о возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца



Дело № 2-2612/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 г., город Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием:

представителей истца Молькова М.Г. и Бушуевой Е.И., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Дробышевской Т.С., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мольковой С.Ф. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю, об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, перерасчете размера пенсии,

У с т а н о в и л:

Молькова С.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Пермскому краю (далее по тексту УФСБ РФ по Пермскому краю), просит признать за ней право на получение пенсии по потере кормильца, признать незаконным отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей пенсию по потере кормильца начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ее повышения на <данные изъяты>.

Свои требования истец обосновывает тем, что состояла в браке с Мольковым Г.И. – военнослужащим ФСБ, который умер ДД.ММ.ГГГГ в результате заболевания полученного в период прохождения службы. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако в назначении такой пенсии ей было отказано по тем основаниям, что она является военнослужащей, а лица, проходящие военную службу право на получение пенсии не имеют, такое право, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям», возникает у них с момента увольнения со службы.

С учетом того, что она (истец) является членом семьи умершего военнослужащего, имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, а также с учетом того, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, она достигла возраста 50 лет, полагает, что отказ ответчика противоречит положениям ст. 6, ст. 30 ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям». Полагает, что ответчик неправильно дает толкование норме, установленной в ч. 1 ст. 30 названного закона, согласно которой, законом установлена дополнительная гарантия назначения пенсии для супругов лиц, умерших в результате заболевания полученного в период прохождения службы, в соответствии с которой, среди названной категории граждан, право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет, имеют лица занятые уходом за ребенком умершего в возрасте до 8-ми лет, остальные лица, относящиеся к данной категории, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Иное толкование данной нормы, в т.ч. постановка вопроса о возникновении права на получение пенсии названной категории граждан достигших льготного возраста, но не имеющих на воспитании детей умершего до 8-ми лет, в зависимость от того проходят они службу, в т.ч. военную, или нет, является нарушением гарантированного Конституцией РФ принципа равенства, поскольку ставит в неравное положение лиц льготной категории достигших 55 и 50 летнего возраста и проходящих военную, и лиц, льготной категории достигших 55 и 50 летнего возраста, не проходящих службу, в т.ч. военную службу, но имеющих доходы от трудовой деятельности у иных работодателей (нанимателей).

Также полагает, что при назначении пенсии, подлежат применению положения ст. 45 и ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям», согласно которым, ей, как вдове ветерана боевых действий, умершего в результате заболевания полученного в период прохождения службы, пенсия подлежит назначению с учетом ее увеличения на <данные изъяты>, с момента, когда у нее возникло право на получение пенсии, но не более, чем за 12-ти месяцев с момента обращения за назначением пенсии.

С учетом изложенного, а также того, что за назначением пенсии она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, истец считает, что пенсия по потере кормильца подлежит назначению в ее пользу с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ее повышения на <данные изъяты>.

В судебное заседание истец не явилась, ее представители Мольков М.Г. и Бушуева Е.И. на иске и доводах, указанных в исковом заявлении, настаивали в полном объеме.

Представитель истца Мольков М.Г. пояснил, что от брака истца и Молькова Г.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии – ДД.ММ.ГГГГ, детей в возрасте до 8-ми лет, не было. Истец являлась военнослужащей, проходила военную службу в период ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначается и выплачивается пенсия по случаю утраты кормильца, ежемесячную материальную помощь в соответствии с федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», истец не получает.

Представитель истца Бушуева Е.И. пояснила, что пенсия по потере кормильца истцу начисляется ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, при исчислении размера пенсии, ответчик не исполняет требования закона о необходимости повышения размера пенсии на <данные изъяты>, поэтому ответчика следует обязать назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, с ее повышением на 32%, за период с ДД.ММ.ГГГГ, ответчика следует обязать осуществить перерасчет размера начисленной пенсии, с учетом ее повышения на <данные изъяты>.

Представитель ответчика с иском не согласна, пояснила, что в связи с увольнением истца с военной службы, ей, как лицу, достигшему возраста 50-ти лет, и относящейся к категории граждан, имеющих право на уменьшение общего срока достижения пенсионного возраста для получения пенсии по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ назначена и выплачивается данная пенсия. По правилам действующих в системе положений ст. 6, ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям», право на получение пенсии по потере кормильца у женщин, достигших возраста 50 лет, на состоящих на военной службе, возникает с момента увольнения с военной службы, соответственно, требования истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Также, необоснованными являются и требования о назначении пенсии с учетом ее увеличения на <данные изъяты>, поскольку, в силу положений ст. 45 названного закона, право на получение пенсии в повышенном размере имеют только сами ветераны боевых действий, их вдовы в перечень лиц, которым пенсия подлежит начислению с учетом ее увеличения на <данные изъяты>, не включены.

Ответчиком представлены письменные возражения относительно иска /л.д.19/, аналогичного содержания.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, материалы гражданского дела , рассмотренного Ленинским районным судом <адрес> (далее дело ), суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям

В соответствии с абз. 2 п. «а» ст. 1, абз. 2 п. «б» ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 28, ч. 1, п. «б» ч. 2, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 30, ст. 57, п. «а» ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям», условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров в органах федеральной службы безопасности (контрразведки), и на семьи этих лиц (абз. 2 п. «а» ст. 1 в ред. федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (абз. 2 п. «б» ч. 1 ст. 5).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы (ч. 1 ст. 6).

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, в т.ч., если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы, вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы (ст. 28).

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении (ч. 1 ст. 29).

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (ч. 2 ст. 29).

Нетрудоспособными членами семьи считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами (п. «б» ч. 3 ст. 29).

Жены (мужья) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет (ч. 1 ст. 30 в ред. федерального закона от 30.12.2006 N 272-ФЗ).

Пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом «б» статьи 17 и статьей 24 настоящего Закона (ст. 57).

Инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории: инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)….. (п. «а» ст. 21).

Согласно п. «б» ч. 1, ч. 2 ст. 53, п. «г» ч. 1, ч. 2 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям», пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков: членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, - со дня достижения этого возраста или установления инвалидности (п. «б» ч. 1 ст. 53).

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ч. 2 ст. 53).

Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (п. «г» ч. 1 ст. 45).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам семей этих лиц, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», пенсии в соответствии с пунктами «а» - «в» части первой настоящей статьи не повышаются (ч. 2 ст. 45).

Как установлено судом, истец Молькова С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (добрачная фамилия Радонцева), с ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с Мольковым Г.И., умершим ДД.ММ.ГГГГ, после смерти Молькова С.Ф., в брак не вступала, что подтверждается копией паспорта /л.10-18 <адрес>/, свидетельством о рождении /л.д.22/, свидетельством о заключении брака /лд.д.8/, свидетельством о смерти /л.д.12/.

Мольков Г.И. при жизни являлся военнослужащим Федеральной службы безопасности РФ, проходил службу на офицерской должности в войсковой части МВД России, как военнослужащий ФСБ РФ по Пермскому краю, имел воинское звание – <данные изъяты>, уволен с военной службы по п. 7 ст. 51 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи со смертью, в соответствии с п. 1 ст. 3 федерального закона «О ветеранах» признан ветераном боевых действий. На момент смерти Мольков Г.И. принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, находился при исполнении обязанностей военной службы, его смерть наступила в результате заболевания полученного, вследствие военной травмы. Названные обстоятельства подтверждаются справкой УФСБ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.4/, справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.13/, письмом ЦВВК ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.9/, медицинским заключением ЦВВК ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.10/, справкой о результатах медицинского освидетельствования ЦВВК ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.11/, и ответчиком не оспаривается.

От брака Мольковой С.Ф. и Молькова Г.И., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, на воспитании истца детей в возрасте до 8-ми лет, не было, что подтверждается объяснениями представителя истца.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Молькова С.Ф. являлась военнослужащей, проходила военную службу по контракту в войсковой части МВД России, что подтверждается копией трудовой книжки /л.д.26-28/, пенсионным удостоверением истца /л.д.29/, объяснениями представителя истца.

ДД.ММ.ГГГГ Молькова С.Ф. обратилась в УФСБ РФ по Пермскому краю с заявлением /л.д.6-7/, о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца.

ДД.ММ.ГГГГ письмом УФСБ РФ по Пермскому краю за /л.д.5/ в назначении пенсии по случаю потери кормильца Мольковой С.Ф. было отказано по тем основаниям, что она проходит военную службу, что, в силу положений ст. 6 и раздела , препятствует назначению пенсии по случаю потери кормильца.

В связи с увольнением с военной службы, УФСБ РФ по Пермскому краю Мольковой С.Ф. была назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ., а также, назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата, в соответствии со ст. 23.1 федерального закона РФ «О ветеранах», что подтверждается справкой УФСБ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/, объяснениями представителя ответчика и не оспаривается истцом и ее представителями (ст. 56 ГПК РФ).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что как член семьи военнослужащего проходившего военную службу на офицерской должности в ФСБ РФ, в связи со смертью супруга, наступившей от заболевания полученного в период прохождения военной службы и в связи с исполнением обязанностей военной службы, в результате военной травмы, истец, в соответствии с положениями с абз. 2 п. «а» ст. 1, абз. 2 п. «б» ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 28, ч. 1, п. «б» ч. 2, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 30, п. «а» ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям» (далее по тексту Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1), имеет право на пенсионное обеспечение по случаю утраты кормильца, при этом, согласно положениям ст. 29, ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, общий срок достижения возраста, дающего право на получение пенсии (пенсионный возраст) – 55 лет (п. «б» ч. 3 ст. 29), уменьшен для истца до 50 лет, поскольку смерть Молькова Г.И. наступила в результате заболевания являющегося следствием военной травмы, т.е. вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

Названные обстоятельства не оспариваются ответчиком, вместе с тем, ответчик оспаривает то обстоятельство, что право на получение пенсии истцом могло быть реализовано после ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после достижения 50-ти летнего возраста, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, истец являлась военнослужащей, соответственно, по мнению ответчика, к правоотношениям сторон подлежит применению ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, в соответствии с которыми, лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются только после увольнения их со службы.

Проанализировав положения закона, регулирующего спорные правоотношения, суд считает, что основания отказа ответчика в назначении истцу пенсии по случаю утраты кормильца, указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ, а также возражения ответчика относительно исковых требований, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, и не могут быть приняты во внимание судом при разрешении настоящего гражданского дела.

К такому выводу суд приходит исходя из того, что абз. 2 п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, установлена специальная категория граждан, не являющихся военнослужащими, но имеющих право на получение пенсии – члены семьи военнослужащего. По смыслу закона, члены семьи военнослужащих являются самостоятельными субъектами пенсионного обеспечения, их право на получение такого обеспечения со стороны государства обусловлено случаями смерти военнослужащего (кормильца), соответственно, оно не может быть поставлено в зависимость от того проходит или нет военную службу сам член семьи погибшего (умершего) военнослужащего. Данная позиция законодателя также подтверждается и тем обстоятельством, что в самом Законе РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, имеет место разделение терминов: «лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона», в т.ч. военнослужащие ФСБ РФ и «члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего закона», в т.ч. жены (мужья).

Суд считает, что положения ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, которые ограничивают право военнослужащих на получение пенсии их состоянием на службе (в рассматриваемом случае – на военной службе), подлежат применению только при разрешении вопроса о назначении пенсии самим военнослужащим (лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1), и не подлежат применению в отношении членов семьи военнослужащих (самостоятельных субъектов пенсионного обеспечения), поскольку законом установлены специальные условия приобретения членами семьи военнослужащего права на назначение пенсии по случаю утраты кормильца, как то подтверждение факта состояния на иждивении умершего или погибшего военнослужащего (бывшего военнослужащего), нетрудоспособность, достижение специального пенсионного возраста, и п.р. (ст. 5, ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1).

