о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1590/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием прокурора – Леушиной Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора г. Перми в интересах Кылосовой А.И. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Перми обратился в суд с иском в интересах Кылосовой А.И., с учетом уточненных исковых требований (л.д. 55-56) о возложении на ответчика – одминистрацию г.Перми за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края предоставить Кылосовой А.И. и ее дочери Кавардаковой М.Д., на семью из двух человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кылосова А.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Трефелова Ф.Г. оставила ребенка в детдоме, отец – записан со слов матери. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кылосова А.И. находилась под опекой Кылосовой С.А., которая зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом истец права на данную жилую площадь не имеет. Какого-либо иного жилого помещения на праве собственности, либо на ином праве Кылосова А.И. не имеет. В настоящее время опека над Кылосовой А.И. прекращена, жилой площадью последняя не обеспечена, на иждивении Кылосовой А.И. находится несовершеннолетняя дочь – Кавардакова М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая имеет регистрацию по месту жительства отца по адресу: <адрес>, регистрация по вышеуказанному адресу произведена вынужденно, с целью соблюдения регистрационной дисциплины, прикрепления к медицинскому учреждению. На основании изложенного, исходя из требований жилищного законодательства, Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией г.Перми за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края, Кылосовой А.И. на семью из 2-х человек вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение.

В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также пояснила, что в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» истцу должно быть предоставлено жилое помещение с учетом членов её семьи, в связи с чем, согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Кылосовой А.И. должно быть предоставлено жилое помещение площадью 42 кв. м – на семью из двух человек.

Истец в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, пояснила, что проживает вместе с дочерью в квартире отца ребёнка. Дочь зарегистрирована с отцом, однако, в квартире проживают другие члены семьи отца ребёнка, в связи с чем площадь жилья на каждого члена семьи менее учётной нормы.

Администрация г.Перми в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя, а также отзыв на иск (л.д.73-74), в котором указано, что с заявленными исковыми требованиями ответчик не согласен, поскольку полагает, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края.

Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) также своего представителя в судебное заседание не направило, представило суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя, направило в суд возражения на иск, в которых просит в удовлетворении исковых требований прокурору г. Перми в интересах Кылосовой А.И. отказать в полном объеме, указав, что в адрес Правительства не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у истца жилых помещений на праве собственности. В соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает, при этом, обязательства Правительства Пермского края по распределению и перечислению средств бюджета Пермского края субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнены ими своевременно и в полном объеме (л.д.30-33).

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В судебном заседании установлено, что Кылосова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью Трефеловой Ф.Г. и Трефелова И.П., записанного в качестве отца со слов матери (л.д.10).

Постановлением главы администрации Индустриального района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Ерофеевой С.В. разрешено оформить опеку над несовершеннолетней Трефиловой Е.И. (л.д.79)

Постановлением главы администрации Индустриального района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением фамилии опекуна (л.д.17, 82), также изменены фамилия и имя несовершеннолетней опекаемой Трефеловой Е. на Кылосову А. (л.д. 15, 81), о чем выдано свидетельство о рождении (л.д.10).

Решением Индустриального районного суда г.Перми от 17.10.2006г. из актовой записи о рождении Кылосовой А.И. (до августа ДД.ММ.ГГГГ Трефеловой Е.И.), произведенной отделом ЗАГС администрации Индустриального района г.Перми ДД.ММ.ГГГГ за № исключены сведения об отце, которым указан Трефелов И.П., и о матери, которой указана Трефелова Ф.Г. (л.д. 18-19), в связи с чем, Кылосовой А.И. ДД.ММ.ГГГГ выдано повторное свидетельство о рождении (л.д. 9).

Судом также установлено, что Кылосова А.И. имеет на иждивении малолетнего ребенка – Кавардакову М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 62).

Постановлением главы администрации Индустриального района г.Перми от 10.03.2006г. № Кылосова А.И. поставлена на учет в качестве нуждующейся в жилом помещении по внеочередному списку, номер в очереди – № (л.д. 6, 24-25), при этом зарегистрирована по адресу: <адрес>, совместно с бывшими опекунами и их детьми (л.д. 21).

Дочь истца – Кавардакова М., зарегистрирована в квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью 44,2 кв.м., совместно с отцом по адресу: <адрес>, где помимо них также зарегистрированы и проживают Шипицына Л.В., Кавардаков А.В., Кавардаков А.В. Кавардакова О.А. (л.д. 58).

В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», за Кылосовой А.И., ее дочерью Кавардаковой М.Д., лицом, указанным в качестве матери, квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае не зарегистрировано, в приватизации жилых помещений не участвовали (л.д. 22, 23, 46, 47, 59, 60, 61).

Вышеуказанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются исследованными материалами дела и не оспариваются сторонами.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Кылосова А.И. является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.

Истец признана нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена. Право членов семьи Кылосовой А.И. производно от ее права на внеочередное предоставление жилого помещения в случае нуждаемости всех членов семьи. Данное право истца ответчиками не оспорено. Следовательно, требования прокурора о предоставлении истцу на семью из двух человек жилого помещения являются правомерными.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м – на семью из двух человек.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК.

Следовательно, Кылосовой А.И. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на семью из двух человек общей площадью не менее 42 кв.м.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.

При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Кылосовой А.И. на семью из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. в черте г.Перми.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Перми в интересах Кылосовой А.И. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Кылосовой А.И. на семью из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. в черте г.Перми.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.З.Баксанова