Дело № 2-1776/2011 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2011 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Орабинской Е.К.,
с участием представителя заявителя – прокурора г. Перми – Леушиной Е.М., действующей на основании удостоверения,
представителя заинтересованного лица – Пермской городской думы – Китикарь И.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению прокурора г. Перми о признании недействующим и не подлежащим применению в части решения Пермской городской Думы от 26 июня 2001 года за № 99 «Об утверждении Правил обращения с отходами на территории г. Перми»,
установил:
прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению в части решения Пермской городской Думы от 26 июня 2001 года за № 99 «Об утверждении Правил обращения с отходами на территории г. Перми.
В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что 26 июня 2001 года Пермской городской Думой принято решение № 99, которым утверждены Правила обращения с отходами на территории города Перми (далее по тексту – Правила). В разделе 2 «Термины и определения» названных Правил дано определение понятию «Контейнер», которое применяется в этих Правилах, а именно – стандартная емкость для сбора твердых бытовых отходов, металлическая или пластиковая, с крышкой (крышками), объемом до 6 куб.м. включительно. Вместе с тем пунктом 2.2.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 установлено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Таким образом, федеральными санитарными правилами не предусмотрено использование пластиковых контейнеров. Установив в оспариваемых Правилах требования к контейнерам, иные по сравнению с санитарными правилами содержания территорий населенных мест, Пермская городская Дума превысила свои полномочия, чем нарушены интересы неопределенного круга лиц – жителей города Перми, а именно их властные полномочия, выраженные в принятом представительным органом федеральной государственной власти законе, устанавливающем порядок правового регулирования вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. 17.11.2010 года прокурором г. Перми на вышеназванное незаконное положение указанного нормативного правового акта принесен протест. Однако решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 220 данный протест отклонен.
В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Представитель заинтересованного лица – Пермской городской Думы – в судебном заседании с требованиями прокурора г. Перми не согласен в полном объеме, представила письменный отзыв по заявлению, указывая, что СанПиН 42-128-4690-88, на которые ссылается заявитель, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и согласно письму Роспотребнадзора о 1-0 апреля 2007 года за № 0100/3637-0732 действуют в части, не противоречащей санитарному законодательству Российский Федерации, вплоть до их отмены либо принятия иных нормативных правовых актов. В СанПиН 42-128-4690-88 изменения так и не вносились. Вместе с тем, данные Правила устарели и подлежат новации, поскольку пластиковые контейнеры, которые в настоящее время в установленном законом порядке уже сертифицированы и широко применяются на как территории Российской Федерации, так и Европы; с момента из утверждения технологии удаления твердых бытовых отходов усовершенствованы; пластиковый контейнер является боле безопасным и долговечным способом накопления отходов по сравнению с металлическим контейнерами. 15 августа 2008 года вступили в действие новые Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПин 2.1.2.2645-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года за № 64, в которых также содержатся требования к удалению твердых бытовых отходов. Новый СанПин используют понятие контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора и не предъявляют требований к техническим характеристикам емкостей, предназначенных для сбора или накопления мусора. Также, представитель заинтересованного лица просит принять во внимание, что указываемые прокурором СанПиН 42-128-4690-88 устанавливают требования по использованию стандартных металлических контейнеров только в жилом фонде, на иные территории данные СанПин не распространяются. Между тем, оспариваемые Правила обращения с отходами, действуют на территории всего города Перми, в связи с этим, понятие контейнера распространяется не только на жилой фон, но и на нежилой, и не устанавливают обязательных требований к использованию пластиковых контейнеров в жилом фонде.
Выслушав представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, суд считает требования прокурора г. Перми не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В судебном заседании не установлен факт прямого противоречия закону либо иному правовому акту оспариваемого прокурором нормативного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 4 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Согласно пункту 2.2.2. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее по тексту – Санитарные правила), для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Таким образом, согласно данному пункту СанПиН 42-128-4690-88, металлические контейнеры подлежат применению лишь для сбора твердых бытовых отходов; при этом, порядок сбора иных, в том числе, промышленных отходов, указанный пункт Санитарных правил не регламентирует.
