущего платежа, следовательно, истец должен подтвердить сумму задолженности (переплаты ответчика на ДД.ММ.ГГГГ) Считает, что при расчете задолженности истцом не учтена переплата ответчика за ранее оплаченные коммунальные услуги, которая подтверждается Отчетом о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ в ДД.ММ.ГГГГ и составляет <данные изъяты> руб., сведений о зачете данной переплаты в счет коммунальных услуг в суд не представлено ТСЖ. Также ТСЖ не учтен зачет льгот, положенных ответчику в ДД.ММ.ГГГГ Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не был утвержден общим собранием ТСЖ, следовательно, в соответствии с п.4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ платежи должны были рассчитываться согласно Постановлениями администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Так же считает, что истцом не доказан размер задолженности по коммунальным платежам и сроки ее возникновения, в связи с чем невозможен расчет пени. В соответствии с п.13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственник жилых помещений должен быть информирован об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты предоставления платежных документов, а ответчику фактически каждый месяц предъявлялись счета на разные суммы. Судебные расходы и расходы по оплате государственной пошлины не должны взыскиваться с ответчика в соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., они включены в плату за содержание и ремонт, поэтому взыскание указанных расходов приведет к двойному взысканию указанных сумм с ответчика.
Суд, учитывая доводы, изложенные в исковом заявлении, мнение лиц, участвующих в деле по существу заявленных требований, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1.2 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.1-3 ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;
определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.145 Жилищного кодекса РФ высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества собственников жилья.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.
Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1, 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу ст. 249 ГК РФ и 39 ЖК РФ каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из системного толкования изложенных выше норм закона следует, что собственники жилого помещения несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, собственники должны оплачивать не только коммунальные услуги, потребляемые в своем жилом помещении, а также коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Указанные расходы должны быть распределены на всех потребителей коммунальных услуг в ТСЖ, независимо от наличия, либо отсутствия у потребителя индивидуальных приборов учета. Распределение таких расходов должно осуществляться в соответствии с ч. 2 ст. 39 и ч. 1 ст. 37 ЖК РФ в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади помещения.
Согласно п. 5.5 Устава ТСЖ доля члена Товарищества в имуществе Товарищества определяется в процентном выражении и равна доле (в процентом выражении), которую составляет общая площадь квартир (квартиры) или жилого дома (для собственника жилого дома в целом), расположенных в границах единого комплекса недвижимого имущества и находящейся (находящихся) в собственности члена Товарищества, в том числе на праве общей совместной собственности супругов, от суммы площадей всех указанных квартир и домов и долей в них, принадлежащих всем членам Товарищества. При этом сумма площадей всех указанных квартир, домов и долей в них, принадлежащих всем членам Товарищества, принимается равной 100% долей, следовательно, доля ответчика составляет 11,49%;
Товарищество создается для целей совместного управления и обеспечения эксплуатации Имущественного комплекса, осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению имущества и Имущественном комплексе, распределения между членами ТСЖ обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию и ремонту общего имущества, организации предоставления собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и собственникам предназначенных для проживания одной семьи отдельно стоящих жилых домов, расположенных в границах единого комплекса недвижимого имущества, коммунальных услуг (п. 2.2);
Товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию общего имущества, специальные взносы и отчисления в резервных фонд и иные специализированные фонды, созданные по решению Общего собрания Товарищества, а также определять расходы на другие, установленные настоящим Уставом и законодательством цели (п. 3.1);
В случае неисполнения собственниками жилых и нежилых помещений своих обязанностей по участию в общих расходах Товарищества в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов (п. 3.3);
Средства Товарищества собственников жилья состоят из: обязательных платежей, вступительных взносов и иных взносов членов Товарищества …(п. 4.2);
Член Товарищества обязан: в соответствии с решениями Общего собрания участников Товарищества принимать участие в его расходах и своевременно производить уплату обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества пропорционально его доле участия (п. 6.2);
К компетенции Общего собрания членов Товарищества относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества (п. 8.2);
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, сбор и удаление отходов и другое (п. 12.4);
