об оспаривании бездействия



Дело № 2-2204/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Цилинской Ю.А.,

с участием представителя истца Кузнецовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пермского края об оспаривании бездействия Министерства социального развития Пермского края,

установил:

Прокурор Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства социального развития Пермского края выразившегося в непредоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, имеющим право на несовпадающий объем таких мер по нескольким основаниям, требуя обязать Министерство устранить допущенное нарушение. В обоснование заявление указал, что в соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Аналогичные нормы предусмотрены ст. 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст. 1 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области». Анализ мер социальной поддержки, предусмотренных законами для разных льготных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, свидетельствует о том, что объем таких мер различен (не совпадает) по содержанию. На территории Пермского края проживают граждане, имеющие одновременно право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям. Законами не ограничено право на получение гражданами различных форм поддержки по разным основаниям. Однако, Министерство, являясь уполномоченным лицом в соответствии с п. 3.1.2 Положения, предоставляет таким лицам ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только по одному из оснований.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении.

Представитель Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, в возражениях считал заявление необоснованным, ссылаясь на то, что вопросы социальной поддержки граждан относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ, который вправе определять условия их предоставления. Гражданам, имеющим право на получение социальной поддержки различных видов, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя, за исключением случаев прямо оговоренных в законе. Формой предоставления мер социальной поддержки для всех категорий льготников является ежемесячная денежная компенсация. Гражданин выбирает для себя наиболее выгодный из вариантов. При этом меры поддержки являются неделимым комплексом и их разделением законом не предусмотрено. Нормы, предусматривающей разрешение на предоставление мер социальной поддержки различного содержания по двум основаниям законодательством не предусмотрено.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу п. 2 ст. 1 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» при наличии у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя.

Пунктами 1.4, 1.6 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утвержденного Указом Губернатора Пермской области от 21.01.2005 N 11, предусмотрено, что при наличии у лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Пермской области, Пермского края, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Пермского края.

В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Суд приходит к выводу, что ограничение, налагаемое Министерством на предоставление несовпадающего объема мер социальной поддержки лицам, имеющим соответствующее право по различным основаниям, не основано на законе.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действующими нормативно-правовыми актами предусмотрены следующие.

Частью 1 ст. 2 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» закреплено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: 2) оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); 3) оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Частью 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Статьей 2 Закона Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» закреплено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками, пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения (наем жилого помещения, содержание и ремонт (текущий) жилого помещения); отдельных видов коммунальных услуг: 1) электроснабжения (освещения и отопления жилого помещения); 2) отопления (теплоснабжения); 3) твердого топлива; 4) газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). При отсутствии в жилом помещении, занимаемом педагогическим работником, пенсионером, отопления (теплоснабжения) ежемесячная денежная компенсация выплачивается по одному из видов коммунальных услуг, указанных соответственно в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по выбору педагогического работника, пенсионера (ч. 1). Педагогическим работникам, пенсионерам, проживающим в домах, не имеющих отопления по присоединенным сетям, выплачивается денежная компенсация на приобретение твердого топлива и его доставку (ч. 3).

Из анализа приведенных выше норм следует, что объем мер социальной поддержки разным категориям граждан, имеющим право на льготы, не совпадает. В связи с этим выбор гражданином одного из оснований для получения мер социальной поддержки не должен лишать его права на получение дополнительных (несовпадающих) мер социальной поддержки по иному основанию. Иное приведет к необоснованному лишению гражданина права, предусмотренного законом.

Возражения Министерства о неделимости комплекса мер поддержки несостоятельны, поскольку на законе не основаны.

Необходимости в специальных нормах, предусматривающих разрешение на предоставление мер социальной поддержки различного содержания по двум основаниям суд не усматривает, поскольку сами нормы предусматривающие предоставление мер социальной поддержки являются достаточным основанием для их исполнения и не требуют дополнительных норм, разрешающих их применение.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие Министерства социального развития Пермского края, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, имеющим право на несовпадающий объем таких мер по нескольким основаниям.

Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставлять несовпадающие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, имеющим право на получение таких мер, независимо от количества оснований.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: