Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Рубан О.Н., при секретаре Кобелевой И.В., с участием истца Кумовой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кумовой В.Ю., действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Кумовой Е.Д., к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, Управлению муниципальным жилищным фондом г. Перми о признании договора ничтожным, возложении обязанности предоставить жилое помещение, сохранении права проживания, у с т а н о в и л: Кумова В.Ю., действуя в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Кумовой Е.Д., обратилась в суд с иском к ответчикам о признании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес> ничтожной сделкой, возложении на администрацию г. Перми обязанности за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета Пермского края, предоставить ей во внеочередном порядке на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Перми общей площадью не менее 30 кв.м., сохранении за истцами права проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> до предоставления другого жилого помещения по договору социального найма (л.д. 3 – 6). Впоследствии истица уточнила заявленные требования в части площади жилого помещения, которое она просит обязать ответчиков предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма. Ссылаясь на решение Пермской городской Думы от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», истица просит предоставить ей на состав семьи из двух человек жилое помещение площадью не менее 42 кв.м. (л.д. 42 – 45). В обоснование заявленных требований истица указала, что является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплено, на жилищный учет поставлена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до достижения совершеннолетия. ДД.ММ.ГГГГ истице органом местного самоуправления по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 12,9 кв.м. Площадь предоставленного жилого помещения меньше нормы предоставления, поэтому договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожной сделкой, так как противоречит требованиям закона. На основании ст. 168 ГПК РФ истица просит признать данный договор социального найма ничтожной сделкой. Кумова В.Ю. и ее несовершеннолетняя дочь – Кумова Е.Д. не имеют жилых помещений на праве собственности, в приватизации участия не принимали, являются нуждающимися в жилом помещении. Далее, ссылаясь на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, истица просит обязать ответчиков предоставить ей на семью из двух человек жилое помещение площадью не менее 42 кв.м. и до его предоставления сохранить за ней право проживания в комнате по адресу: <адрес>. В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Администрация г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 49), своего представителя в судебное заседание не направила, о причинах его неявки суду не сообщила, мнение по иску не представила. Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 50), своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах его неявки суду не сообщило, мнение по иску не представило. Правительство Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 51), своего представителя в судебное заседание не направило. Суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчиков заочное решение, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 233 ГПК РФ. Из представленного ранее отзыва Правительства Пермского края следует, что государственные полномочия по социальной поддержке детей – сирот по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Правительство свои обязанности выполняет своевременно и в полном объеме и является ненадлежащим ответчиком. В адрес правительства не представлены данные матери Кумовой В.Ю., подтверждающие факт отсутствия у нее жилого помещения. Дочь истицы не вправе претендовать на жилое помещение наряду с матерью, являющейся лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требование о предоставлении жилого помещения площадью не менее 42 кв.м. не основано на законе (л.д. 29 – 32). Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным, и подлежащим частичному удовлетворению. Требования Кумовой В.Ю. о признании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ничтожной сделкой подлежат удовлетворению в силу следующего. В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ). Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за № 103, утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным бюджетным учреждением «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», действующим от имени собственника жилого помещения – Муниципального образования город Пермь (наймодатель), и Кумовой В.Ю. (наниматель) заключен договор № социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 12,9 кв.м., в том числе жилой 12,4 кв.м. (л.д. 8 – 9). Таким образом, по оспариваемому договору социального найма истице было предоставлено жилое помещение общей площадью менее нормы предоставления, что напрямую противоречит положениям ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Поскольку договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> не соответствует требованиям закона, в соответствии со ст. 168 ГК РФ он подлежит признанию ничтожной сделкой. Требования истицы о сохранении за ней права проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат. В силу ч. 1 ст. 167 ГПК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Соответственно признание договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ ничтожной сделкой означает прекращение права Кумовых пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Требования истицы о предоставлении жилого помещения являются обоснованными в силу следующего. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела. Кумова В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения (копия паспорта – л.д. 7), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы лишена родительских прав решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 02.10.1996 г., сведения об отце записаны со слов матери. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. 10, 12, 13), и ответчиками не оспариваются. В период ДД.ММ.ГГГГ истица являлась воспитанницей ГКОУ «<данные изъяты>» и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 18). Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г. Перми истица поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Состав семьи Кумова В.Ю. – 2 человека, в том числе дочь – Кумова Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении – л.д. 11, справка – л.д. 46). По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю права Кумовой В.Ю., Кумовой ЕД. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 25, 26). По данным ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Кумова В.Ю. не имеет квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, в приватизации жилья не участвовала (л.д. 47). На момент рассмотрения дела Кумова В.Ю., Кумова Е.Д. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Право пользования данным жилым помещением прекращается в силу признания настоящим решением договора социального найма этого помещения ничтожной сделкой. Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Кумова В.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей, за ней, а также членом ее семьи - Кумовой Е.Д. какие-либо жилые помещения на праве собственности либо на ином каком-то праве не числятся. Жилое помещение за Кумовой В.Ю. закреплено не было, с ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени Кумова В.Ю. жилым помещением не обеспечена. Право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке по списку детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками фактически оспорено не было. Следовательно, требования истцов о предоставлении им жилого помещения являются правомерными. При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что истцы никогда не имели и не имеют в собственности жилых помещений, не приобрели право постоянного пользования каким – либо жилым помещением. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м - на семью из двух человек. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Судом установлено, что Кумова В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет как нуждающаяся в получении жилья в органах местного самоуправления г. Перми, с рождения проживала на территории г. Перми. Следовательно, истцам должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. на состав семьи из двух человек. В то же время, суду не представлено доказательств того, что Кумовы являются участниками пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п. При этом, как следует из содержания искового заявления, истцы выбрали способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, в связи с чем размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется. Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края. В соответствии с пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске. При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд. Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Кумовой В.Ю., Кумовой Е.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. в черте г.Перми. Принимая решение об удовлетворении исковых требований Кумовой В.Ю., действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Кумовой Е.Д., в указанной выше части, суд признает несостоятельной ссылку представителя Правительства Пермского края на положения ст. 71 Семейного кодекса РФ. Жилое помещение за Кумовой В.Ю. закреплено не было, что свидетельствует об отсутствии в собственности её матери жилых помещений. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиками суду не представлено доказательств опровергающих доводы истцов и доказательства наличия у Кумовых права пользования каким – либо жилым помещением. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать ничтожным договор № социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным бюджетным учреждением «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», действующим от имени собственника жилого помещения – Муниципального образования город Пермь, и Кумовой В.Ю.. Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Кумовой В.Ю., Кумовой Е.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 42 кв.м. в черте г. Перми. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан) <данные изъяты> Судья - (О.Н Рубан)