Дело № 2-3878/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 августа 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием представителей истца -Тимергазина Р.М., действующего на основании доверенности, Мавлютова М.Г., действующего на основании ордера, представителя ответчиков – Напариной Д.Т., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Тимергазина М.А. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третье лицо- Тимергазина Р.М. о признании распоряжения незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, предоставлении жилого помещения, установил: Истец обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании за ним права состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении на Управление обязанности поставить на такой учет. В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном ВОВ, инвалидом <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 23.3 указанного закона. Однако, согласно распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № ему в постановки на учет было отказано, так как им не был предоставлен документ, подтверждающий его малоимущность в соответствии с ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ. С данным решением истец не согласен, поскольку оно противоречит действующему законодательству. Одновременно с этим истец считает, что на него должны распространятся льготы, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», поскольку он принимал участие в боевых действиях в период с октября 1943 года по май 1945 года. Впоследствии истец уточнил ранее заявленные требования, в связи с чем, на момент рассмотрения дела просил признать п.1.3 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, возложить на администрацию г.Перми обязанность предоставить ему жилое помещение на семью из 2 человек (ему и его жене) в черте г.Перми. Истец в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен судом надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представители истца на заявленных исковых требованиях настаивали в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчиков – администрации г.Перми, Управления жилищных отношений администрации г.Перми - с заявленными исковыми требованиями не согласилась, считая, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» обеспечению жильем подлежат военнослужащие, в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Обеспечение жильем за счет федерального бюджета в иных случаях не предусмотрено. В силу ст. 4 настоящего Федерального закона истец не является инвалидом боевых действий, поскольку инвалидность ему установлена по общему заболеванию. Таким образом, на основании ст.1, 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 г. №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», гл. 7 Жилищного кодекса РФ истец обязан был предоставить решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим. Как представитель администрации г.Перми, пояснила, что полномочия по социальной поддержке категорий граждан, указанных в Федеральном законе «О ветеранах», принадлежат субъекту Российской Федерации. Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. №21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в форме субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений. Таким образом, на администрацию г.Перми не возложена обязанность по обеспечению жильем участников, инвалидов ВОВ. Третье лиц – Тимергазина Р.М. – в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ. Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, суд считает, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению в силу следующего. В соответствии со ст.13 Федерального закона «О ветеранах». Социальная поддержка ветеранов социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Согласно пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2). В силу пп.2 п.3 указанной статьи закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. При этом в соответствии с п. 3.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение жильем, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, только по письменному заявлению последних. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.6 ст. 23.2). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11 ст.23.2). Судом установлены следующие обстоятельства дела. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление жилищных отношений с заявлением о постановки его в составе семьи 1 человек на жилищный учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, по списку ветеранов ВОВ. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в постановке на жилищный учет было отказано, поскольку им не было предоставлено решение уполномоченного органа о признании его малоимущим. Иных оснований в постановке на жилищный учет начальником Управления не изложено. В соответствии с материалами учетного дела истец является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию бессрочно. На основании удостоверения ветерана-участника ВОВ имеет права и пользуется льготами, предусмотренными ст.ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах». Согласно данных военного билета, истец в период с октября 1943 г. по май 1945 г. являлся военнослужащим воздушно-десантной бригады. Указанные выше обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами. Судом также установлено, что истец на момент обращения в Управление жилищных отношений проживал и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Вместе с ним в данном жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживают его жена Тимергазина Р.М., Моисеева Л.М. (дочь), Моисеев А.С. (внук), Моисеева М.А. (правнучка). Общая площадь квартиры по указанному выше адресу составляет 55,6 кв. метров, жилая 43,6 кв. метров. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за № 103, утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 52 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. В силу ч. 4-7 ст. 52 ЖК РФ заявителем при обращении с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ). Статьей 54 ЖК РФ определены основания, по которым гражданам, подавшим заявление для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, должно быть отказано. Таким образом, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Проанализировав изложенное выше законодательство, суд считает, что отказ Управления жилищных отношений администрации г.Перми о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, оформленный в виде распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №, является незаконным, поскольку требования Управления о предоставлении решения о признании истца малоимущим не основано на действующем федеральном законодательстве, в частности ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», поскольку за истцом признано право на получение социальных гарантий, предусмотренных данной статьей. Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчиком о том, что меры социальной поддержки в силу ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» могли бы быть предоставлены истцу только в том случае, если он стал бы инвалидом вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), так как данный довод основан на неверном толковании норм права. Действительно, в силу п.3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). При этом из содержания Федерального закона «О ветеранах» следует, что законодателем разграничены такие понятия как инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий, поскольку указанные лица имеют различные социальные гарантии, а также и потому, что из контекста п.3 ст. 14 закона следует, что под инвалидами боевых действий в данном случае признаются военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Таким образом, перечень государственных органов и учреждений, сотрудниками которых должны быть указанные лица, является исчерпывающим. В связи с чем, истец под данную категорию инвалидов не попадает, так как проходил службу в Вооруженных Силах СССР. Суд также не может согласиться с доводами представителя ответчиков и том, что постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. №21-П установлен порядок предоставления социальной гарантии по жилью в виде выдачи жилищного сертификата либо выплаты субсидии и что данный порядок является единственным возможным, так как из буквального толкования пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», ст. 23.2 указанного закона следует, что с инвалидам ВОВ гарантирована мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем и только в силу п. 3.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» на основании письменного заявления самого инвалида ВОВ обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Данный вывод суда также подтверждается письменным ответом, представленным Управлением истцу, из которого следует, что истцу может быть выплачена единовременная денежная выплата в виде субсидии на приобретение жилья только при наличии заявления на ее получение (л.д. 4). Таким образом, инвалид ВОВ самостоятельно определяет порядок получения меры социальной гарантии и вправе, но не обязан, воспользоваться единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения. Ссылка представителя ответчиков на то, что истец не является инвалидам ВОВ, опровергается материалами дела, поскольку компетентным органом за ним закреплено право на получение социальных гарантий, установленных ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», именно как инвалиду ВОВ, в связи с чем, у суда не имеется оснований сомневаться в данном обстоятельстве. Оценив условия проживания истца, а также обеспеченность его жилым помещением менее учетной нормой, суд считает, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, так как в жилом помещении – квартире по адресу: <адрес> - общей площадью 55,6 кв. метров, жилой 43,6 кв. метров, помимо истца зарегистрированы и проживают его жена Тимергазина Р.М., Моисеева Л.М. (дочь), Моисеев А.С. (внук), Моисеева М.А. (правнучка). Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на администрацию г.Перми обязанности предоставить истцу и его супруге отдельное жилое помещение в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», так как изменения, внесенные в Федеральный закон «О ветеранах» не обязывает администрацию г.Перми предоставлять жилые помещения ветеранам ВОВ при любых обстоятельствах и во внеочередном порядке, а только в установленном Жилищным кодексом РФ порядке с учетом того, что при обращении для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалид ВОВ не подтверждают свое имущественное положение – статус малоимущего. Учитывая изложенное выше, руководствуясь ст. 196 ГПКС РФ, суд считает необходимым признать п.3.1 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанность принять Тимергазина М.А. на жилищный учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В удовлетворении остальной части исковых требований Тимергазину М.А. следует отказать. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Тимергазина М.А. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третье лицо- Тимергазина Р.М. о признании распоряжения незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично. Признать п.3.1 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанность принять Тимергазина М.А. на жилищный учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В удовлетворении остальной части исковых требований Тимергазину М.А. – отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий - подпись - (Е.И. Гачегова) <данные изъяты>