Дело № 2-2672/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием прокурора Третьяковича Д.В., с участием представителя Пермской городской Думы – Голубевой А.И., действующей на основании доверенности, представителя администрации г.Перми, Управления ЖКХ администрации г.Перми – Маматовой В.И., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению прокурора г.Перми о признании решения Пермской городской Думы №74 от 25.03.2008 г. не действующим и не подлежащим применению в части с момента его принятия, установил: Прокурор г.Перми обратился в суд с иском о признании не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия пункта 2.3 решения Пермской городской Думы №74 от 25 марта 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах». В обоснование заявленных требований прокурор указала, что 25.03.2008 г. Пермской городской Думой принято решение №74 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах». Данное решение опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь №25 от 08.04.2008 г. и содержит положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, в частности ч.1 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которой региональная адресная программа про проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 названной статьи органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов ТСЖ, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Согласно пунктам 1.4.1 и 2.1 постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 г. №14-п «Об утверждении порядка реализации приоритетного проекта «Достойное жилье» условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам устанавливаются муниципальными проектами, утверждаемыми решением представительного органа местного самоуправления. При этом оспариваемый пункт решения предусматривает передачу администрации г.Перми полномочий по установлению критериев ранжирования заявок на предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах г.Перми на 2010 год, что является незаконным, поскольку принятие таких критериев отнесено к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления, а не исполнительных органов. Передав такие полномочия администрации г.Перми, Пермская городская Дума превысила свои полномочия. 19.01.2010 г. прокурором г.Перми на вышеназванное решение принесен протест, который решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 г. №34 отклонен (л.д. 2-3). Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель Пермской городской Думы с заявленными требованиями не согласилась, считая, что принятое решение федеральному законодательству не противоречит. Отмечает, что понятие «критерий» отлично от понятия «принцип», следовательно, Пермская городская Дума вправе передавать полномочия по определению критериев исполнительным органам местного самоуправления – администрации г.Перми. Представитель администрации г.Перми, Управления ЖКХ администрации г.Перми заявленные требования прокурора не поддержала, поскольку установив общие условия отбора и включения заявок в перечень объектов, Пермская городская Дума правомерно наделила администрацию г.Перми по установлению критериев ранжирования. Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что требования прокурора г.Перми являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Во исполнение Закона Пермского края от 24.12.2007 N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов" Правительство Пермского края приняло Постановление от 08.02.2008 N 14-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", которым утвержден прилагаемый Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье". Согласно п. 1.4.1 указанного Порядка приоритетный муниципальный проект (далее - муниципальный проект) - проект органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края (далее - муниципальное образование) по проведению мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроектов регионального проекта. Муниципальный проект и общий объем расходов на его реализацию утверждаются решением представительного органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2.1 указанного Порядка органы местного самоуправления осуществляют отбор объектов для включения в муниципальные адресные программы после утверждения законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из регионального фонда софинансирования расходов. Условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам устанавливаются муниципальными проектами. Судом установлены следующие обстоятельства дела. Решением Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года №74 утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах согласно приложению. Данное решение опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь №25 от 08.04.2008 г. Настоящий Порядок определяет условия предоставления из бюджета города финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт) (п. 1.2). При этом пунктом 2.3 Решения Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года № 74 рекомендовано Главе администрации г. Перми разработать и утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов до 01.07.2008. Вместе с тем, как следует из содержания решения Пермской городской Думы № 74 определен основной принцип ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ – принцип очередности, установленный п. 4.9 данного Порядка. Таким образом, принцип ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ установлен именно решением органа местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края № 14-П. Одновременно с этим установление данного принципа очередности не исключает наличие одновременно иных критериев для ранжирования многоквартирных домов уже в составе перечня объектов на капитальный ремонт. При таких обстоятельствах оспариваемое решение не противоречит Постановлению Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года №14-П. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства 21.01.2008 утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Пп. 2.6.2. Методических рекомендаций предусмотрено что, в условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, отбор перечня многоквартирных домов для включения в муниципальную программы и соответственно региональную программу должен проходить на конкурентной основе согласно заранее объявленным критериям, соответствующим целям и условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и целям и условиям региональной программы. Для обеспечения единого подходы к включению перечня многоквартирных домов в муниципальные программы субъекту Российской Федерации на первом этапе разработки региональной программы рекомендуется установить критерии оценки обращений товариществ собственников жилья и управляющих организаций для ранжирования многоквартирных домов, собственники которых претендуют на получение финансовой поддержки на проведение капитального ремонта. Критерии будут применяться во всех муниципальных образованиях, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации средств долевого финансирования региональной программы. Также Методическими рекомендациями предусмотрены возможные виды критериев оценки, в частности технические, организационные, финансовые критерии. Таким образом, применение иных критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не исключает соблюдения принципа очередности при включении многоквартирных домов в перечень объектов на капитальный ремонт и не нарушает данный принцип. Суд также считает, что включение заявок в перечень объектов капитального ремонта на основании одного лишь принципа очередности поступления заявок, не соответствовало бы целям реализации регионального проекта «Достойное жилье», которыми в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года № 14-П являются содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства Пермского края; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; формирование современных и эффективных механизмов управления многоквартирными домами; стимулирование самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах и принятия ими на себя ответственности за техническое состояние общего имущества в многоквартирных домах и его качественное улучшение. Необходимость применения иных критериев при включении объектов в адресную программу, помимо принципа очередности вытекает и из п. 2.1 Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года № 14-П, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют отбор объектов для включения в муниципальные адресные программы после утверждения законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из регионального фонда софинансирования расходов. Отбор заявок предусмотрен и п. 3.5 Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 74. Отсутствие каких-либо критериев для оценки поданных заявок в условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки привело бы к нарушению прав жителей многоквартирных домов, особо нуждающихся в проведении капитального ремонта, но по каким-либо причинам подавшим заявки позднее других. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2.3 решения Пермской городской Думы №74 от 25 марта 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» не усматривается. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Прокурору г.Перми в удовлетворении заявления о признании не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия пункта 2.3 решения Пермской городской Думы №74 от 25 марта 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова) <данные изъяты>