о признании нормативно-правового акта недействующим в части



Дело № 2- 2863/2011 г. РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 21 июля 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием прокурора Шлегерис Е.В.,

заявителя Минязова Ф.А., представителя заявителей Кейзерова Д.М., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованных лиц администрации г. Перми и Департамента планирования и развития территории г. Перми Челпановой А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарасова А.Н., Пепеляевой М.А., Минязова Ф.А. о признании нормативно-правового акта недействующим в части,

у с т а н о в и л :

Тарасов А.Н., Пепеляева М.А., Минязов Ф.А. обратились в суд с заявлением о признании недействующими в части подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 и приложения № 1, 7 решения Пермской городской Думы от 26 января 2010 года № 16 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», возложении обязанности на администрацию г. Перми установить, а на Пермскую городскую Думу утвердить для земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес>, <адрес>, территориальную зону Ц-2 (зону обслуживания и деловой активности местного значения).

В обоснование своих требований указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных в г. Перми по улице <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и по <адрес>, <адрес>, <адрес>. Решением Пермской городской Думы от 26.01.2010г. № 16 «О внесении изменений в решение Пермской городской думы от 26.06.2007г. № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» (далее - Решение Пермской городской думы № 16) утверждена новая карта градостроительного зонирования г. Перми и фрагмент карты - Мотовилихинский район г. Перми, изменены наименования видов территориальных зон на карте градостроительного зонирования. Данный нормативно правовой акт был опубликован в источнике - «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 8 от 09.02.2010г. В соответствии с новой картой градостроительного зонирования земли, принадлежащие заявителям, включены в зону Ж-3 (зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей). До принятия вышеуказанного решения данные земли были включены в зону общественно-жилого назначения - ОЖ (строительство административных и иных многофункциональных зданий) согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной Решением Пермской городской Думой № 143 в редакции решения № 29 от 24.02.2009г. В настоящее время существующая ранее зона ОЖ по действующим градостроительным регламентам соответствует зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения). Приобретая в ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные земельные участки, заявители исходили из того, что они находятся в зоне ОЖ, в связи с чем рассчитывали на возможность их целевого использования - строительство административных и иных многофункциональных зданий, предусмотренных градостроительными регламентами для зоны ОЖ. Установленная в настоящее время для вышеуказанных земель зона Ж-3 не предусматривает их использование в соответствии с намеченными ранее целями, что приводит к ограничению прав заявителей по использованию этих участков. Изменение зоны на Ж-3 значительно снизило инвестиционную привлекательность, рыночную стоимость и эффективность использования вышеуказанных земельных участков, что противоречит принципам, изложенным в ст. 33 ГрК РФ. В случае же установления для принадлежащих нам земельных участков территориальной зоны, существующей ранее и предусматривающей возможность целевого использования участков (зоны Ц-2), права заявителей, как собственников этих участков, нарушены не будут. Пытаясь решить вопрос в досудебном порядке, заявители ДД.ММ.ГГГГ обращались в ДПиР г. Перми с предложением об отнесении принадлежащих Истцам земельных участков к зоне Ц-2. Предложения были отклонены, что отражено в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ Также заявителя, руководствуясь ст. 9 Правил землепользования и застройки г. Перми, в соответствии со ст. 33 ГрК РФ 19.07.2010г. обратились в Комиссию по землепользованию и застройки г. Перми с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Перми в части изменения зоны Ж-3 на зону Ц-2. Комиссия данные предложения отклонила, рекомендации Комиссии, изложенные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, были одобрены Постановлением Администрации г. Перми № 810 от 25.11.2010г. В свидетельствах о государственной регистрации права в качестве разрешенного использования указано: под многофункциональные административные, обслуживающие и деловые объекты в комплексе с жилыми зданиями, что соответствовало зоне ОЖ согласно Правилам использования и застройки города Перми в ред. решения Пермской городской Думы № 143 от 5.2007г. В соответствии с п. 3, п. 4. ч. 1 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях «обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства», «создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства». Подпункты 2.1., 2.2. пункта 2 и приложения №№ 1, 7 решения Пермской городской Думы от 26.01.2010г. № 16 в части установления на карте градостроительного зонирования города Перми (приложение № 1) и на фрагменте карты градостроительного зонирования города Перми Мотовилихинский район г. Перми (приложение № 7) зоны Ж-3 в отношении указанных земельных участков, противоречат ч.1 ст. 30 ГрК РФ.

Заявители Тарасов А.Н., Пепеляева М.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заявитель Минязов Ф.А., представитель заявителей Тарасова А.Н., Пепеляевой М.А. требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель администрации г. Перми и Департамента планирования и развития территории г. Перми в судебном заседании с требованиями заявителей не согласилась по основаниям изложенным в письменных отзывах, согласно которым процедура внесения изменений в Правила была соблюдена и проведена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, предусмотренны­ми статьями 31 и 32. Согласно п.1 ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утвержда­ются представительным органом местного самоуправления. В силу п.2 ст.41 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996, принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления отнесено к компетенции Думы. Таким образом, оспариваемый акт принят в рамках компетенции Пермской городской думы, был опубликован в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муници­пального образования город Пермь» от 09.02.2010 № 8 (302). При внесении изменений в Правила и установлении территориальной зоны Ж-3 была принята во внимание концепция разрабатываемого Генерального плана города Перми и особенности месторасположения земельных участков. Принадлежность земельных участков физическим и юридическим лицам не препятствует изменению территориальных зон уполномоченным органом при условии соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта. Изменение стоимости земельных участков не может являться основанием для признания незаконным установленной территориальной зоны. Заявители являются собственниками земельных участков, и изменение терри­ториальной зоны не является ограничением правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими участками. Каких-либо препятствий в использовании земельных участков для заявителей внесением изменений в Правила не создано. Территориальная зона Ж-3 является зоной смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей. Зона Ж-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования рай­онов с жилыми домами разных типов этажностью не выше 4 этажей с ограничен­но разрешенным набором услуг. Данная зона предполагает достаточно широкий список видов разрешенного использования, соответствует предполагаемому использованию земельных участков, установленному Генеральным планом горо­да Перми, утвержденному Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205. Намерения заявителей по продаже земельных участков не свидетельствуют о нарушении их законных прав, поскольку свои правомочия собственник осуществ­ляет по своему усмотрению. Каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих нарушение прав заявителей, в материалы дела не представлено. Кроме того требование заявителей об установлении для земель­ных участков по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>,<адрес>,<адрес> территориальной зоны Ц-2 является незаконным и не может быть разрешено ре­шением суда, поскольку полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки наде­лен орган местного самоуправления, внесение соответствующих изменений также является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и со­провождается соблюдением установленной законодательством процедуры.

Пермская городская Дума своего представителя в судебное заседание не направила, о времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, из представленного отзыва и ранее данных пояснений представителя Пермской городской думы следует, что Пермская городская дума с требованиями заявителей не согласна, поскольку процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермской городской Думой была соблюдена и поведена в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Внесение изменений в Правила осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ст.31 Градостроительного кодекса РФ, п.3 ч. 3 ст. 13.1 Устава города Перми, п.2 ч.1 ст. 30 Правил землепользования и застройки по проекту правил землепользования и застройки и проекту о внесении в Правила изменений проводятся публичные слушания. Постановление Главы города Перми от 24.07.2009 № 120 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» было опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь № 57 (251) от 31.07.2009. В качестве приложения к указанному постановлению был опубликован проект решения «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» с картой градостроительного зонирования города Перми. В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Решение Думы № 16 было опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 09.02.2010 № 8 (302). Процедура внесения изменений в Правила, установленная градостроительным законодательством, была соблюдена в полном объеме. Заявителями не представлено доказательств их участия в соответствующих публичных слушаниях, факта подачи ими замечаний или предложений и отказа администрацией города Перми в их учете при формировании проекта оспариваемого решения. В заявлении отсутствует указание на несоответствие обжалуемого акта нормам права, что является одним из необходимых условий для признания акта недействительным. В соответствии с ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Согласно ч. 2 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений правила землепользования и застройки могут направляться органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования застройки на соответствующей территории городского округа. По результатам исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческим фондом «Градостроительные формы» департаментом планирования и развития территории города Перми было подготовлено соответствующее предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки применительно ко всей территории города Перми в соответствии с концепцией разрабатываемого генерального плана города Перми и с учетом основных направлений социально-экономического развития города Перми. При этом изменение территориальной зоны в отношении земельных участков, принадлежащих заявителям, осуществлялось с учетом фактического использования указанных земельных участков. Доказательств того, что изменение территориальной зоны принадлежащих заявителям земельных участков послужило препятствием для их хозяйственной деятельности, заявителями не представлено. На момент принятия оспариваемого решения и в настоящее время строительство административных и иных многофункциональных зданий на территории земельных участков принадлежащих истцам не осуществлялось. Требования заявителя об установлении для земельных участков, зоны ОЖ не может быть разрешено решением суда, поскольку полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки и внесению изменений в них наделен орган местного самоуправления, внесение соответствующих изменений сопровождается соблюдением установленной законодательством процедуры.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, считавшего необходимым отказать в удовлетворении требований, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей удовлетворению не подлежат на основании следующего.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Согласно ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Согласно п. 2 ст. 41 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г. принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления отнесено к компетенции Думы.

Решением Пермской городской думы от 26 июня 2007 года № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми в следующем составе:

1.1. часть I "Порядок регулирования землепользования и застройки на основе градостроительного зонирования";

1.2. часть II "Карта градостроительного зонирования. Карты зон с особыми условиями использования территорий" с обозначением на карте градостроительного зонирования частей территории города Перми, в отношении которых не установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты;

1.3. часть III "Градостроительные регламенты";

1.4. часть IV. Наименование, обозначение и описание использования территорий и земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов и для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.

Решением Пермской городской думы от 26 января 2010 года № 16 внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми".

Пунктом 2.1 указанного решения утверждена карта градостроительного зонирования города Перми согласно приложению N 1 к настоящему решению.

Пунктом 2.2 указанного решения утверждена карта градостроительного зонирования города Перми по административным районам города Перми согласно приложениям N 2-8 к настоящему решению (Приложение № 7 – фрагмент карты градостроительного зонирования города Перми, Мотовилихинский район г. Перми)).

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Судом установлено, что Тарасов А.Н., Пепеляева М.А., Минязов Ф.А. являются собственниками земельных участков, расположенных в Мотовилихинском районе г. Перми по улице <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и по <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Как следует из заявления об оспаривании решения Пермской городской думы от 26 января 2010 года № 16, заявители не согласны с тем, что в соответствии с новой картой градостроительного зонирования, утвержденной оспариваемыми пунктами 2.1 и 2.1 решения (в заявлении поименованными как подпункты 2.1 и 2.2 пункта 2 решения), принадлежащие заявителям земельные участки включены в территориальную зону Ж-3 (зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами).

Согласно ст. 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми в редакции от 26 января 2010 года зона Ж-3 - зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей.

Зона Ж-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования районов с жилыми домами разных типов этажностью не выше 4 этажей с ограниченно разрешенным набором услуг.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

Основные виды разрешенного использования:

многоквартирные жилые дома этажностью не выше 4 этажей,

блокированные жилые дома этажностью 1-4 этажа (таунхаусы),

отдельно стоящие односемейные дома с придомовыми участками,

детские сады, иные детские дошкольные учреждения,

общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, прочие),

жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы,

детские площадки с элементами озеленения,

площадки для отдыха с элементами озеленения,

площадки для выгула собак с элементами озеленения,

спортивные площадки,

стоянки легковых автомобилей,

объекты почтовой связи,

аптеки,

объекты бытового обслуживания населения,

амбулаторно-поликлинические учреждения,

физкультурно-оздоровительные сооружения с ограничением по времени работы,

диспетчерский пункт электротранспорта.

Вспомогательные виды разрешенного использования:

зеленые насаждения,

гаражи на земельном участке индивидуального отдельно стоящего блокированного жилого дома на 1-2 легковых автомобиля,

гаражи (встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные и подземные) с количеством автомобилей не более 50,

хозяйственные постройки,

объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы),

площадки для сбора мусора,

ЦТП, ТП, РП.

Условно разрешенные виды использования:

многоквартирные жилые дома этажностью 5 этажей,

интернаты для престарелых и инвалидов, дома ребенка, приюты, ночлежные дома,

школы-интернаты,

организации социальной защиты,

магазины (не более 400 кв. м),

объекты общественного питания в отдельно стоящих зданиях,

отделения, участковые пункты милиции,

гаражи (встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные и подземные, боксового типа) с количеством автомобилей не более 50,

ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ площадью более 100 кв. м, предназначенные для обслуживания линейных объектов, на отдельном земельном участке,

антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.

Из содержания ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 13 Гражданского кодекса РФ следует, что для признания нормативно-правового акта незаконным суд должен установить несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.