Расширительное толкование положений ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, с установлением условия возникновения права у членов семьи военнослужащего на назначение пенсии по случаю утраты кормильца – прекращение прохождения военной или иной, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службы, как то осуществляется ответчиком, нарушает гарантированный ст. 19 Конституции РФ принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, поскольку, при наличии одинаковых условий для реализации права на назначение пенсии по случаю утраты кормильца, ставит в неравное положение членов семьи военнослужащего состоящих на военной или иной, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службе, по отношению к членам семьи военнослужащего, которые являются работниками по трудовому договору, либо состоят на государственной гражданской или муниципальной службе.

Согласно абз. 2 п. «б» ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (абз. 2 п. «б» ч. 1 ст. 5).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, в качестве условия для приобретения права на получение пенсии по случаю утраты кормильца женам военнослужащих умерших (погибших) вследствие заболевания полученного в результате военной травмы, в случаях если они не заняты уходом за детьми умершего до 8-ми летнего возраста, закон устанавливает только одно обстоятельство - достижение ими 50-ти летнего возраста. Для названной категории жен военнослужащих, занятых уходом за детьми умершего до достижения ими 8-ми летнего возраста, положениями ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлена дополнительная льгота – приобретение права на получение пенсии независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную или иную, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службу.

Суд считает, что указание в ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, при установлении дополнительной льготы в виде не установления пенсионного возраста, в отношении жен умерших (погибших) военнослужащих, занятых уходом за детьми умершего до достижения ими 8-ми летнего возраста, на то обстоятельство, что правило настоящей статьи применяется независимо от того проходят такие жены военную или иную, предусмотренную Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службу, или нет, не является установлением специальной нормы, ограничивающей право на получение пенсии для достигших 50-ти летнего возраста жен умерших (погибших) военнослужащих, прохождением ими (женами) военной или иной, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службы. К такому выводу суд приходит исходя из того, что теми же положениями ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлено, что занятых уходом за детьми умершего до достижения ими 8-ми летнего возраста жены получают названную льготу независимо и от того работают они или нет, т.е. законодатель оговаривает и то обстоятельство, что на право получения пенсии на льготных основаниях не влияет и занятость жены военнослужащего на другой, не связанной со службой, работой, как то работа по трудовому договору, прохождение государственной гражданской или муниципальной службы, и п.р. При буквальном толковании названной формулировки закона, по правилам применяемым ответчиком, права на получение пенсии по случаю потери кормильца не будут иметь также и достигшие 50-ти летнего возраста жены умершего (погибшего) в результате военной травмы военнослужащего, которые (жены) не заняты уходом за ребенком умершего не достигшим 8-ми летнего возраста, и являющиеся работниками по трудовому договору, либо состоят на государственной гражданской или муниципальной службе.

Вместе с тем, среди условий назначения пенсии членам семьи умершего (погибшего) военнослужащего на общих основаниях (ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1), в т.ч. при определении нетрудоспособности (п. «б» ч. 3 ст. 29), законодатель не называет такого условия приобретения права на назначение пенсии, как не прохождение военной или иной, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службы, не состояние в трудовых отношениях по трудовому договору, не прохождение государственной гражданской или муниципальной службы, и п.р., что свидетельствует об отсутствии таких ограничений и для жен умерших (погибших) в результате военной травмы военнослужащих.

