Дело № 2-2271/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2011 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Воробьевой Е.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Федотовой К.И. о признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми, возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации города Перми поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Федотова К.И. в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, возложить Управление жилищных отношений администрации города Перми (далее по тексту – Управление) обязанность поставить ее (Федотову) на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своего заявления Федотова К.И. указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в доме по адресу: <адрес>, который в настоящее время не отвечает требованиям безопасности; доля в праве на данное домовладение принадлежит ее (Федотовой) внучке Мочаловой О.В. и правнучке Мочаловой В.И.; сам дом состоит из <данные изъяты>этажного кирпичного жилого дома, <данные изъяты>этажного кирпичного теплого пристроя (лит. А, А1), <данные изъяты> холодных пристроев (лит. А, а1, а2, а3), <данные изъяты>-этажного бревенчатого жилого дома (лит. б), и <данные изъяты>-этажного бревенчатого жилого дома с <данные изъяты>-этажным теплым пристроем (лит. В, В1); она (Федотова) проживает с правнучкой Мочаловой В.И. в комнате площадью <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты>-этажного бревенчатом доме, состоящем из <данные изъяты>х квартир, во второй комнате живет ее (Федотовой) правнук Мочалов Е.И. со своей семьей: супругой и дочерью; техническое состояние конструкций дома № по <адрес> по заключению Пермского областного отделения «Центр качества строительства» является недопустимым и создает угрозу для жизни проживающих. В данном доме на регистрационном учете состоит еще <данные изъяты> человек, многие из них проживают в домовладении с семьями, собственниками домовладения значатся <данные изъяты> гражданина, письменные соглашения между гражданами о порядке пользования данным домовладением отсутствуют и их оформление при указанном количестве собственников и проживающих лиц по существу невозможно. Кроме того, заявитель указала, что она никогда не участвовала в приватизации, в собственности жилых помещений не имеет; при этом считает, что от ее имени в Управление представлены все необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, четкий перечень таких документов отсутствует (л.д. 3-5, 100-102, 170).
Судом в качестве заинтересованного лица по делу привлечен начальник Управления, распоряжение которого оспаривает заявитель (л.д. 176-177).
В судебное заседание заявитель, ее представители, представитель Управления и руководитель Управления не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; представители заявителя и Управления просят рассмотреть дело без их участия, о чем суду представлены письменные заявления (л.д. 178, 179, 180, 183-185).
Ранее представитель Управления с заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 173-175), из которых следует, что Федотова К.И. при обращении в Управление не представила документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ в отношении лиц, зарегистрированных вместе с нею и Мочаловой В.И.: копии паспортов, свидетельств о рождении лиц, не достигших возраста 14 лет; документов, подтверждающих право пользования занимаемым жилым помещением; справок (иных документов) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности, а также совершении (несовершении) в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок в отношении жилых помещений, находящихся в собственности; не представлены документы о порядке пользования жилыми помещениями в доме, доли в натуре не выделены, в связи с чем Управление пришло к выводу о проживании всех граждан, зарегистрированных в доме, в качестве членов одной семьи на совместной жилой площади. При этом, по мнению Управления, отказ является правомерным, права заявителя не нарушает, так как она не лишена права представить необходимые документы в порядке, предусмотренном законом.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании подп. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы.
Частями 2 и 3 ст. 54 ЖК РФ определено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Из положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 г. № 2694-601 (в ред. от 24.06.2010 г.) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определяет, что к заявлению о постановке на учет прилагаются:
паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи;
документы, подтверждающие состав семьи заявителя;
решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и(или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма;
документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, а именно:
документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и лицами, указанными в качестве членов его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.);
справки (иные документы) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности заявителя и каждого из членов его семьи, а также совершении (несовершении) в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок заявителем и каждым из членов его семьи в отношении жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи;
заверенная организацией технической инвентаризации выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и(или) членами его семьи;
документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям;
документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что Федотова К.И., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д. 120), ДД.ММ.ГГГГ через своего представителя Мочалову О.В., действующую на основании доверенности, в Управление представила заявление о принятии ее на учет по этому основанию, указав, что в собственности семья имеет 1/182 доли в праве собственности на домовладение по <адрес>; к заявлению Федотовой К.И. приложены: копия ее паспорта, копия вкладыша к удостоверению о статусе вдовы участника Великой Отечественной войны, акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, справка о регистрации Мочаловой В.И. в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ (с рождения) по ДД.ММ.ГГГГ, копии паспортов Мочаловой В.И. (правнучка Федотовой К.И.), Мочаловой О.В. (внучка Федотовой К.И.) и Ждановой Т.М. (дочь Федотовой К.И.), копии свидетельств о рождении Мочаловой В.И., Ждановой (в настоящее время – Мочаловой) О.В., Федотовой (в настоящее время – Ждановой) Т.М., копии свидетельств о заключении брака между Мочаловым И.Л. и Ждановой (Мочаловой) О.В., между Ждановым В.И. и Федотовой Т.М.; справку о регистрации Федотовой К.И. и других зарегистрированных в домовладении № по <адрес> лицах; копии свидетельств о государственной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ права собственности на 1/182 доли в праве на данное домовладение за Мочаловой В.И., копию технического паспорта на домовладение, справку ГУП ЦТИ Пермского края в отношении Федотовой Е.И. и Мочаловой В.И., уведомление и выписку из ЕГРП Управления Росреестра.
При этом в своем заявлении в Управление Федотова К.И. указала, что ее семья состоит из одного человека.
Данные обстоятельства подтверждаются упомянутыми выше документами, представленными Управлением суду при рассмотрении настоящего дела (л.д. 110-169).
