о взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-1718/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Цилинской Ю.А.,

с участием истца Казанцева А.А.,

представителя третьего лица Филиппова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцева А.А. к Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Казанцев А.А. обратился в суд с иском к Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда <данные изъяты> руб., указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него был осуществлен принудительный привод на основании постановления следователя от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу . При этом на него были надеты наручники, он был лишен своды передвижения в пространстве. По его жалобе постановлением Свердловского районного суда г. Перми постановление о приводе признано незаконным. Полагает, что имеет право на реабилитацию и возмещение морального вреда на основании ст. 133 УПК РФ, ст. 1070 ГК РФ. Вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени которой выступают ответчики, как уполномоченные государственные органы.

Истец в судебном заседании на иске настаивал, пояснив, что от необоснованного привода пострадало достоинство его личности, нарушено его право на свободу передвижения, что повлекло вред здоровью в виде болевых ощущений, нервного тика.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, указав в письменных возражениях, что истцом не представлено доказательств претерпевания страданий необратимого характера, наличия причинной связи страданий с незаконными действиями следователя. Иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку органы казначейства не являются распорядителями средств федерального бюджета (л.д. 29-30).

Представитель третьего лица ГУВД по Пермскому краю считал требования необоснованными, поскольку физическую боль истец претерпел от применения специальных средств, которое незаконным не признавалось.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

На основании постановления старшего следователя СЧ ГСУ при ГУВД по Пермскому краю о приводе ДД.ММ.ГГГГ Казанцев А.А. доставлен в помещение ГУВД по Пермскому краю.

Постановлением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ постановление следователя о приводе подозреваемого Казанцева А.А. признано незаконным (л.д. 4).

Свидетель Казаков М.Н. показал, что был доставлен вместе с Казанцевым А.А. Сотрудники милиции надели на Казанцева А.А. наручники и доставили в отдел, освободили через два дня. После всего этого Казанцев А.А. нервничал, у него дергался глаз.

ДД.ММ.ГГГГ Казанцеву А.А. поставлен диагноз ситуативный невроз (копия карты л.д. 22).

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ст. 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Таким образом, представление интересов казны РФ в функции Федерального казначейства РФ и его территориальных подразделений не входит. Следовательно оснований для взыскания компенсации морального вреда с Федерального казначейства и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю не имеется.

Вместе с тем, суд считает недоказанным факт причинения Казанцеву А.А. морального вреда вследствие незаконного привода. Из пояснений истца и показаний свидетеля следует, что на момент привода в отношении Казанцева А.А., как подозреваемого, осуществлялось предварительное расследование, после привода он был задержан на двое суток, водворен в ИВС. Переживания и физические страдания, на которые ссылается истец, зафиксированы свидетелем и медицинскими документами после всех перечисленных событий, в связи с чем суд считает недоказанным факт причинения морального вреда именно незаконным приводом, а не с задержанием, законность которого в настоящем деле не оспаривается. Доказательств претерпевания отдельных переживаний в связи с незаконным приводом Казанцевым А.А. суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований Казанцева А.А. к Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: