о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом



Дело № 2-2954/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием прокуроров – Сысоевой С.М., Шильниковой В.В.,

истца – Чижиковой А.С.,

представителей ответчика – Быстриковой В.В., Кагпуренко Н.С., действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление заместителя прокурора Пермского края в интересах несовершеннолетней Щербаковой М.А., Чижиковой А.С. к Министерству здравоохранения Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении лекарственного препарата, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд в интересах несовершеннолетней Щербаковой М., Чижиковой А.С. к Министерству здравоохранения Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении лекарственного препарата, возложении обязанности обеспечить Щербакову М. лекарственным препаратом.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в прокуратуру Пермского края обратилась Чижикова А.С. по вопросу необеспечения ребёнка-инвалида лекарственными средствами. Прокуратура провела проверку, в ходе которой был установлено, что дочь заявителя М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения больна <данные изъяты> (<данные изъяты>). В ДД.ММ.ГГГГ ребёнок обследован в лаборатории наследственных болезней обмена веществ Медико-генетического научного центра (<адрес>), диагноз «<данные изъяты>» подтверждён. ДД.ММ.ГГГГ ребёнку установлена инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГГГ По направлению Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № девочка консультировалась в Федеральном государственном учреждении «Российская детская клиническая больница» в <адрес>. Консилиумом врачей Щербаковой М.А. рекомендовано проведение фермент-заместительной терапии препаратом «Альдуразим» в дозе 100 Ед/кг еженедельно, пожизненно. Назначение данного препарата является в настоящее время единственным возможным вариантом поддерживающей терапии. Ответчик, рассмотрев обращение Чижиковой А.С. по вопросу обеспечения ребёнка данным препаратом, отказало в обеспечении Щербаковой М.А. бесплатно лекарственным препаратом «Альдуразим» со ссылкой на отсутствие стандарта лечения <данные изъяты>.

В ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с подп. 9 ст. 6.1 и п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665 утверждён Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам относится к полномочиям Российской Федерации, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Лекарственное средство «Альдуразим» в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, не входит, следовательно, Щербакова М.А. не может быть обеспечена данным препаратом в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета.

В тоже время Щербакова М.А. как ребёнок-инвалид имеет право на получение лекарственного обеспечения в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами. В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890), на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Указанным Постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В раздел «Группы населения» включены дети-инвалиды. Они бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

При этом согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке. Следовательно, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели. Таким образом, Щербакова М.А. как ребёнок-инвалид имеет право на получение всех необходимых ей лекарственных средств, в т.ч. «Альдуразима». Обеспечение её данным препаратом должно осуществляться за счёт средств субъекта Российской Федерации. Данное право является неотъемлемым, не может быть ограничено наличием или отсутствием стандарта лечения заболевания, которым она страдает.

В судебном заседании представители истца прокуратуры Пермского края и истец Чижикова А.С. на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласились, подтвердив обстоятельства, изложенные в отзыве на иск, согласно которым, оказание медицинской помощи основывается на принципе единства требований, норм, правил, стандартов, качества и безопасности медицинской помощи для всех субъектов медицинской деятельности. Осуществление медицинской деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Лекарственные средства назначаются больным в соответствии с критериями назначения, утвержденными стандартами и протоколами оказания медицинской помощи, с учетом клинических рекомендаций, доказательств эффективности препаратов, тяжести и особенности течения болезни, этапа оказания медицинской помощи, специализации и уровня отделений медицинских учреждений, имеющихся объемов финансирования. В соответствии со статьей 5 Основ установление стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан – к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В настоящее время разработанные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации стандарты и протоколы по лечению больных с <данные изъяты> лекарственными средствами Ларонидаза (Альдуразим), Идурсульфаза (Элапраза) отсутствуют, в результате, их применение при лечении <данные изъяты> расценивается как нарушение действующего законодательства РФ. Для разрешения данной ситуации Министерством здравоохранения Пермского края направлены обращения в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой дать разъяснения по применению лекарственных средств Ларонидаза (Альдуразим) Идурсульфаза (Элапраза). Кроме того учреждения здравоохранения Пермского края в случае наличия лекарственных препаратов Ларонидаза (Альдуразим), Идурсульфаза (Элапраза) столкнутся с проблемой лицензирования. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Для того чтобы соискатель лицензии получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, ему необходимо соблюсти ряд установленных обязательных лицензионных условий, требований, в том числе обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам). При отсутствии утвержденного стандарта и порядка оказания на конкретный вид медицинской помощи, на который соискателем лицензии подано заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности лицензирующим органом будет отказано. В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ категория граждан – дети-инвалиды отнесена к федеральным льготникам, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Согласно статье 4.1 Федерального закона 178-ФЗ федеральные льготники – лица, внесенные в установленном порядке в Федеральный регистр, обеспечиваются дополнительной бесплатной медицинской помощью, в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, за счет федерального бюджета. Оплата дополнительной бесплатной медицинской помощи составляет 570 рублей на одного федерального льготника в месяц. Средства федерального бюджета доводятся до бюджетов субъектов Российской Федерации в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотрена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации). Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006г. № 665, не содержит наименований лекарственных средств Ларонидаза (Альдуразим), Идурсульфаза (Элапраза). Синдром <данные изъяты> или <данные изъяты> – тяжелое наследственное заболевание накопления, вызванное дефектом на генном уровне. Заболевание вызвано неполным расщеплением в организме определенных <данные изъяты>, называемых также гликозамингликанами или ГАГ. При синдроме <данные изъяты> ГАГ накапливаются в клетках всего организма из-за дефицита или отсутствия фермента iduronate-2-sulfatase (I2S). Накопление ГАГ приводит к тяжелым поражениям отдельных органов, протекающих с поражением глаз, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом. Поскольку процесс накопления ГАГ идет практически во всех клетках организма, признаки синдрома <данные изъяты> с течением времени становятся все более и более видимыми. Физические проявления для некоторых людей с синдромом <данные изъяты> включают отличительные лицевые особенности, большую голову и увеличенный живот. Люди с синдромом <данные изъяты> могут также испытывать потерю слуха, утолщение сердечных клапанов, ведущее к снижению сердечной функции, затрудненное дыхание, апноэ, увеличение печени и селезенки. Часто наблюдается поражение центральной нервной системы, ведущее к задержке умственного развития. Таким заболеванием болеют 5 человек из 10 тысяч. До ДД.ММ.ГГГГ основная терапия данного заболевания была только симптоматической. В настоящее время разработаны патогенетические методы лечения, которые включают трансплантацию костного мозга. Симптоматическая терапия, патогенетические методы лечения также осуществляются в соответствии с утвержденными стандартами и порядком оказания медицинской помощи. Фактически больные обеспечиваются лекарственными средствами в соответствии с действующим законодательством, включая обеспечение лекарственными средствами изделиями медицинского назначения и специализированным» продуктами питания федеральных льготников и обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения региональных льготников. В настоящее время Министерство обладает информацией о том, что объем финансовых средств на программу с дорогостоящей терапией определен на 2011-2012 г.г. и средства на лекарственное обеспечение рассчитаны в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи по конкретным заболеваниям. Обеспечение лекарственными средствами для обеспечения мукополисахаридоза за счет средств федерального бюджета не предусмотрено, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований просит отказать (л.д.37-41).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего:

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь.

В силу ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:…координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии со ст. 1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 вышеуказанного закона, основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья…

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: … дети-инвалиды.

При этом, в набор социальных услуг согласно ст. 6.2. указанного Федерального закона включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов… Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг необходимыми лекарственными средствами при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» утверждён Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, согласно приложению.

Учитывая, что в сложившихся экономических условиях обеспечение лекарственными средствами населения и учреждений здравоохранения не улучшается, а работа отечественной фармацевтической промышленности не решает в полной мере стоящих перед ней задач, Правительство Российской Федерации Постановлением от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» постановило: утвердить Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, согласно которому в указанный перечень включены дети-инвалиды. На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; … привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В судебном заседании установлено, что Щербакова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью Чижиковой А.С., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.12).

Согласно выписке из истории болезни МУЗ ГДКБ №, врачебному заключению Пермской краевой детской консультативной поликлиники, заключению медико-генетического научного центра Щербаковой М. в ДД.ММ.ГГГГ поставлен диагноз <данные изъяты> (л.д. 13, 14-15, 19, 20).

Решением Медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ребёнку установлена инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17).

Консилиумом врачей ФГУ «Российская детская клиническая больница» в составе <данные изъяты> по МЧ Бологова А.А., <данные изъяты> Брюсовой И.Б., <данные изъяты> Сметанина Н.С., <данные изъяты> Михайловой С.В. Щербакова М. обследована и ей рекомендовано наряду с иными формами лечения назначение по жизненным показаниям фермент-заместительной терапии. Препаратом «Альдуразим» в дозе 100 Ед/кг (вес ребенка 14 кг * 100 = 1400 Ед) еженедельно, внутривенно капельно, медленно. Препарат вводится еженедельно, пожизненно (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ Чижикова А.С. обращалась в Министерство здравоохранения Пермского края с заявлением о решении вопроса обеспечения её ребёнка необходимыми препаратами (л.д. 23). ДД.ММ.ГГГГ Чижикова А.С. также обратилась к Губернатору Пермского края Чиркунову О.А. с заявлением о решении вопроса по осуществлению лечения её ребёнка (л.д. 25).

В обоих случаях на обращения Чижиковой А.С. Министерством здравоохранения Пермского края даны ответы, согласно которым, в связи с утверждёнными стандартами медицинской помощи по конкретным заболеваниям, обеспечение препаратами для лечения <данные изъяты> за счёт средств федерального бюджета законодательными и нормативно-правовыми базами РФ не предусмотрено (л.д. 24, 26-27), следовательно, в предоставлении бесплатно лекарственного препарата «Альдуразим» для лечения Щербаковой М. Чижиковой А.С. отказано.

Проанализировав требования вышеуказанного законодательства, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что ответчиком в предоставлении лекарственного препарата «Альдуразим» отказано не законно.

Положениями Конституции РФ Щербаковой Миланы гарантированно неотъемлемое получение социального обеспечения в случае болезни и инвалидности.

В соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» ребёнок-инвалид имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Указанным законом обеспечение лекарственными препаратами предусмотрено в рамках разработанных стандартов медицинской помощи для конкретного заболевания. Разработка стандартов медицинской помощи, в соответствии со ст. 5 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан. При этом, согласно ст. 37.1 Основ стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Из пояснений представителей ответчика в судебном заседании установлено, что стандарт медицинской помощи для заболевания – <данные изъяты> – в Российской Федерации не разработан, а препарат «Альдуразим» не включён в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. В связи с этим, у Министерства здравоохранения Пермского края отсутствует правовой механизм предоставления данного лекарственного препарата для лечения Щербаковой М., что является препятствием для получения ребёнком требуемого лечения.

Однако, по мнению суда, данное обстоятельство, которое является фактически пробелом в законодательстве, отсутствие возможности получения лекарства, как по рецепту так и без рецепта, не может нарушать права ребёнка, закреплённое в основном законе Российской Федерации, на обеспечение лечением, в том числе, в условиях стационара, когда требуемые для лечения препараты предоставляются без рецептов.

В настоящее время, как следует из пояснений сторон и материалов дела, Щербакова М. получает симптоматическое лечение, а именно ребёнок принимает препараты для лечения глаукомы и неврологической симптоматики в соответствии со стандартами медицинской помощи указанных заболеваний. При этом, из пояснений представителя ответчика следует, что исключительно симптоматическое лечение больных <данные изъяты> проводилось лишь до ДД.ММ.ГГГГ. В данный момент существует патогенетический способ лечения заболевания – трансплантация костного мозга.

Однако, в соответствии с заключением консилиума врачей ФГУ «Российская детская клиническая больница» с учётом возраста ребёнка, неврологических расстройств, прогрессирующего течения заболевания показания для проведения трансплантации костного мозга отсутствуют.

Также из пояснений сторон установлено, что <данные изъяты> протекает поражением глаз, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом. Поскольку процесс накопления ГАГ идет практически во всех клетках организма, признаки заболевания с течением времени становятся все более и более видимыми. Физические проявления для некоторых людей с указанным заболеванием включают отличительные лицевые особенности, большую голову и увеличенный живот. Больные могут также испытывать потерю слуха, утолщение сердечных клапанов, ведущее к снижению сердечной функции, затрудненное дыхание, апноэ, увеличение печени и селезенки. Часто наблюдается поражение центральной нервной системы, ведущее к задержке умственного развития. Все эти факторы приводят к гибели больного.

Из заключения консилиума врачей ФГУ «Российская детская клиническая больница» усматривается, что вышеперечисленные проявления заболевания у ребёнка ярко выражены, состояние девочки оценивается как средней тяжести, что свидетельствует о необходимости принятия мер для скорейшего эффективного её лечения. Именно с этой целью Щербакова М. Первым заместителем министра Министерства здравоохранения Пермского края была направлена в ФГУ «РДКБ» на консультацию для решения вопроса о дальнейшей тактике ведения пациента (л.д. 18).

Как следует из пояснений представителей ответчика, в Пермском крае имеется только два врача-генетика. Лечение ребёнка осуществляется участковым врачом-педиатром, который, в свою очередь, должен назначать лечение с учётом рекомендаций врачей-специалистов. Указанные обстоятельства, а также факт отсутствия стандарта медицинской помощи при заболевании «<данные изъяты>», которым лечащий врач имел бы возможность руководствоваться при лечении ребёнка, малая изученность заболевания, позволяют суду сделать вывод об отсутствии на территории Пермского края возможности объективного и полного обследования ребёнка, а также разработки тактики оказания ему квалифицированной медицинской помощи в требуемом объёме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что лечащий врач ребёнка должен при лечении Щербаковой М. руководствоваться рекомендациями, изложенными в заключении консилиума врачей ФГУ «РДКБ», которые являются наиболее компетентными в решении вопроса лечения больных <данные изъяты>.