Также судом установлено, что Управлением на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Федотовой К.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано по тому основанию, что ею не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 ЖК РФ документы в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства совместно с нею и Мочаловой В.И.: копии паспортов, свидетельств о рождении лиц, не достигших возраста 14 лет; документы, подтверждающие право пользования занимаемым жилым помещением; справки (иные документы) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности, а также совершении (несовершенни) в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок в отношении жилых помещений, находящихся в собственности (л.д. 109).
Данный отказ суд признает незаконным в силу следующего.
Так, из акта проверки жилищных условий заявителя следует, что Федотова К.И. вместе с правнучкой Мочаловой В.И. проживает в домовладении № на <адрес>, занимая Мочаловой В.И. <данные изъяты> комнату жилой площадью <данные изъяты> кв.м. на <данные изъяты> этаже в <данные изъяты> бревенчатом жилом доме (лит. Б), общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м., элементы благоустройства в доме отсутствуют; нанимателем помещения в акте указана Мочалова В.И. (л.д. 114-115); по данным паспорта Федотова К.И. зарегистрирована в данном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115-119), ее правнучке Мочаловой В.И., зарегистрированной по этому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124-128), принадлежит 1/182 доля в праве собственности на данное домовладение с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142).
Поскольку Федотова К.И. заявила о своем проживании в одной из комнат вышеуказанного дома с Мочаловой В.И., являющейся одним из собственников домовладения, то суд считает, что документы, являющиеся основанием для проживания в данном домовладении, и о составе семьи Федотовой К.И., ею в Управление были предоставлены.
Несмотря на то, что Федотова К.И. заявила о составе своей семьи из одного человека, она в Управление к заявлению приложила не только копию своего паспорта, но и копию паспорта дочери Ждановой Т.М. и копии паспортов зарегистрированных в том же домовладении правнучки Мочаловой В.И. и внучки Мочаловой О.В., документы о рождении указанных лиц и о перемене ими фамилии (л.д. 130-139).
Действительно, из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в домовладении № на <адрес> зарегистрировано, кроме Федотовой К.И., еще <данные изъяты> граждан (л.д. 140-141), часть из которых тоже является собственниками этого домовладения, что следует из технического паспорта (л.д. 143-147).
Вместе с тем, из объяснений представителя Федотовой К.И. следует, что зарегистрированные в домовладении лица членами семьи Федотовой К.И. не являются, а Федотова К.И., заявив Управлению о составе семьи из одного человека, не обязана была представлять документы в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства совместно с нею (Федотовой К.И.) и Мочаловой В.И., а именно копии паспортов, свидетельств о рождении лиц, не достигших возраста 14 лет, как указано в оспариваемом распоряжении Управления, а также иные документы в отношении этих лиц, указанные в оспариваемом распоряжении.
Документы регистрирующих органов – Управления Росреестра по Пермскому краю и ГУП «ЦТИ Пермского края» об отсутствии у Федотовой К.И. на праве собственности объектов недвижимости к ее заявлению в Управление прилагались, что подтверждается тем, что именно Управление представило суду справки из указанных органов, как представленные Федотовой К.И. (л.д. 167, 168).
Таким образом, распоряжение Управления об отказе Федотовой К.И. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении неправомерен.
То обстоятельство, что Федотовой К.И. не представлен отдельный документ регистрирующего органа о совершении (несовершенни) ею в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок в отношении жилых помещений, находящихся в собственности, о законности оспариваемого распоряжения не свидетельствует, поскольку в разделе «Сведения о принадлежности» технического паспорта на домовладение, оформленного ГУП «ЦТИ Пермского края» в ДД.ММ.ГГГГ Федотова К.И. в списке собственников не значится, а из этого раздела следует, что Мочалова О.В. получила долю домовладения по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147-148).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Федотова К.И., получив 13/182 доли в праве собственности на домовладение после смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ, подарила эту собственность внучке – Мочаловой О.В. по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 182), с момента совершения сделки прошло более пяти лет.
Ссылку представителя Управления на то, что Федотова К.И. не представила документы о порядке пользования жилыми помещениями, входящими в состав домовладения № на <адрес>, что доли в натуре не выделены, в связи с чем специалисты Управления пришли к выводу о том, что все граждане, зарегистрированные в данном домовладении, являются членами одной семьи, проживающими на совместной площади, суд отвергает, как бездоказательную и не основанную ни на заявлении Федотовой К.И. о составе ее семьи, сведениях в справке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140-141), ни на положениях ч. 4 ст. 52 ЖК РФ и ст. 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 г. № 2694-601 (в ред. от 24.06.2010 г.) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Причем такого основания для отказа (отсутствие документов о порядке пользования жилыми помещениями, входящими в состав домовладения № на <адрес>, отсутствие выделения долей в натуре в домовладении) оспариваемое распоряжение не содержит.
При изложенных выше обстоятельствах суд признает отказ Управления, оформленный распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению Федотовой К.И. незаконным, а заявление Федотовой К.И. – обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с тем, что отказ Управления суд признал незаконным, а заявление судом рассматривается по правилам главы 25 ГПК РФ, то суд возлагает на Управление обязанность не принять заявителя на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, а повторно рассмотреть ее заявление о принятии на такой учет.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Федотовой К.И. удовлетворить –
отказ Управления жилищных отношений администрации города Перми в принятии Федотовой К.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, оформленный распоряжением Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, признать незаконным,
возложить обязанность на Управление жилищных отношений администрации города Перми повторно рассмотреть заявление Федотовой К.И. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
<данные изъяты>