Взносы, уплачиваемые членом Товарищества в течение каждого года, являются текущими. Размер, порядок и сроки уплаты текущих взносов на приобретение, содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт имущества Товарищества ежегодно определяется Общим собранием Товарищества на основании плана финансовой деятельности (сметы доходов и расходов). Решения Общего собрания Товарищества по вопросам установления размера. Порядка и срока уплаты взносов являются обязательными для всех членов Товарищества (п. 12.10) - (л.д. 80 том 1).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» и Жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор № на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (л.д. 95 – 97 том 1), дополнительное соглашение к указанному договору заключено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между Пермским муниципальным унитарным предприятием «Спецкоммунтранс» и Жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор по вывозу твердых бытовых отходов (л.д. 101 – 102 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Пермрегионгаз» и Жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан № (л.д. 103 – 106 том 1), дополнительное соглашение заключено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Пермрегионгаз» и ТСЖ «Клименко, 6-10» заключен договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан № (л.д. 108 – 111 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и Жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор № электроснабжения (л.д. 112 – 127 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Уралтехника» и жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор № на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовой техники ККТ (л.д. 130 – 132 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Спецсервис» и Жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор № технического обслуживания газового оборудования (л.д. 134 – 137 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Епифановым А.Н. и ТСЖ «Клименко, 6-10» заключен договор об оказании услуг (л.д. 138 – 140 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Клименко, 6-10» и ЧП Резник П.П. заключен договор на сопровождение информационных баз и системы программ 1С:Предприятие (л.д. 141 – 142 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ДЭСОН-ЭНЕРГИЯ» и ТСЖ «Клименко, 6-10» заключен договор № на техническое обслуживание (л.д. 146 – 149 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Клименко, 6-10» и ООО «Дизар» заключен договор об организации работ по эксплуатации имущественного комплекса (л.д. 150 – 157 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Клименко, 6-10» и ООО «Флэш» заключен договор на оказание услуг, выполнение работ (л.д. 158 – 160 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Уралсвязьинформ» и Жилищным товариществом «Клименко, 6-10» заключен договор № об оказании телематических услуг связи с юридическим лицом (ИП) (л.д. 161 – 165 том 1).
Из материалов дела следует, что жилой <адрес> принадлежит на праве собственности Кобякову Н.И. (л.д. 81 том 1).
В судебном заседании установлено, что на основании заявления ответчик Кобяков Н.И. принят в члены ТСЖ «Клименко, 6-10» (л.д. 11 том 1), поскольку владеет на праве собственности жилым домом № по <адрес> (л.д. 82 том 1).
Решением общего собрания членов ТСЖ «Клименко, 6-10» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Смета доходов и расходов Товарищества на ДД.ММ.ГГГГ г., Смета доходов и расходов ТСЖ на ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 28 том 1).
Как следует из сметы расходов и доходов ТСЖ «Клименко, 6-10» за ДД.ММ.ГГГГ год, на основании анализа объема коммунальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ году, утвержден тариф на ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из этого, ТСЖ установлены ежемесячные платежи собственников в следующих размерах: электроэнергия, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение – по показаниям приборов учета; вывоз ТБО - <данные изъяты> руб./ кв.м.; коммунальные услуги МОБ (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) – по показаниям приборов учета пропорционально доле; обслуживание газопровода – <данные изъяты> руб./кв.м.; услуги связи МОБ – <данные изъяты> руб./кв.м.; заработная плата персонала ТСЖ – <данные изъяты> руб./кв.м.; налоги с ФОТ – <данные изъяты> руб./кв.м.; абонентская плата за телевидение – <данные изъяты> руб./мес.; расходы на счет текущих платежей – <данные изъяты> руб./кв.м.; целевые взносы – <данные изъяты> руб., кв.м. в год (л.д. 32-33 том 1).
Решением общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ «Клименко, 6-10» за ДД.ММ.ГГГГ год, утверждена смета доходов и расходов на ДД.ММ.ГГГГ и утверждены Тарифы на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества ТСЖ «Клименко, 6-10) на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-37 том 1).
Как следует из Отчета об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ «Клименко, 6-10», фактически произведено расходов за <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> руб., на ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ установлены ежемесячные платежи собственников в следующих размерах: электроэнергия, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение – по показаниям приборов учета; вывоз ТБО - <данные изъяты> руб./ кв.м.; коммунальные услуги МОБ (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) – по показаниям приборов учета пропорционально доле; оплата услуг по организации эксплуатации имущественного комплекса – <данные изъяты> руб./кв.м.; текущие платежи – <данные изъяты> руб./кв.м., которые предъявляются собственникам к оплате с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.39-43 том 1).
В соответствии со ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании представленного истцом расчета у ответчика как собственника жилого <адрес> имеется задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер которой составил <данные изъяты> руб. (л.д. 8 том 1). Впоследствии истец признал в порядке ст. 68 ГПК РФ факт переплаты ответчиком денежных средств за оказание коммунальных услуг в размере <данные изъяты> (л.д. 236 том 2).
Определяя размер подлежащих взысканию коммунальных платежей, суд принимает в качестве надлежащих (ст. 67 ГПК РФ) следующие доказательства, предоставленные истцом.
На основании фактически составленного истцом расчета ответчик должен уплатить:
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-хозяйственные расходы в размере <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-хозяйственные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-коммунальные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-коммунальные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно- хозяйственные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-хозяйственные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-хозяйственные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: административно-хозяйственные расходы – <данные изъяты> руб., коммунальные – <данные изъяты> руб., расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: коммунальные услуги – <данные изъяты> руб., расходы на содержание МОП – <данные изъяты> руб., оплата услуг по организации эксплуатации имущественного комплекса – <данные изъяты> руб.. расходы за счет текущих платежей – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: коммунальные услуги – <данные изъяты> руб., расходы на обслуживание газопровода МОП – <данные изъяты> руб., оплата услуг по организации эксплуатации имущественного комплекса – <данные изъяты> руб., текущие расходы – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.;
- за ДД.ММ.ГГГГ г.: коммунальные услуги – <данные изъяты> руб., расходы на обслуживание газопровода МОП – <данные изъяты> руб., оплата услуг по организации эксплуатации имущественного комплекса – <данные изъяты> руб., текущие расходы – <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, ответчик за указанный период времени оплатил задолженность за коммунальные услуги и места общего пользования:
- ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.,
а всего – <данные изъяты> руб.
Доказательств надлежащего исполнения обязательств членом ТСЖ «Клименко, 6-10» Кобяковым по оплате коммунальных услуг в полном размере суду не представлено и судом не исследовалось, факт наличия задолженности представитель ответчика в судебном заседании не спаривал.
При таких обстоятельствах, исковые требования ТСЖ о взыскании с ответчика задолженности по оплате за коммунальные услуги и места общего пользования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, т.е. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца сумма в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб.), поскольку ответчиком не представлено доказательств достоверно и бесспорно свидетельствующих о том, что им вносилась плата за предоставленные коммунальные услуги, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в размере пропорциональном его доле в праве общей собственности на Имущественный комплекс.
Поскольку ответчик изложил свою позицию в письменном отзыве (л.д. 220 том 2), представленном расчете (л.д. 234 том 2) судом дается оценка его доводов, изложенных в отзыве.
Ссылка ответчика на то, что размеры оплаты коммунальных услуг, сметы доходов и расходов, вознаграждения работникам ТСЖ не прошли утверждения общим собранием членов ТСЖ, являются необоснованными и голословными, поскольку противоречат установленным судом обстоятельствам дела.
При этом суд считает не противоречащим ст. 137 ЖК РФ предлагаемый ТСЖ порядок расчета задолженности за фактически оказанные услуги и предъявление к оплате задолженности, рассчитанной на основании одобренной Общим собранием сметы доходов и расходов за ДД.ММ.ГГГГ и утвержденной сметы доходов и расходов за ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг может быть произведено только из расчета реально понесенных затрат, не основаны на законе, поскольку в силу ч. 3 ст. 137 ЖК РФ, ТСЖ предоставлено право устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, следовательно, ответчик, являясь членом ТСЖ, обязан оплачивать текущие и обязательные расходы в размерах, установленных Товариществом.
Кроме того, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не был утвержден общим собранием ТСЖ, поэтому в соответствии с п.4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ платежи должны были рассчитываться согласно Постановления администрации г.Перми № 572 от 19.06.2008 г. и № 68 от 19.02.2010 г.