На день рассмотрения настоящего дела также утверждены и действуют «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. за № 64, согласно пункту 8.2.4. которых, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
При этом, данные Санитарные правила какие-либо требования к техническим характеристикам емкостей для сбора бытовых отходов не содержат.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:
решением Пермской городской Думы от 26 июня 2001 года за № 99 утверждены Правила обращения с отходами на территории города Перми,
данное решение опубликовано в «Сборнике нормативных актов городской Думы и Главы города», июнь-июль, 2001;
решениями Пермской городской Думы от 23.03.2004 № 41 (опубликовано в «Сборнике нормативных актов городской Думы и Главы города», март 2004 года), от 27.11.207 № 292 (опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 91, 07.12.2007), от 25.12.2007 № 313 (опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 97, 28.12.2007), от 22.04.2008 № 124 (опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 32, 06.05.2008), от 29.06.2010 № 92 (опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 52, 13.07.2010) внесены изменения в вышеуказанное решение,
из преамбулы вышеуказанных Правил следует, что они направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами на территории города Перми, устанавливают единые требования к организации мероприятий по обращению с бытовыми и промышленными отходами,
при этом, к твердым бытовым отходам (далее по тексту – ТБО) – относятся мелкие бытовые отходы производства и потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения,
к крупногабаритному мусору (далее по тексту – КГМ) – относятся отходы производства, хозяйственной деятельности и потребления, утратившие свои потребительские свойства, размерами более 75 см в одну из сторон (в том числе мебель, бытовая техника, тара и упаковка от бытовой техники, мусор от ремонта и реконструкции квартир и мест общего пользования в многоквартирном доме и другой) (пункты 2.17, 2.18),
в разделе 2 анализируемых Правил также дано определение понятию контейнер – стандартная емкость для сбора ТБО, металлическая или пластиковая, с крышкой (крышками), объемом до 6 куб. м включительно.
Проанализировав текст раздела 2 Правил, сопоставив его с вышеуказанными положениями закона, суд не усматривает каких-либо прямых противоречий оспариваемого акта требованиям ст. ст. 22, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пункту 2.2.2. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В данном случае положения пункта 2.2.2. Санитарных правил регламентируют порядок сбора твердых бытовых отходов, но не устанавливает обязательные правила, в том числе, технические характеристики к контейнерам, для сбора иных, в том числе, промышленных отходов. Вместе с тем, раздел 2 оспариваемых Правил подлежит применению при сборе не только бытовых, но и иных отходов. При таких обстоятельствах, определение Правилами контейнера как металлической или пластиковой емкости не свидетельствует о прямом противоречии раздела 2 Правил Федеральному закону и пункту 2.2.2. СанПиН 42-128-4690-88.
Разрешая предъявленные требования, суд также учитывает, что на день рассмотрения настоящего дела на территории Российской Федерации действуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПин 2.1.2.2645-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года за № 64, в которых также содержатся требования к удалению твердых бытовых отходов; при этом, указанные Правила СанПин 2.1.2.2645-10 также используют понятие контейнеры, не предъявляя требований к технически характеристикам емкостей, предназначенных для сбора или накопления мусора.
При таких обстоятельствах, раздел 2 «Термины и определения» Правил в части определения термина «контейнер» не противоречит действующему законодательству, следовательно, требования прокурора г. Перми удовлетворению не подлежат.
Суд также считает заслуживающими внимания доводы представителя Пермской городской Думы о том, что пластиковые контейнеры для мусора, песка, компоста, объемом от 600 до 1000 л являются сертифицированной продукцией на территории Российской Федерации, что подтверждается сертификатом соответствия Госстандрата России и санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по городу Москве ((л.д. 35-38).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления прокурора г. Перми о признании недействующим и не подлежащим применению в части решения пермской городской Думы от 26 июня 2001 года за № 99 «Об утверждении Правил обращения с отходами на территории г. Перми».
Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)
<данные изъяты>