о признании незаконным и отмене предписания



Дело №­­ 2-3282/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием представителей заявителя - Ковальчук И.Н., Пузанова С.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми заявления Открытого акционерного общества «Российская железная дорога» в лице Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - филиал Открытого акционерного общества «Российская железная дорога» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае,

установил:

ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиал ОАО «РЖД» обратилось в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором оспаривает предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что с данным предписанием ОАО «РЖД» не согласно, поскольку каких-либо противоречий действующему трудовому законодательству п.4.4.1.4 Коллективного договора ОАО «РЖД» не имеет. Кроме того, заявитель считает, что при проведении проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае были допущены ряд нарушений, в частности, о том, что проводится проверка структурного подразделения ОАО «РЖД» заявителю стало известно только после получения оспариваемого предписания, которое адресовано руководителю ОАО «РЖД», следовательно, фактически проверка проводилась ОАО «РЖД». Заявитель также считает, что при проведении проверки не были запрошены документы, а также не представлена возможность дать пояснения, которые свидетельствовали бы о законности Коллективного договора. По результатам проверки Государственная инспекция труда в Пермском крае с актом ОАО «РЖД» не ознакомило, а сама проверка превысила срок ее проведения, так как проводилась свыше 20 рабочих дней. Вместе с тем, при вынесении предписания Государственной инспекцией труда в Пермском крае не принято во внимание то обстоятельство, что Коллективных договор не может быть изменен в одностороннем порядке, так как является правовым актом, заключенным между ОАО «РЖД» и первичной профсоюзной организацией ОАО «РЖД». Одновременно с этим заявитель считает, что льгота для неработающих пенсионеров ОАО «РЖД» предусмотрена работодателем, исходя из необходимости предоставления такой льготы и финансовых возможностей работодателя, то есть собственной инициативы, а вмешательство в деятельность ОАО «РЖД» недопустимо. Кроме того, Коллективный договор прошел регистрацию в Комитете общественных связей г.Москвы на соответствие его трудовому законодательству, в ходе которой условий, ухудшающих положение работников, не установлено. Учитывая изложенное выше, предписание является незаконным и подлежит отмене.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении.

Государственная инспекция труда в Пермском крае, государственный инспектор труда Барскова И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просили, о причинах неявки суд не известили, письменные возражения суду не представили, требования суда о предоставлении материалов проверки не исполнили.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение в отсутствии неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167, 257 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленными ими доказательства, суд считает, что требования ОАО «РЖД» являются обоснованными и законными в силу следующего.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В силу ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (ст. 360 ТК РФ).

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Как следует из сопроводительного письма Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «РЖД» был направлен акт проверки и предписание за от ДД.ММ.ГГГГ с возложением на заявителя обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в инспекцию сведения об устранении нарушении трудового законодательства (л.д. 66).

Согласно представленного суду заявителем акта проверки, данная проверка проводилась на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов Свердловская дирекция по ремонту грузовых вагонов Вагонное ремонтное депо <данные изъяты>. Из акта также следует, что данная проверка являлась внеплановой, при этом правовых оснований для ее проведения (обращение граждан и иные основания) в акте не содержится.

В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями трудового законодательства, в частности несоответствия положений коллективного договора ОАО «РЖД» на ДД.ММ.ГГГГ, п.4.4.1.4 «Правил выдачи транспортных требований ОАО «РЖД» для проезда на железнодорожном транспорте общего пользования» в части определения статуса неработающего пенсионера положениям ч.3 ст. 50 ТК РФ, ч.4 ст. 8 ТК РФ государственным инспектором труда Барсковой И.В. вынесено предписание фактически о приостановлении до приведения в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ указанного в них основания прекращения трудового договора, с четким указанием оснований прекращения трудового договора, предусмотренных ст. 77 ТК РФ.

Судом также установлено, что Коллективный договор, позиции которого оспариваются Государственной инспекции труда в <адрес> в части определения статуса неработающего пенсионера, является правовым актом, заключенным от лица работодателя Президентом ОАО «РЖД», от лица работников – Председателем первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД».

В соответствии с разделом 1 «Основные понятия» к неработающим пенсионерам ОАО «РЖД» причислены лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным не по вине работника повреждением здоровья) из компании или до ДД.ММ.ГГГГ из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», а также действующих в них профсоюзных организаций (л.д. 73).

В соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральном уровне социального партнерства в целях стабильной и эффективной деятельности организаций железнодорожного транспорта и обеспечения баланса интересов работников и работодателя Общественной организацией – Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (представитель работников) и Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (представитель работодателя) заключили Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.1.3 которого неработающими пенсионерами являются лица, уволенные в связи с выходом на пенсию из организаций или до ДД.ММ.ГГГГ из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», и из действующих в них организаций Профсоюза, находящиеся на ветеранском учете в организациях и не состоящие на дату предоставления гарантий, предусмотренных настоящим Соглашением и коллективными договорами организацией, в трудовых отношениях с любым работодателем. В коллективных договорах организацией могут быть определены категории лиц, которые не относятся к неработающим пенсионерам.

Данное Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание фактически является не предписанием об устранении выявленных нарушений закона, как предусмотрено действующим законодательством, а требованием о приостановлении действия отдельных положений локальных правовых актов ОАО «РЖД», что не входит в полномочия государственного инспектора труда при проведении проверок. Данный вывод суда также подтверждается установлением срока исполнения предписания - незамедлительно.

Выводы государственного инспектора о несоответствии данных правовых актов трудовому законодательству, в частности ст.ст. 8, 50 ТК РФ, суд считает несостоятельными, так как прямых противоречий указанным нормам права суд не усматривает. Как не усматривает суд оснований и для признания их несоответствующими иным законам, поскольку признает за ОАО «РЖД» право на установление для отдельных категорий своих бывших работников льгот, помимо тех, что уже предусмотрены федеральными законами, в рамках предусмотренного ОАО «РЖД» финансирования.

Кроме того, суд считает, что расширяя круг таких лиц, государственный инспектор труда фактически вмешалась в хозяйственную деятельность субъекта, что является недопустимым.

Проверяя соблюдение процедуры проведения проверки, суд исходит из следующего.

На основании ч. 4 ст. 1 и ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ) до 1 июля 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда.

В то же время, эти нормы Федерального закона № 294-ФЗ предписывают органам государственного контроля и надзора в сфере труда соблюдать процедуру проводимых проверок. Такая процедура Инспекцией нарушена.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Части 1 и 2 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ определяют, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Статья 14 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливает следующий порядок организации проверки:

1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Из материалов проверки следует, что распоряжение о проведении проверки должностным лицам ОАО «РЖД» или представителям Общества должностными лицами инспекции не вручалось, а ОАО «РЖД» почтой были направлены уже результаты проверки –акт, предписание. Вместе с тем, документы, послужившие основанием для проведения проверки должностными лицами инспекции, являются локальными актами такого юридического лица как ОАО «РЖД», которое в известность о проводимой проверки поставлено не было.

На основании пунктов 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из содержания акта проверки, материалов проверки следует, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель Общества при проведении проверки не присутствовали и их присутствие по существу исключалось, так как о дате проведения проверки Общество не извещалось.

В соответствии с положениями частей 1 и 4 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку доказательств, подтверждающих законность оспариваемого предписания, а также законность проведения проверки в материалах проверки не имеется, суду такие доказательства не представлены, то суд считает, что заявление ОАО «РЖД» подлежит удовлетворению.

Доказательств обратного суду на момент рассмотрения дела представлено не было.

Поскольку предписание были внесены государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Барсковой И.В. при отсутствии состоявшегося нарушения трудового законодательства и в нарушении процедуры его принятия, то его следует признать незаконными и отменить.

Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в суд, возмещению заявителю с Государственной инспекции труда в Пермском крае не подлежат в силу п.19 ч.1 ст.333-36 НК РФ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и подлежащим отмене предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

<данные изъяты> Судья: (Е.И. Гачегова)