Действительно, Постановлением Администрации г. Перми от 19.06.2008 N 572 "Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения (с учетом НДС) для населения в жилых зданиях и общежитиях" утверждены размеры платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения (с учетом НДС) для собственников жилых помещений, которые не приняли решение: о выборе способа управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Постановлением Администрации г. Перми от 19.02.2010 N 68 "Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях", которым для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, или собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждены прилагаемые: размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для граждан, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах жилых домов (в пределах общей площади) – п. 1.1.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что ответчик является собственником жилого дома, принадлежащего для проживания отдельной семьи, расположенного по адресу: <адрес>, которым избран способ управления имуществом – путем вступления в члены Товарищества собственников жилья. Поэтому установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ относится к компетенции общего собрания Товарищества и рассчитывается, исходя из утвержденной сметы, что прямо следует из Устава ТСЖ «Клименко, 6-10). Протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Все расходы, которые понесло ТСЖ на содержание мест общего пользования, одобрены собственниками жилых помещения. Таким образом, оснований для применения положений ч. 4 ст. 158 ЖК РФ к возникшим правоотношениям не имеется.
Кроме того, учитывая, что Товарищество собственников жилья «Клименко, 6-10» не управляет многоквартирным домом, применение тарифов, установленных Постановлениями администрации г.Перми № 572 от 19.06.2008 г. и № 68 от 19.02.2010 г. для иной категории жилых домов не соответствует фактическим расходам ТСЖ, понесенных на содержание и обслуживание вверенного имущества – Имущественного комплекса, состоящего из жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также из отдельно стоящих домов, предназначенных для проживания одной семьи.
То обстоятельство, что в суд представлены расшифровки начислений по оплате коммунальных услуг, в которых указан иной размер коммунальных платежей, чем в ранее предъявляемым ответчику счетах-извещениях на оплату коммунальный услуг, о чем ответчиком указано в Таблице расхождений (том 2, л.д. 221) отказ в удовлетворении иска не влечет, поскольку судом рассматривается иск в пределах заявленных требований (ст. 196 ГПК РФ) о взыскании задолженности не в размере, указанном в предъявленных к оплате счетах-извещениях а на основании доказательств, подтверждающих фактически произведенные затраты ТСЖ, исходя из утвержденной сметы.
На основании изложенного, оснований для освобождения ответчика от несения расходов по оплате коммунальных услуг и содержания мест общего пользования судом не установлено. Объективных, достоверных доказательств, опровергающих обязанность ответчика по оплате образовавшейся задолженности в размере <данные изъяты> руб. согласно расчету, произведенному истцом, Кобяковым Н.И. не представлено, следовательно, требование ТСЖ «Клименко, 6-10» о взыскании данной суммы с ответчика является обоснованным.
Требования истца о взыскании с ответчика пени также являются обоснованными и полежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Определяя размер пени, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела судом было установлено необоснованное предъявление к оплате суммы в размере <данные изъяты> руб., которая не была учтена в ДД.ММ.ГГГГ и не исключена из заявленной к взысканию задолженности и льготы. в размере <данные изъяты> руб. Поэтому суд приходит к выводу, что расчет пени, представленный истцом не соответствует фактически установленному судом размеру задолженности. Вместе с тем. оснований для освобождения ответчика от меры гражданско-правовой ответственности суд не усматривает, поэтому считает возможным применить положения ст. 333 ГПК РФ си снизить размер пени до <данные изъяты> рублей, при этом суд учитывает период и размер неисполненного денежного обязательства, общественных характер денежного обязательства, отсутствие причин, заслуживающих внимание суда, повлекших возникновение задолженности, обосновывающих иной размер пени.
Таким образом, поскольку ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, основания для отказа в иске в указанной части у суда отсутствуют.
В силу положений части 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в размере <данные изъяты> рублей. Расчет: (<данные изъяты> + <данные изъяты>) – <данные изъяты>) х 3% + <данные изъяты> = <данные изъяты> Факт несения истцом расходов по уплате государственной пошлины подтверждается материалами дела (л.д. 5 том 1).
Доводы представителя ответчика о том, что судебные расходы и расходы по оплате государственной пошлины не должны взыскиваться с ответчика в соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. на том основании, что они включены в плату за содержание и ремонт, суд считает несостоятельными, поскольку судом установлено, что плата за содержание и ремонт, взысканная с Кобякова в качестве задолженности, не включает судебные расходы и расходы по оплате государственной пошлины. Кроме того, вышеназванным Постановления такого основания освобождения должников от возмещения расходов, понесенных стороной в связи с взысканием задолженности в судебном порядке, не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ и главой 22 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Кобякова Н.И. в пользу Товарищества собственников жилья «Клименко, 6-10» задолженность по оплате коммунальных услуг и мест общего пользования <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей,
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней со для изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)