о признании принявшим наследство



Дело № 2-2373/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2011 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Ковалёвой Н.В.,

с участием представителя истца – Казанцева О.А.- Кондратьевой И.О., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Казанцева О.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае о признании принявшим наследство,

установил:

Казанцев О.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае о признании принявшим наследство после смерти дяди Сивинцева В.М., указа в обоснование заявленного иска, что Сивинцев В.М., умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся братом его (истца) матери – Казанцевой (до брака – Сивинцевой) Г.М.. После смерти Сивинцева В.М. он (истец) фактически принял наследство, так как забрал принадлежащие Сивинцеву В.М. награды, мебель, посуду, одежду. От лиц, проживающих в квартире по адресу: <адрес>, где на момент смерти был зарегистрирован Сивинцев В.М., ему (истцу) стало известно о том, что на имя Сивинцева В.М. приходят письма с предложением приобрести у него акции, о неполученных дивидендах; так он (истец) узнал, что Сивинцеву В.М. принадлежали акции ОАО «Пермэнерго», которое впоследствии реорганизовалось в ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9», ОАО «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», ОАО «Пермэнергоспецремонт», ОАО «Пермэнергоремонт», ОАО «Пермская энергосбытовая компания», ОАО «Пермская магистрально-сетевая компания», которая в 2008 г. реорганизована путем присоединения к ОАО «Федеральная сетевая компания энергетических систем). Также истец указал, что у Сивинцева В.М. на момент смерти не было родителей, супруги, братьев, сестер, дедушек и бабушек, то он (истец) в силу ст. 1144 ГК РФ является наследником третьей очереди, как племянник Сивинцева В.М.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по требованиям истца о признании за ним в порядке наследования права собственности на акции вышеуказанных юридических лиц производство по делу прекращено за неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

В судебное заседание истец не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 156, 158). Представитель истца просит иск удовлетворить.

Ответчик, третьи лица, также извещенные надлежащим образом, в суд представителей не направили.

Третьи лица ОАО «ТГК-9» и ОАО «ФСК ЕЭС» в письменных отзывах против заявленного иска в целом не возражали (л.д. 52-53, 91-93); третье лицо ЗАО «Профессиональный регистрационный центр» представило письменные возражения на иск в целом (л.д. 82); третье лицо ОАО «ЦМД» сообщило суду о том, что не ведет реестры владельцев именных ценных бумаг с ДД.ММ.ГГГГ – в отношении ОАО «ФСК ЕЭС» и с ДД.ММ.ГГГГ - в отношении ОАО «Пермская энергосбытовая компания» в связи с прекращением договоров (л.д. 186).

Ответчик и остальные третьи лица мнение по иску не выразили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и допросив свидетелей, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

В соответствии с положениями ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Как предусмотрено ст. 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

Из положений ст. 1144 ГК РФ следует, что, если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.

Судом установлено, что Сивинцев В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о его смерти, представленной суду нотариусом (л.д. 203).

Суду также представлено решение (в копии) Березниковского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт того, что истец приходится Сивинцеву В.М. племянником (л.д. 223).

Свидетели Кивелева К.М. (внучка истца) и Кондратьев С.Н. (зять истца) подтвердили суду, что истец в течение шести месяцев после смерти Сивинцева В.М. забрал имущество Сивинцева В.М.: награды, мебель, посуду; награды хранит, мебелью и посудой пользуется на даче.

Из материалов дела усматривается, что Сивинцеву В.М. на дату его смерти принадлежали акции ОАО «Пермэнерго», реорганизованного в иные юридические лица, что подтверждается выписками из реестров, сообщением и схемой реорганизации, выпиской из протокола внеочередного собрания акционеров ОАО «Пермэнерго», сведениями с сайта ОАО «ФСК ЕЭС», письменными объяснениями на иск от ОАО «ТГК-9», ЗАО «Профессиональный регистрационный центр», ОАО «ФСК ЕЭС» (л.д. 14-20, 52-53, 91-93), по акциям Сивинцева В.М. на ДД.ММ.ГГГГ значились неполученными начисленные дивиденды (л.д. 31).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о признании истца принявшим наследство после смерти Сивинцева В.М. в силу следующего.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ (ред. от 11.11.2003) «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.

Как установлено судом выше, Сивинцев В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, срок принятия наследства истек ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 532 ГК РСФСР в редакции, действовавшей на день смерти Сивинцева В.М., предусматривался следующий перечень наследников:

при наследовании по закону наследниками в равных долях являлись:

в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;

во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при неприятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования.

К числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При наличии других наследников они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

Усыновленные и их потомство не наследуют после смерти родителей усыновленного, других его кровных родственников по восходящей линии, а также его кровных братьев и сестер.

Родители усыновленного и другие его кровные родственники по восходящей линии, а также кровные братья и сестры не наследуют после смерти усыновленного и его потомства.

Таким образом, к числу наследников Сивинцева В.М., как его племянник, а также к числу лиц, указанных в ст. 548 ГК РСФСР, истец не относился.

Кроме того, судом установлено, что Сивинцев В.М. ДД.ММ.ГГГГ завещал принадлежащую ему ? доли квартиры по адресу: <адрес> Казанцевой Е.О. (дочь истца) (л.д. 205), которая ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, указав в этом заявлении об отсутствии других наследников (л.д. 202); нотариусом ДД.ММ.ГГГГ Казанцевой Е.О. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на указанную долю квартиры (л.д. 207).

Следовательно, наследственные правоотношения к имуществу умершего Сивинцева В.М. суд считает оконченными принятием Казанцевой Е.О. завещанного ей имущества.

Таким образом, исходя из приведенных выше положений ст. 6 Федерального закона от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ, учитывая установленные по делу обстоятельства, а также принимая во внимание, что наследник Казанцева Е.О. по завещанию приняла наследство, истец до введения в действие к наследникам, указанным в ст.ст. 532 и 548 ГК РСФСР не относился, в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ наследство не принимал, так как заявил о том, что принял его в течение шести месяцев со дня смерти Сивинцева В.М. и представил заявление к нотариусу Князьковой В.П. о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону с квитанцией об отправке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26, 27), суд не усматривает оснований для удовлетворения иска о признании истца принявшим наследство после смерти Сивинцева В.М.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Казанцеву О.А. в удовлетворении иска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае о признании принявшим наследство после смерти Сивинцева В.М. отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись (О.В. Бузмакова)

<данные изъяты>