о признании отказа в предоставлении скидки по оплате жилого помещения незаконным



Дело № 2 – 2624/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием прокурора Тонких П.В.,

третьего лица Талиповой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах Талиповой А.Х., к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности, третьи лица – Отдел по Орджоникидзевскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Талипова А.Х.,

у с т а н о в и л:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд в интересах Талиповой А.Х. с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании отказа в предоставлении скидки по оплате жилого помещения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет единой и дополнительной денежных компенсаций.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Талипова А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Дом по указанному адресу, где находится квартира Талиповой А.Х., находится в муниципальной собственности. Поскольку Талипова А.Х. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, то на основании постановления Правительства Пермского края от 24.03.2009г. № 166-п «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ей была назначена единая денежная компенсация и дополнительная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На основании представленных документов Талиповой А.Х. произведен перерасчет единой денежной компенсации без учета расходов на скидку по оплате за жилое помещение, с учетом наличия в собственности жилого помещения на основании свидетельства о праве на наследство по закону. С ДД.ММ.ГГГГ. производится незаконное удержание в размере назначенной после перерасчета дополнительной единой денежной компенсации до полного удержания излишне выплаченной суммы компенсации. Довод Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о том, что в силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Талипова А.Х. не имеет права на получение льготы на оплату жилого помещения, поскольку имеет в собственности жилое помещение на основании договора о праве на наследство по закону, истец считает не соответствующим нормам материального права (л.д. 2-7).

В судебном заседании представитель прокуратуры настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении, просит их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в суд своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 58). Из представленного ранее письменного отзыва следует, что Талипова А.Х. имеет в собственности жилое помещение на основании свидетельства о праве на наследство по закону (жилое помещение находится в частной собственности), соответственно не имеет права на скидку по оплате за жилое помещение. С 01.01.2010г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий населения предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации. Согласно приложению № 1 к Порядку предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009г. № 166-п (с изменениями) «Об утверждении Порядков предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», установлен размер ежемесячной денежной компенсации для инвалидов в сумме 208,50 руб. В случае, если 50 % расходов гражданина на оплату ЖКУ, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация. Согласно поступившим сведениям от поставщика жилищно-коммунальных услуг о размере предоставленной в ДД.ММ.ГГГГ. скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалиду Талиповой А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ назначена компенсация в сумме <данные изъяты> руб., из которой основная ежемесячная денежная компенсация – 208,50 руб., дополнительная – <данные изъяты> руб. На основании представленных Талиповой А.Х. документов произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации, поскольку она не имеет право на скидку по оплате за жилое помещение. В связи с необоснованным предоставлением поставщиком жилищно-коммунальных услуг скидки на оплату за жилое помещение, возникла переплата в сумме <данные изъяты> руб. По решению территориального управления удержание переплаты в указанном размере не производится (л.д. 24-28).

Талипова А.Х. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении требований (л.д. 52).

Отдел по Орджоникидзевскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 56), мнение по иску не представил.

Оценив доводы истца и ответчика, третьего лица Талиповой А.Х., исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника жилого помещения с момента возникновения права возлагается обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальных услуг.

Согласно ч. 2. ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальных услуг для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

В силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Частью 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений.

В соответствии с абз. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно приложению № 1 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009г. № 166-п (с изменениями) «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», размер ежемесячной денежной компенсации для инвалидов в сумме 208,50 руб. В случае если 50 % расходов гражданина на оплату ЖКУ, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Талипова А.Х. является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 10). При этом имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (свидетельство о праве на наследство по закону – л.д. 13).

На основании сведений поставщика жилищно-коммунальных услуг о размере предоставленной в ДД.ММ.ГГГГ скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалиду Талиповой А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ назначена компенсация в сумме <данные изъяты> руб., из которой: основная ежемесячная денежная компенсация – 208,50 руб., дополнительная – <данные изъяты> руб. (л.д. 30)

Согласно письму Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от ДД.ММ.ГГГГ расчет компенсации произведен Талиповой А.Х. без учета расходов на оплату за жилое помещение, поскольку она имеет в собственности жилое помещение на основании свидетельства о праве на наследство по закону (жилое помещение находится в частной собственности) – л.д. 38-40.

На основании обращения Талиповой А.Х. ДД.ММ.ГГГГ в Отдел по Орджоникидзевскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми и представленных ею документов произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации. Общая сумма компенсации по представленным квитанциям составила <данные изъяты> руб., в том числе: основная ежемесячная денежная компенсация составила 208,50 руб. и дополнительная – <данные изъяты> руб. При этом, согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ поставщик неправомерно предоставлял льготу на жилищные услуги, в связи с чем компенсации на оплату ЖКУ были назначены неверно, переплата с Талиповой А.Х. взыскиваться не будет (л.д. 37).

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для представления Талиповой А.Х. мер социальной поддержки в виде скидки по оплате за жилое помещение не имеется.

С учетом ст.ст. 154, 158 ЖК РФ вопрос разграничения обязанностей по несению расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом многоквартирных домов для собственников и нанимателей жилого помещения в настоящее время урегулирован.

Из содержания определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005г. следует, что определение условий и порядка предоставления поддержки инвалидов осуществляется исходя из специфики конкретных правоотношений законодателем.

Из содержания абз. 13 ст. 17 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что указанная выше гарантия распространяется не на всех инвалидов, а только на инвалидов, проживающих в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости форм собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Таким образом, к муниципальному жилищному фонду Кодекс относит жилые помещения, находящиеся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

К частному жилищному фонду Кодекс относит жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, зарегистрированных в качестве частных собственников: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством, а также построенные или приобретенные жилые дома или квартиры за счет средств юридических лиц, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом и зарегистрированных в установленном законом порядке.

Из содержания определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005г. следует, что определение условий и порядка предоставления поддержки инвалидов осуществляется исходя из специфики конкретных правоотношений законодателем.

Решая вопрос об отказе в удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что в данном случае законодатель четко разграничил, что право на пятидесятипроцентную скидку по оплате коммунальных услуг имеют все инвалиды, независимо от принадлежности занимаемого ими жилого помещения, а право на такую же скидку по оплате жилого помещения – только инвалиды, проживающие в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Таким образом, право на получение инвалидом скидки по оплате жилого помещения поставлено в зависимость от формы собственности жилого помещения, в котором проживает инвалид.

Талипова А.Х. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, поэтому отказ ответчика в предоставлении Талиповой А.Х. скидки по оплате жилого помещения является законным.

Оснований для перерасчета единой денежной компенсации и дополнительной денежной компенсации не имеется. Удержания дополнительной единой денежной компенсации Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми не производятся. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела и норм действующего законодательства, в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах Талиповой А.Х., следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах Талиповой А.Х., отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>