Судом не установлено несоответствие оспариваемых пунктов 2.1 и 2.1 решения нормам ГрК РФ либо иному закону или нормативно-правовому акту. Как установлено судом, оспариваемый нормативный акт принят Пермской городской думой в рамках компетенции данного органа и опубликован в установленном законом порядке, процедура принятия нормативного акта не нарушена, внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Перми в том числе и в карту градостроительного зонирования территории города производилось в соответствии со ст. 31, 32, 33 ГрК РФ с проведением публичных слушаний, что заявителями не оспаривается. В обоснование своих требований заявители ссылаются на противоречие оспариваемых пунктов решения Пермской городской думы части 1 статьи 30 ГрК РФ, в частности пунктам 3, 4, согласно которым правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Между тем, судом не усматривается, что установление для земельных участков, принадлежащих истцам, территориальной зоны Ж-3 нарушает права и законные интересы заявителей либо препятствует привлечению инвестиций. Сам по себе факт принадлежности земельных участков физическим и юридическим лицам не является препятствием для внесения изменений в правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны. Как следует из положений ГрК РФ органы местного самоуправления наделены правом по своему усмотрению устанавливать территориальные зоны с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения и вносить изменения в правила землепользования и застройки, при этом согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник обязан использовать земельный участок и осуществлять строительство на нем в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Доводы заявителей о возможности оставления для принадлежащих им земельных участков территориальной зоны Ц-2 (ранее ОЖ) не могут быть признаны обоснованными. Согласно ст. 33 ГрК РФ обязательным основанием для внесения изменений в Правила землепользования и застройки является несоответствие их генеральному плану поселения. Установление для принадлежащих истцам земельных участков территориальной зоны Ж-3 соответствует предполагаемому использованию земельных участков, установленному Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской думы от 17 декабря 2010 года № 205. Так согласно Приложению № 3 к решению Пермской городской думы от 17 декабря 2010 года № 205 принадлежащие истцам земельные участки находятся в функциональной зоне СТН-Ж – зоне средне- и малоэтажной застройки, которая предусматривает преимущественно жилое использование территории, возможность сочетания жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа не выше трех этажей.

Таким образом, установление для земельных участков, принадлежащих заявителям, территориальной зоны Ж-3 полностью соответствовало имеющейся на момент принятия оспариваемого нормативного акта концепции Генерального плана г. Перми и соответствует принятому в дальнейшем Генеральному плану г. Перми. Согласно ст. 33 ГрК РФ утверждение 17 декабря 2010 года Генерального плана г. Перми в любом случае являлось бы основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

При этом, по мнению суда, установление территориальной зоны Ж-3 не может свидетельствовать о нарушении прав заявителей, поскольку осуществлено с учетом существующего землепользования. То обстоятельство, что на земельных участках, принадлежащих заявителям, отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, то есть земельные участки фактически не используются, заявителями в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. Не представлено суду и доказательств, подтверждающих реальное намерение заявителей осуществлять на данных земельных участках возведение объектов капитального строительства, не соответствующих видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-3 и создание препятствий для их хозяйственной деятельности в связи с внесением изменений в Правила.

Таким образом, с учетом существующего землепользования само по себе изменение территориальной зоны не свидетельствует об ущемлении полномочий собственника земельного участка, поскольку никак не ограничивает правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Территориальная зона Ж-3 предусматривает достаточно широкий перечень видов разрешенного использования, обеспечивающий осуществление полномочий собственника, в том числе и путем строительства различных объектов недвижимости.

Доводы о снижении стоимости земельных участков в связи с изменением территориальной зоны не свидетельствуют о противоречии оспариваемого нормативного акта закону, поскольку в соответствии со ст. 34 ГрК РФ стоимость земельного участка не входит в число факторов, подлежащих учету при установлении территориальных зон. Кроме того, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что снижение стоимости принадлежащих заявителям земельных участков произошло именно в связи с изменением существующей территориальной зоны.

Указание в свидетельстве о праве собственности разрешенного использования земельного участка также не свидетельствует о невозможности изменения территориальной зоны.

При таких обстоятельствах судом не установлено несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемых пунктов решения Пермской городской думы и нарушение ими прав заявителей, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Требования заявителей о возложении обязанности установить и утвердить для земельных участков территориальную зону Ц-2 не могут быть удовлетворены, поскольку согласно ст. 30-33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и сопровождается соблюдением установленной законодательством процедуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Тарасова А.Н., Пепеляевой М.А., Минязова Ф.А. о признании недействующими в части пунктов 2.1, 2.2 и приложения № 1, 7 решения Пермской городской Думы от 26 января 2010 года № 16, возложении обязанности установить и утвердить для земельных участков территориальную зону Ц-2 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А

<данные изъяты>