Дело № 2-1632/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
прокурора Зарубина А.С.,
с участием представителя Пермской городской Думы – Зеленина Д.С., действующего на основании доверенности,
представителей администрации г.Перми Савиновой А.Р., Кисляковой О.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению прокурора г.Перми о признании решения Пермской городской Думы №286 от 24.11.2009 г. не действующим со дня его принятия,
установил:
Прокурор г.Перми обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением о признании решения Пермской городской Думы №286 от 24.11.2009 г. «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. №161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» не действующим со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 24.11.2009 г. решением Пермской городской Думой №286 внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. №161 «О нормативах потребления коммунальных услуг». В соответствии с п.1 данного решения для установления нормативов потребления коммунальных на отопление применен расчетный метод, что является необоснованным, поскольку, согласно п.20 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод. При этом в соответствии с п.20, 21, 22, 23 данного постановления при установлении нормативов расчетный метод применяется только в случае невозможности использования метода аналогов либо экспертного метода по причинам, указанным в п. 21, 22 постановления, а именно если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах отсутствуют или их недостаточно, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Как установлено проверкой, проведенной прокуратурой г. Перми объективные причины для не применения метода аналогов или экспертного метода при установлении нормативов потребления коммунальных услуг отсутствуют. Следовательно, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов на отопление) Пермской городская Дума обязана была применить иной метод, чем тот, который установлен оспариваемым решением. Кроме того, согласно п.13 Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более, чем на 5%. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Оспариваемым решением изменены нормативы (в том числе на отопление) на ДД.ММ.ГГГГ по сравнению с нормативами, действовавшими в ДД.ММ.ГГГГ. При этом правовых основания для их изменения не имелось. Таким образом, Пермской городской Думой при принятии решения №286 от 24.11.2009 г. «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. №161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» были нарушены пункты 13, 21, 22 Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Названные нарушения повлекли необоснованное повышение оплаты за коммунальные услуги для граждан г.Перми, проживающих в 1,2, 3 и 4-этажных домах, что позволяет в силу ст. ст. 45, 251 ГПК РФ обратиться прокурору с соответствующим требованиями в суд.
Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил решения Пермской городской Думы №286 от 24.11.2009 г. признать не действующим со дня его принятия.
Представитель Пермской городской Думы с заявленными требованиями прокурора не согласился в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях. Так, согласно позиции Пермской городской Думы, оспариваемый правовой акт местного самоуправления принят компетентным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с действующим законодательством (л.д. 103-105).
Представители администрации г.Перми заявленные требования также считают необоснованными, поскольку расчет нормативов потребления тепловой энергии содержит полный анализ возможности применения иных методов при проведении такого расчета (л.д. 109-111).
Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, суд считает, что требования прокурора являются необоснованными, а оспариваемый нормативно-правовой акт законным в силу следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г.«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Гражданского кодекса РФ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ № 313-ФЗ).
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 и ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. федеральных законов от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ), жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).
На основании ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3, п. 4, п.п. «д» п. 5, п.п. 19-24, п.п. 44-45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306, устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (п. 4).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п.п. «д» п. 5).
При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 19).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:
1) метод аналогов;
2) экспертный метод;
3) расчетный метод (п. 20).
Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 21).
Экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.
При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования в домах, в которых проводятся измерения, должна соответствовать правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 22).
Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (п. 23).
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (п. 24).
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам (п.44).
Температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта (п.45).
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
24.11.2009 г. Пермской городской Думой принято решение №286, которым внесены изменения в Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 61 (ред. Решения Пермской городской Думы от 28.12.2004 г. № 206) «О нормативах потребления коммунальных услуг», в части установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, постановлено применять для установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление расчетный метод. Так, пункт 1 приложения к решению от 23.12.2003 г. №161 «Отопление» нормативов потребления коммунальных услуг, изложен в новой редакции, согласно которой, установлены нормативы потребления коммунальных услуг на отопление в зависимости от этажности и года постройки многоквартирных домов или жилых домов.
Решение Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. №286 опубликовано 08.12.2009 г. в печатном средстве массовой информации - Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь, вступило в силу 01.01.2010 г. (п. 4, п. 5 решения).
