о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-3699/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова И.В. к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения,

установил:

Кузнецов И.В. обратился в Ленинский районный суд г.Перми с иском к администрации г. Перми о предоставлении по договору социального найма жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 15 кв.м.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в Отделе милиции № 2 (дислокация Индустриальный район) г.Перми в должности участкового уполномоченного милиции. Решением Гайнского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец признан утратившим право пользования жилым помещением – квартирой, принадлежащей Кузнецовой З.Н. в Гайнском районе и снят с регистрационного учета. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ В г.Перми проживает по договору коммерческого найма в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, членом семьи собственника этого жилого помещения не является. Иных жилых помещений в собственности или по договору социального найма у него не имеется. Считает, что у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. когда он был снят с последнего места регистрации, то есть до введения в действие Федерального закона «О полиции». Согласно п. 8 ст. 54 Федерального закона «О полиции» от ДД.ММ.ГГГГ финансирование деятельности полиции до ДД.ММ.ГГГГ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, что обеспечивает, в том числе, исполнение органом местного самоуправления обязанности, возникшей и неисполненной до введения нового правового регулирования вопросов обеспечения сотрудника полиции, замещающего должность участкового уполномоченного полиции жилым помещением на условиях договора социального найма. На основании ст. 30 Закона РФ «О милиции» истец считает, что ответчик обязан предоставить ему жилое помещение в виде благоустроенной квартиры общей площадью не менее 15 кв.м. по договору социального найма.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 17), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д. 32).

Ответчик – администрация г.Перми – представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 18), представила письменный отзыв на иск, в котором просила провести судебное заседание без участия представителя. Указала, что согласно ст. 30 Закона «О милиции» истцом, для предоставления ему жилого помещения, должна быть подтверждена нуждаемость в жилом помещении, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, следовательно, нуждаемость Кузнецова И.В. в период действия Закона «О милиции» не подтвердилась, поскольку шесть месяцев после снятия с регистрационного учета не прошло, также как и на день рассмотрения гражданского дела. Кроме того, после ДД.ММ.ГГГГ обеспечение участковых уполномоченных жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета, так как Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О полиции». Ст. 47 ФЗ «О полиции» устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 44 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением. На основании изложенного, ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме (л.д. 20-21).

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Кузнецова И.В. удовлетворению не подлежат в силу следующего.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым также относятся, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что Кузнецов И.В. состоит на службе в органах МВД России с ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции ОВД по Индустриальному району г.Перми, с ним заключен контракт о службе в органах внутренних дел на пять лет (л.д. 3). В должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции одела милиции № 2 (дислокация Индустриальный район) УВД по г.Перми проходит службу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 4).

Решением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов И.В. утратил право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с чем был снят с регистрационного учета, решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5–7).

На основании Договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истец в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, оплачивает плату за жилье в размере <данные изъяты> руб., договор заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю за истцом в Едином государственном реестре прав права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 10, 19). Согласно справки ГУП «ЦТИ Пермского края» истец не имеет в собственности и не участвовал в приватизации жилых помещений, расположенных на территории Гайнского муниципального района Пермского края (л.д. 11).

Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Таким образом, обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями на условиях социального найма было предусмотрено действующим до 01.03.2011 г. специальным законом. Вместе с тем, указанный закон утратил силу с 01.03.2011 г. в связи с принятием Федерального Закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

На основании ст. 44 ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

В силу ст. 56 Закона действие положений ст.ст. 29, 43 – 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.

В связи с введением Федерального закона «О полиции» изменилось правовое регламентирование вопроса обеспечения сотрудника полиции жилым помещением. Статья 44 Закона предусматривает обеспечение сотрудника полиции только служебным помещением за счет федерального бюджета через систему государственных органов, а не органов местного самоуправления.

Согласно ст. 47 Закона финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

С учетом того, что в настоящее время отсутствует закрепленная на законодательном уровне обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями на условиях социального найма, исковые требования о возложении на администрацию г.Перми такой обязанности не могут быть удовлетворены.

Кроме того, исходя из системного толкования положений ст. 49 Жилищного кодекса РФ и ст. 30 Закона РФ «О милиции» в их совокупности, следует, что обеспечение сотрудника органов внутренних дел жилым помещением было связано с фактом его нуждаемости в жилом помещении.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Кузнецов И.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке в период действия Закона РФ «О милиции».

Поскольку вышеуказанные правоотношения носят длящийся характер, вопрос о наличии у истца права на получение жилого помещения решается судом при вынесении настоящего решения и, на момент рассмотрения дела действует ФЗ «О полиции», суд при рассмотрении дела по существу руководствуется законодательством, действующим на момент принятия решения.

В настоящее время администрация г.Перми не является тем органом, на который действующим законодательством возложена обязанность по предоставлению сотрудникам органов внутренних дел жилых помещений, следовательно, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Кузнецова И.В., кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке на момент действия Закона РФ «О милиции», в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме (данная правовая позиция изложена в кассационном определении Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ иск Кузнецова И.В. рассмотрен в пределах заявленных требований, предмету и основаниям, указанных истцом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Кузнецову И.В. в удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми о предоставлении по договору социального найма жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 15 кв.м. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)