о признании незаконным бездействия



Дело № 2-2637/2011 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июня 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием представителя прокуратуры Пермского края – Сысоевой С.М.,

представителя заинтересованного лица – Ялушича В.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению прокуратуры Пермского края о признании незаконным бездействия администрации губернатора Пермского края по не опубликованию распоряжения руководителя администрации губернатора Пермского края, возложении обязанности опубликовать правовой акт,

установил:

прокуратура Пермского края обратилась в суд заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании незаконным бездействия администрации губернатора Пермского края (далее по тексту – администрация) по не опубликованию распоряжения руководителя администрации губернатора Пермского края от 10 августа 2010 года за «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Администрации губернатора Пермского края», возложении обязанности на администрацию опубликовать данное распоряжение.

В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что распоряжением руководителя администрации губернатора Пермского края от 10 августа 2010 года за «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Администрации губернатора Пермского края» (далее по тексту – распоряжение) утвержден перечень информации о деятельности администрации, размещаемой в сети Интернет, а также требования к технологическим и программным средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации; из поступившего в прокуратуру Пермского края письма губернатора Пермского края от 24 декабря 2010 года за следует, что вышеуказанное распоряжение официально не опубликовано в связи с отсутствием необходимости доведения его до сведения граждан; при этом, согласно пункту 2 оспариваемого распоряжения оно вступило в силу со дня его подписания; прокурор считает бездействие администрации по не опубликованию распоряжения от 10 августа 2010 года, являющегося нормативным правовым актом, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение перечня информации о деятельности администрации губернатора Пермского края, размещаемой в сети Интернет, а также на ознакомление с требованиями к технологическим и программным средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации, а также не соответствующим требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 10, 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 15 Устава Пермского края, пункту 1, 4.1. Положения об администрации губернатора Пермского края (л.д. 2-4).

В судебном заседании представитель прокуратуры Пермского края настаивает на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме.

Представитель администрации губернатора Пермского края в судебном заседании с требованиями прокурора не согласен, указывая, что распоряжение руководителя администрации не является нормативным правовым актом, не регулирует отношений, участниками которых являются граждане, не устанавливает по отношению к гражданам каких-либо обязанностей и не влечет возникновение у них каких-либо прав; оспариваемое распоряжение носит организационно-распорядительный характер и по своему правовому содержанию предназначено исключительно для исполнения уполномоченными должностными лицами администрации, в чьи функциональные обязанности входит ведение сайта администрации губернатора Пермского края, в связи с чем, исходя из содержания и характера регулируемых распоряжением отношений для возникновения юридической силы такого правового акта не требуется его официальное опубликование; не опубликование анализируемого распоряжения не может оцениваться как нарушение права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности администрации, размещаемой в сети Интернет; реализация соответствующего права граждан не связана с опубликованием распоряжения как таковым, поскольку обеспечивается одним способом – возможностью для граждан получить информацию о деятельности администрации при помощи сети Интернет; такая возможность в соответствии с требованиями федерального законодательства гражданам предоставлена, а именно – создан и функционирует сайт администрации по адресу: http://admin.permkrai.ru.

Выслушав представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, суд считает требования прокуратуры Пермского края не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На основании пункта 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. за № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

На основании пункта 4 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.

В силу пункта 1 ст. 29 Устава Пермского края, нормативное правовое регулирование осуществляется органами государственной власти Пермского края и высшим должностным лицом Пермского края в целях установления гарантий защиты прав и свобод граждан на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и в целях создания и роста природного, социального, экономического и инфраструктурного потенциала Пермского края.

Систему нормативных правовых актов Пермского края составляют: Устав Пермского края, законы Пермского края, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пермского края.

При этом, администрация губернатора Пермского края в структуру исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края, утвержденную Указом губернатора Пермского края от 29.12.2007 г. № 121, не входит и, соответственно, правом нормотворческой инициативы не наделена;

вместе с тем, в соответствии с Уставом Пермского края администрация губернатора Пермского края является государственным органом Пермского края, который обеспечивает деятельность губернатора Пермского края, а также в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края; ее возглавляет руководитель, к компетенции которого относится издание распоряжений по вопросам деятельности администрации (пункты 1.1. 4.1. Положения об администрации губернатора Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 27.09.2010 г. за № 70).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, из содержания вышеуказанных актов следует, что требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов подлежат установлению соответствующими органами в пределах своих полномочий; при этом, администрация г. Перми, являясь государственным органом, к исполнительным органам государственной власти Пермского края не отнесена и правом принимать правовые акты, обладающими признаками нормативности, не обладает.

Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

распоряжением руководителя администрации губернатора Пермского края от 10 августа 2010 года за № СЭД-01-89-ра-53 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации губернатора Пермского края», в соответствии со ст.ст. 10, 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», утверждены Требования к технологическим и программным средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации губернатора Пермского края в сети Интернет, а также Перечень информации о деятельности администрации губернатора Пермского края, размещаемой в сети Интернет (далее по тексту – Требования и Перечень, соответственно) (л.д. 6, 7-11),

согласно Требованиям, технологические и программные средства обеспечения пользования офи­циальным сайтом Администрации губернатора Пермского края в сети Интернет должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомле­ния с информацией, размещённой на сайте, на основе общедоступного программ­ного обеспечения; для просмотра сайта администрации не должна предусматриваться установка на компьютере пользователей специально созданных с этой целью технологических и программных средств; пользователю должна предоставляться наглядная информация о структу­ре сайта администрации; технологические и программные средства ведения сайта администрации должны обеспечивать: ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технологических средств и программного обеспечения сайта администрации; ежедневное копирование информации на резервный носитель, обеспечи­вающее возможность ее восстановления с указанного носителя; защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; информация на сайте должна размещаться на русском языке. Допускается указание наименований иностранных юридических лиц, фами­лий и имен физических лиц с использованием букв латинского алфавита,

Перечень, в свою очередь, должен включать следующую информацию: общую информацию об администрации губернатора Пермского края, о нормотворческой деятельности администрации, о текущей деятельности администрации, о кадровом обеспечении, сведения о государственных информационных системах, находящихся в ведении администрации, о работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединении, о состоянии проверок администрации; также, в данном Перечне поименованы адреса сайтов администрации губернатора Пермского края;

прокуратура Пермского края обратилась к губернатору Пермского края с представлением об устранении допущенных нарушений и официальном опубликовании указанного правового акта;

письмом губернатора Пермского края от 24 декабря 2010 года за , в том числе, указано на то, что письмом от 20 октября 2010 года за прокуратуре Пермского края сообщалось, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет разработан Указ губернатора Пермского края, регулирующий порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов Пермского края; в настоящее время проект Указа дорабатывается аналитическим управлением Аппарата Правительства Пермского края; оспариваемое распоряжение администрации губернатора Пермского края официально не публиковалось, его опубликование в обязательном порядке не требуется, данный акт подлежит вступлению с момента его подписания (л.д. 12, 13).

Проанализировав содержание распоряжения руководителя администрации губернатора Пермского края от 10 августа 2010 года за , суд приходит к выводу о том, что оспариваемый правовой акт не обладает всей совокупностью признаков нормативного правового акта; в том числе, указанное распоряжение не адресовано и не является обязательным для исполнения неопределенным кругом лиц; в данном случае, из его содержания следует, что оно носит организационно-распорядительный характер и по своему правовому содержанию (предмету правового регулирования) обязательно для исполнения лишь сотрудниками администрации губернатора Пермского края, в функции которых входит обеспечение общего доступа пользователей для ознакомле­ния с информацией, размещённой на сайте администрации; распоряжение не содержит и тех правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование общественных отношений, не исполнение требований которых влечет безусловное применение негативных санкций к неопределенному кругу лиц, что является характерным признаком нормативности правового акта.

Суд также принимает во внимание, что руководитель администрации губернатора Пермского края не наделен правом нормотворческой инициативы и, соответственно, правом издания нормативных правовых актов, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц на территории субъекта Российской Федерации (Пермского края).

С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение руководителя администрации губернатора Пермского края от 10 августа 2010 года за , не являясь нормативным актом, не подлежит обязательному опубликованию, следовательно, нарушений пункта 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. за № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в данном случае не допущено.

Доводы представителя прокуратуры Пермского края о том, что Перечень информации о деятельности администрации губернатора Пермского края, размещаемой в сети Интернет, содержит сведения нормативного характера, в том числе, согласно Перечню, обязательному размещению в сети Интернет подлежит информация о порядке обжалования правовых актов и иных решений, принятых администрацией губернатора Пермского края, суд не может принять во внимание, поскольку порядок обжалования данных документов регламентирован иными нормативными актами (главой 25 ГПК РФ, Уставом Пермского края и др.), к которым Перечень, безусловно, не относится и порядок обжалования правовых актов не предусматривает; таким образом, анализируемое положение Перечня в указанной части носит информативный, но не нормативный характер.

Ссылка представителя прокуратуры на то, что Перечень содержит информацию о кадровом обеспечении администрации губернатора Пермского края, а также сведения об адресе сайта администрации, также несостоятельна, поскольку указываемые положения также носят лишь информативный характер.

Оценивая доводы представителя прокуратуры Пермского края о том, что Требованиями установлено, что для просмотра сайта администрации не должна предусматриваться установка на компьютере пользователей специально созданных с этой целью технологических и программных средств, а также пользователю должна предоставляться наглядная информация о структу­ре сайта администрации, суд не может принять их во внимание, поскольку указываемые положения не являются теми правовыми нормами, не исполнение требований которых влечет применение санкций к неопределенному кругу лиц, не являются обязательными для исполнения неопределенным кругом лиц, и, следовательно, не носят нормативный характер.

Таким образом, не опубликование анализируемого распоряжения не может оцениваться как нарушение права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности администрации; реализация соответствующего права граждан фактически обеспечивается возможностью для граждан получить информацию о деятельности администрации при помощи сети Интернет; при таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления прокуратуры Пермского края о признании незаконным бездействия администрации губернатора Пермского края по не опубликованию распоряжения руководителя администрации губернатора Пермского края и возложении обязанности опубликовать правовой акт, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления прокуратуры Пермского края о признании незаконным бездействия администрации губернатора Пермского края по не опубликованию распоряжения руководителя администрации губернатора Пермского края, возложении обязанности опубликовать правовой акт.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>