Дело № 2-1600/11
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации19 мая 2011 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.
при секретаре Соколовой И.П.,
с участием истца Самотаева С.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Самотаева С.Е. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Самотаев С.Е. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, требуя взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей на том основании, по приговору Кунгурского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ был осужден к <данные изъяты> исправительных работ, постановлением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ данное наказание заменено на <данные изъяты> месяца лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении; данное наказание отбыто. В то же время, как указал истец, фактически он был лишен свободы на больший срок и освобожден из мест лишения свободы несвоевременно, так как в приговоре Кунгурского городского суда определено начало исчисления срока с момента задержания – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с этой даты он (истец) находился под арестом в течение <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней; на основании п. 3 ст. 72 УК РФ данное время засчитывается в сроки лишении свободы из расчета один день за один день, т.е. в течение <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней был лишен свободы незаконно, в связи с чем весь этот период испытывал нравственные страдания, не мог вести полноценный образ жизни, наступило ухудшение самочувствия: бессонница, апатия. Полагает, что данное нарушение допущено по вине колонии-поселения № <адрес>, где он отбывал наказание.
В судебном заседании истец на иске настаивал в полном объеме.
На основании ст. 41 ГПК РФ судом с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика – Управления Федерального казначейства по Пермскому краю на Министерство финансов Российской Федерации (далее по тексту – Министерство) (л.д. 34-35).
Судом на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования привлечено ФБУ «Колония-поселение № ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее по тексту – ФБУ) (л.д. 1).
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителей не направили.
Представитель Министерства иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 46-47); представитель ФБУ в предыдущем судебном заседании с иском не согласился (л.д. 34-35).
Выслушав истца, оценив возражения ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает иск правомерным в силу следующего.
Согласно ст. 22 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статья 1100 ГК РФ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
На основании положений статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что Самотаев Е.Н. по приговору Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по ч. 1 с. 159 УК РФ к <данные изъяты> исправительных работ, мера пресечения Самотаеву Е.Н. изменена с содержания под стражей на подписку о невыезде и надлежащем поведении при провозглашения приговора; приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6); постановлением судьи Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 4 ст. 50 УК РФ указанное наказание Самотаеву Е.Н. заменено на <данные изъяты> месяца лишения свободы с исчислением срока отбывания наказания с момента содержания, мера пресечения ему избрана в виде заключения под стражу; данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Также судом установлено, что Самотаев Е.Н. фактически был взят под стражу ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день помещен в ИВС <адрес> (л.д. 32), после чего направлен в ФБУ, где отбывал наказание по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по отбытию срока наказания (л.д. 4, 33).
В соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы - один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе - один день за три дня, а в срок обязательных работ - из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.
Из содержания приговора следует, что Самотаев Е.Н. до судебного разбирательства (в период предварительного расследования) содержался под стражей с момента задержания – ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из содержания упомянутого постановления, зачет данного периода в срок лишения свободы, определенный Самотаеву Е.Н. к отбытию, не произведен; ФБУ о зачете этого периода в срок лишения свободы, определенного к отбытию Самотаеву Е.Н., Кугурский городской суд также не запрашивало, что следует из объяснений представителя ФБУ в предыдущем судебном заседании. При таких обстоятельствах суд, учитывая положения ч. 3 ст. 72 УК РФ, приходит к выводу о том, что Самотаев Е.Н. находился в ФБУ в условиях лишения свободы без законных оснований в течение <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, что, безусловно, нарушило его право на личную свободу, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Следовательно, требование истца о возмещении ему морального вреда, подлежит удовлетворению.
Определяя размер компенсации, суд учитывает период незаконного лишения свободы <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), возраст истца на тот период (<данные изъяты> лет), степень и характер его нравственных и физических страданий (находился в условиях лишения свободы, не мог вести полноценный образ жизни, наступило ухудшение самочувствия: бессонница, апатия), обстоятельства дела, установленные выше, в связи с чем суд полагает возможным взыскать в пользу истца с казны Российской Федерации в возмещение морального вреда <данные изъяты> рублей, признав данную сумму разумной и справедливой, а заявленную сумму (<данные изъяты> рублей) – явной завышенной.
Исполнение решения суд возлагает на Министерство, поскольку вред истцу причинен по вине государственного органа (ст. 1071 ГК РФ).
Возражения ответчика и третьего лица против заявленного размера компенсации морального вреда суд отвергает на основании установленных по делу обстоятельств и с учетом приведенных выше правовых норм.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с казны Российской Федерации в пользу Самотаева С.Е. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, возложив обязанность по возмещению морального вреда на Министерство финансов Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись (О.В. Бузмакова)
<данные изъяты>