При этом, суд находит не состоятельными доводы представителей ответчика о том, что указанным заключением медицинские препараты ребёнку лишь рекомендованы, а не являются обязательными, а указанное лечение не может быть безусловно применено лечащим врачом. К данному выводу суд приходит на основании того, что иной альтернативный метод лечения заболевания «<данные изъяты>» в Российской Федерации отсутствует, в связи с чем, у лечащего врача основания не принимать во внимание и не применять рекомендованное консилиумом более квалифицированных специалистов, ребёнку метод лечения также отсутствуют.

Согласно заключению консилиума врачей ФГУ «РДКБ», единственно возможным вариантом поддерживающей терапии ребёнку в настоящее время является назначение по жизненным показаниям препарата «Альдуразим».

Таким образом, применение препарата «Альдуразим» является единственным действенным способом лечения ребёнка наряду с симптоматической терапией в настоящее время.

Из пояснений представителей ответчика следует, что лекарственный препарат «Алдьуразим» применяется в медицине для лечения больных <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, а в России – с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно инструкции по применению препарата, данное лекарственное средство применятся в качестве долгосрочной ферментозаместительной терапии у пациентов с диагнозом <данные изъяты> для лечения не неврологических проявлений этого заболевания. Из указанного следует, что данный препарат должен применяться наряду с проведением симптоматического лечения больных, а проведение ребёнку только симптоматического лечения является недостаточным.

Отсутствие разработанного стандарта медицинской помощи заболевания «<данные изъяты>», а также отсутствие препарата «Альдуразим» в Перечне лекарственных препаратов, подлежащих выдаче в рамках социальной помощи, не могут являться основанием для отказа ребёнку в обеспечении её лекарственным средством, применение которого на сегодняшний день является единственным способом лечения тяжёлого заболевания, что является нарушением прав ребёнка-инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что препарат «Альдуразим» является дорогостоящим, денежные средства на его приобретения у ответчика отсутствуют. Однако, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; … привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов…, организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Во исполнение указанного закона Законодательным Собранием Пермского края 18.11.2010г. принят Закон «О Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год», согласно которому утверждена программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, согласной которой за счет средств бюджета Пермского края предоставляется: … лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и(или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При этом, средства на централизованные мероприятия предусматриваются в части расходов и на приобретение медикаментов для лечения больных мукополисахаридозом.

Однако, в настоящее время Щербакова М. не получает полного и эффективного лечения в рамках вышеуказанных законов. Вопрос, каким способом будут изысканы денежные средства на приобретение препарата, не является предметом настоящего иска, поскольку иск заявлен о восстановлении нарушенных прав на получение бесплатно медицинской помощи.

Доводы представителей ответчика о том, что предоставление истцу препарата «Альдуразим» невозможно также в связи с тем, что в лечебных учреждениях на территории Пермского края введение препарата невозможно в связи с отсутствием соответствующей лицензии на проведение указанной процедуры, суд находит не состоятельными. Согласно инструкции по применению препарата лечение альдуразимом должно проводиться под наблюдением врача, имеющего опты лечения пациентов с <данные изъяты> или с другими наследственными метаболическими заболеваниями. Введение препарата должно проводиться в соответствующей клинической обстановке, при наличии оснащения, необходимого для оказания экстренной медицинской помощи. Таким образом, указанная инструкция не содержит требования о наличии у лечебного учреждения либо у врача лицензии на введение альдуразима. Кроме того, решение вопроса о том, каким образом следует организовать ребёнку введение препарата, также не является предметом рассмотрения настоящего иска и соответственно не относится к компетенции суда в рамках данного дела.

С учётом изложенного, требования заместителя прокурора Пермского края в интересах несовершеннолетней Щербаковой М.А., Чижиковой А.С. к Министерству здравоохранения Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении лекарственного препарата «Альдуразим», возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом «Альдуразим» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Пермского края в предоставлении Щербаковой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно лекарственного препарата «Альдуразим».

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Пермского края по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать лечение Щербаковой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения препаратом «Альдуразим» в необходимом объёме, рекомендованном консилиумом врачей Федерального государственного учреждения «Российская детская клиническая больница».

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п Е.З.Баксанова

<данные изъяты>а