Проверяя законность принятого решения на предмет соблюдения порядка принятия такого решения суд считает, что решение Пермской городской Думы от 24.11.2009 №286 г. принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления городского округа по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определенных ст. 157 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, не противоречит постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», ст., ст. 7, 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст., ст. 40, 41, 47 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.), с соблюдением процедуры, установленной названными нормативными актами.
Определяя законность принятого Пермской городской Думой решения суд исходит из того, что целью принятии такого решения стало приведение нормативов потребления коммунальных услуг на отопление в соответствие с требованиями действующего на тот период времени законодательства, в т.ч., в соответствие с Правилами установления нормативов потребления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, из п. 10 которых следовала необходимость дифференцирования нормативов потребления коммунальных услуг, в зависимости от различий в конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, чего ранее не было предусмотрено Пермской городской Думы при принятии решения от 23.12.2003 г. №161 «О нормативах потребления коммунальных услуг».
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. №161 в части нормативов потребления коммунальных услуг на отопление действовало в редакции решения Пермской городской Думы от 28.12.2004 г. №206. Таким образом, ранее установленные нормативы потребления коммунальных услуг на отопление на момент принятия оспариваемого правового акта местного самоуправления действовали более трех лет.
Судом также учтено, что при установлении нормативов потребления Пермской городской Думой при принятии решения от 24.11.2009 г. №286 дифференциация домов в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства в соответствии с п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, была применена впервые. Решением Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. №161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению различалось в жилых домах и общежитиях.
В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома, понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики дома, под степенью благоустройства, понимается наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг.
Судом установлено, что вопрос о дифференциации домов в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, при установлении нормативов потребления, являлся усмотрением представительного органа местного самоуправления – Пермской городской Думы, и, как следует из оспариваемого решения, был разрешен путем разделения домов на группы в зависимости от этажности и года постройки, что не противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306, принципам регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, установленным ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Оценивая доводы заявителя о законности применения при установлении нормативов потребления расчетного метода, суд исходит из того, что при установлении норм потребления коммунальных услуг на отопление Пермская городская Дума, как представительный орган местного самоуправления, в соответствии с п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, была вправе самостоятельно определить один из методов установления нормативов, исходя из сведений, представленных администрацией г.Перми, а также сведений, полученных в период работы над проектом решения.
Судом установлено, что в ходе подготовки проекта оспариваемого решения, для разрешения вопроса о возможности применения одного из методов установления нормативов потребления была привлечена экспертная организация ООО НПО «Энерготехпроект». Специалистами данной организации были проведены исследования в сфере определения возможности применения той или иной методики установления нормативов потребления, а также сделан расчет нормативов потребления тепловой энергии для отопления жилого фонда г. Перми.
В соответствии с представленным суду заключением на основании проведенных исследований, в том числе с изучением результатов измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах, изучением технической документации жилищного фонда, специалисты пришел к выводу о том, что применение методов аналогов и экспертного для установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление в г. Перми на момент исследования невозможно, поскольку сведений о результатах измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями было недостаточно для применения метода аналогов. В свою очередь, для применения экспертного метода отсутствовали данные измерений, а также техническая возможность получения таких данных по г. Перми. При этом специалистами проанализировал данные о домах различной этажности, годов постройки и материалов, из которых они построены.
С учетом выводов, к которым пришли специалисты, наиболее возможным для установления нормативов потребления применим расчетный метод.
Таким образом, суд считает, что Пермской городской Думой законно применен расчетный метод, необходимость использования которого должным образом мотивирована, основана на действующем законодательстве.
Доказательства, свидетельствующие о возможности применения при установлении нормативов потребления метода аналогов или экспертного метода, суду на момент рассмотрения дела представлено не было. Как не представлены суду доказательства и того, что при применении иных методов нормативы потребления были бы ниже, установленных решением Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. №286.
Учитывая изложенное выше требования прокурора являются необоснованными, решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. №286 «О внесении изменения в решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. №161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» законным.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Прокурору г.Перми в удовлетворении заявления о признании решения Пермской городской Думы №286 от 24.11.2009 г. в части пунктов 1, 2 применительно к подпунктам 1.1.4-1.2.10 не действующим со дня его принятия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - подпись - (Е.И. Гачегова)
<данные изъяты>