Расширительное толкование положений ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, с установлением такого условия возникновения права на получение пенсии по случаю утраты кормильца у достигших 50-ти летнего возраста жен умершего (погибшего) в результате военной травмы военнослужащего, которые (жены) не заняты уходом за ребенком умершего не достигшим 8-ми летнего возраста, как условие о не прохождение военной или иной предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службы, как то осуществляется ответчиком, нарушает гарантированный ст. 19 Конституции РФ принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, поскольку, при наличии одинаковых условий для реализации права на назначение пенсии по случаю утраты кормильца – достижение пенсионного возраста, ставит в неравное положение достигших 50-ти летнего возраста жен умершего (погибшего) в результате военной травмы военнослужащего, которые не заняты уходом за детьми умершего до достижения ими 8-ми летнего возраста, и состоят на военной или иной, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службе, по отношению к иным членам семьи военнослужащего, в т.ч. отец, мать, которые достигли пенсионного возраста (п. «б» ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1), и состоят на военной или иной, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, службе, либо являются работниками по трудовому договору, либо состоят на государственной гражданской или муниципальной службе.

Толкуя в системе положения ст. 29 и 30 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, суд приходит к выводу о том, что критерием для назначения пенсии по случаю потери кормильца для жен умерших (погибших) в результате военной травмы военнослужащих, законодатель устанавливает только – достижение пенсионного возраста, с которым отождествляется применяемое для целей пенсионного обеспечения членов семьи военнослужащего понятие нетрудоспособности (ч. 3 ст. 29). Как льгота для отдельных членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего (в рассматриваемом случае жены), установлено снижение пенсионного возраста до 50 лет, а для жен, занятых уходом за детьми умершего до достижения возраста 8-ми лет, полное неприменение возрастного критерия.

При толковании вышеназванных положений Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, суд также принимает во внимание доводы о том, что они подлежат применению в системе с положениями абз. 1 п. «б» ст. 53, ст. 57 того же закона, согласно которым, пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста - со дня достижения этого возраста. Пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом «б» статьи 17 и статьей 24 настоящего Закона.

С учетом изложенного, отказ ответчика в назначении истцу пенсии по случаю утраты кормильца, имевший место ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным и обоснованным, исковые требования Мольковой С.Ф. о признании незаконным названного отказа в назначении пенсии по случаю утраты кормильца, а также о признании права на получение пенсии по случаю утраты кормильца, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Удовлетворяя исковые требования Мольковой С.Ф. суд считает возможным признать за ней право на получение пенсии по случаю утраты кормильца с ДД.ММ.ГГГГ. (день следующий за днем исполнения истцу возраста 50-ти лет).

Принимая во внимание то обстоятельство, что право на получение пенсии по случаю утраты кормильца у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ., впервые истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю утраты кормильца ДД.ММ.ГГГГ., с учетом положений п. «б» ч. 1, ч. 2 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, согласно которым, членам семьи умерших (погибших) военнослужащих, приобретших право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста, пенсия назначается со дня достижения этого возраста, а при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, суд считает, что пенсия истцу должна была быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, ответчик, с учетом установленных судом нарушений пенсионных прав истца допущенных при рассмотрении ее заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, назначил истцу пенсию по случаю утраты кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.

При названных обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в части исковые требования Мольковой С.Ф., об изменении времени назначения пенсии, и считает, что ответчика следует обязать изменить время назначения пенсии по случаю утраты кормильца, назначив ее с ДД.ММ.ГГГГ. (день, на который приходится двенадцать месяцев предшествующих дню обращения истца с заявлением о назначении пенсии).

Принимая во внимание то обстоятельство, что Мольков Г.И. признан ветераном боевых действий по основаниям, предусмотренным с п. 1 ст. 3 федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», суд считает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца ответчик должен был применить положения п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, в соответствии с которым, пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Доводы возражений ответчика согласно которым положения п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 подлежат применению только в отношении непосредственно ветеранов боевых действий, и к членам их семей применяться не могут, суд находит несостоятельными, поскольку, они основаны на неправильном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения. К такому выводу суд приходит исходя из того, что, как уже было указано выше, члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего являются самостоятельными субъектами пенсионного обеспечения, размер пенсии которых прямо зависит от статуса их умершего (погибшего) родственника, в зависимости от имевших место заслуг перед Родиной, которые подлежали учету при назначении им пенсии при жизни. Суд считает, что статьей 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 устанавливается перечень условий влияющих на размер пенсии военнослужащих, а, в случае их смерти, условий позволяющих повысить размер пенсии по случаю утраты кормильца для членов их семьи. О таком смысле рассматриваемой правовой нормы заложенном законодателем, свидетельствует применяемая им техника формулировок абз. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 45, закона, в которых указано, на возможность повышения пенсии по случаю потери кормильца членам семьи военнослужащего по правилам данной статьи, а также, указан случай, когда пенсия по случаю утраты кормильца не повышается, тогда как в самом перечне лиц, имеющих право на повышение пенсии, члены семьи таких лиц не указаны вообще, что предполагает отнесение к лицам, имеющим право на повышение пенсии, членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего, такое же правило законодателем применяется и в формулировках ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, определяющей порядок повышения пенсии по случаю утраты кормильца для нескольким нетрудоспособным членам семьи умершего (погибшего) военнослужащего (см. Постановление Президиума ВС РФ от 02.02.2000 г. №о. 213пв-99пр.).

При названных обстоятельствах, с учетом того, что истец не получает дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Мольковой С.Ф., о признании за ней права на получение повышение пенсии по случаю потери кормильца на <данные изъяты> ее расчетного размера, обязании ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца с учетом ее повышения на 32% ее расчетного размера. Рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), с учетом того, что истец фактически просит обязать ответчика установить повышенный размер пенсии, а также осуществить перерасчет ранее выплаченной пенсии, суд считает возможным разрешить названные требования следующим образом: признать за Мольковой С.Ф. право на повышение пенсии по случаю потери кормильца на <данные изъяты> по правилам, установленным п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , обязать ответчика назначить и выплачивать истцу пенсию по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ. с учетом ее повышения на <данные изъяты> по правилам, установленным п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , осуществив перерасчет ранее выплаченной пенсии, за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исковые требования Мольковой С.Ф, к УФСБ по Пермскому подлежат удовлетворению в части, следует признать незаконным отказ УФСБ по Пермскому краю в удовлетворении заявления Мольковой С.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии по случаю утраты кормильца, за Мольковой С.Ф. следует признать право на пенсионное обеспечение по случаю утраты кормильца с ДД.ММ.ГГГГ., а также право на повышение размера пенсии по случаю утраты кормильца на <данные изъяты> ее расчетного размера по правилам, установленным п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, УФСБ по Пермскому краю следует обязать назначить Мольковой С.Ф. пенсию по случаю утраты кормильца с ДД.ММ.ГГГГ., с повышением размера пенсии на <данные изъяты> ее расчетного размера, по правилам, установленным п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, осуществив перерасчет размера пенсии по случаю утраты кормильца выплаченной с ДД.ММ.ГГГГ., в удовлетворении оставшейся части исковых требований Мольковой С.Ф., следует отказать, поскольку истцом неверно определен период времени, с которого следует назначить пенсию по случаю утраты кормильца, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в пользу истца начисляется и выплачивается пенсия по случаю утраты кормильца.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Мольковой С.Ф. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить в части:

- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю в удовлетворении заявления Мольковой С.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии по случаю утраты кормильца.

- признать за Мольковой С.Ф. право на пенсионное обеспечение по случаю утраты кормильца с ДД.ММ.ГГГГ., а также право на повышение размера пенсии по случаю утраты кормильца на <данные изъяты> ее расчетного размера по правилам, установленным п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям».

- обязать Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю назначить Мольковой С.Ф. пенсию по случаю утраты кормильца с ДД.ММ.ГГГГ., с повышением размера пенсии на <данные изъяты> ее расчетного размера, по правилам, установленным п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям», осуществив перерасчет размера пенсии по случаю утраты кормильца выплаченной с ДД.ММ.ГГГГ.

В оставшейся части исковых требований Мольковой С.Ф. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю, отказать.

Решение в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий

<данные изъяты> судья /Егоров Д.С./