о взыскании денежных средств



Дело № 2-1767/11 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием прокурора Ченцовой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова И.А. к Межрайонному Территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Федеральной службе по труду и занятости о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Кузнецов И.А. обратился в суд с иском о взыскании с Межрайонного Территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, взыскании с Межрайонного Территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края и Министерства социального развития Пермского края за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., признании недействительным решения состава ГБМСЭ о переводе истца на меньшую группу заболевания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истец просил взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб. (л.д. 2 – 5).

Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования. На день рассмотрения дела Кузнецов И.А. просит взыскать с Межрайонного Территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, взыскать с Межрайонного Территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края и Министерства социального развития Пермского края за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., и расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований Кузнецов И.А. указал, что является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По заключению ВТЭК ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности со связью с ЧАЭС с 60 % утраты трудоспособности; ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности со связью с ЧАЭС с 80 % утраты трудоспособности; ДД.ММ.ГГГГ возвращена <данные изъяты> группа инвалидности со связью с ЧАЭС с 60 % утраты трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности и установлено 70 % утраты трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности и установлено 80 % утраты трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности и установлено 90 % утраты трудоспособности бессрочно. Ежегодная индексация причитающихся истцу выплат предусмотрена ст. 5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года. Компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается ответчиками истцу в меньшем размере, что влечет нарушение его прав. Первоначальная сумма возмещения вреда определена ответчиком неверно, так как суммы заработка не были проиндексированы в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 10 от 01.06.1999 г. Кроме того, частью 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ был изменен порядок индексации денежных сумм, подлежащих выплате лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. С февраля 2001 года индексацию следует осуществлять с учетом индекса роста величины прожиточного минимума, а не на основе роста минимального размера оплаты труда (л.д. 104 – 106).

Кузнецов И.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 114), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление.

Представитель истца иск поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление.

Министерство социального развития Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 116), своего представителя в судебное заседание не направило, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленных ранее возражений следует, что истец использовал право выбора и перешел на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, как более выгодной для него. В связи с принятием ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ выплаты сумм возмещения вреда в твердой денежной сумме индексируются в едином порядке, установленном ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ. У суда нет оснований для индексации сумм возмещения вреда с 2002 по 2004 годы по прожиточному минимуму (л.д. 94).

Межрайонное Территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 115), своего представителя в судебное заседание не направило, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного ранее отзыва следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении заявленного иска на основании следующего. Исчисление суммы возмещения вреда, а также ее индексация произведены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений. После принятия Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, с 15.02.2001 г. размер возмещения вреда установлен в твердой денежной сумме. С Соответствии с заявлением истца ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация назначена в твердой денежной сумме, в размере <данные изъяты> руб., после чего производились доплаты. Требования истца об индексации ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме пропорционально изменению прожиточного минимума в Пермском крае противоречат положениям Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 26 – 31, 118 - 123).

Федеральная служба по труду и занятости о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 117), своего представителя в судебное заседание не направила, мнение по иску не представила.

С учетом неявки в судебное заседание представителей ответчиков суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии с положениями главы 22 ГПК РФ и постановить по делу заочное решение на основании ст. 237 ГПК РФ.

Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы гражданского и выплатного дела, заслушав заключение прокурора, не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Оснований для индексации возмещения вреда не имеется, так как Кузнецов И.А. получает ежемесячную денежную индексацию в твердой денежной сумме.

В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат с 01.04.1999 г. по 15.02.2001 г.).

С 15.02.2001 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст. 2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, действующего в период спорных правоотношений) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5000 рублей;

инвалидам II группы - 2500 рублей;

инвалидам III группы - 1000 рублей.

Согласно пункту 15 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004, действующего в период спорных правоотношений и на момент рассмотрения настоящего дела), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Таким образом, с 15 февраля 2001 года вступил в действие Федеральный закон, устанавливающий твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в зависимости о группы инвалидности.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Кузнецов И.А., является инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в соответствии с вышеназванными нормами закона, что подтверждается удостоверением, справкой МСЭ об установлении инвалидности, справками по расчету компенсации в возмещение вреда.

При этом с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно.

На основании заявления Кузнецова И.А., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ему выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, в размере <данные изъяты> рублей.

Указанные суммы ежемесячной денежной компенсации индексировались с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) и выплачивались истцу своевременно и в порядке, установленном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе:

от 25.05.2005 г. № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат в период с 19 июня 2002 года г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм»,

от 09.08.2005 г. № 496 (в редакции от 03.03.2007 г. № 143) «Об индексации в 2005 году ежемесячных денежных выплат в повышенном размере пенсий и пособий не работающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

от 25.04.2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию катастрофа Чернобыльской АЭС»,

от 21.03.2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

от 21.12.2007 г. № 914 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 181, от 03.09.2008 г. № 655, от 24.12.2008 г. № 992) «Об индексации в 2008-2009 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, на момент обращения Кузнецова И.А. в суд (ДД.ММ.ГГГГ) и рассмотрения настоящего заявления, законодателем установлен иной порядок выплаты и индексации ежемесячной денежной компенсации.

Указанный порядок выплат в отношении Кузнецова И.А. ответчиками соблюден.

Доводы истца о возможности индексации назначенных ему в твердой денежной сумме в соответствии с Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС исходя из индекса минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, являются неверными в силу следующего.

Как установлено судом, указанные выплаты индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат для инвалидов 2 группы с 19 июня 2002г. – 2620 руб., с 1 июля 2002г. – 2 800 руб., с 1 января 2003 года – 3 136 руб., а с 1 января 2004 года – 3 450 руб.

В дальнейшем, порядок индексации названных сумм, также устанавливается Постановлениями Правительства РФ, с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год.

Таким образом, доводы истца относительно необходимости индексации назначенных ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку, на момент его обращения с настоящим иском законодателем установлен порядок индексации. Кроме того, как усматривается из материалов дела, ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Нарушения прав истца за оспариваемый период судом не установлено. В связи с чем, в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности в возмещение вреда здоровью следует отказать, поскольку они (требования) основаны на неверном толковании и применении норм материального права.

Доводы искового заявления о неверном исчислении ответчиком первоначальной суммы возмещения вреда, суд также признает несостоятельными.

Статьей 29 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. №180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).

Частью 3 ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда…, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 г., установлено, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (в ред. Закона от 24.11.95 N 180-ФЗ).

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Кузнецову И.А. с ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности со связью с ЧАЭС с 60 % утраты трудоспособности;

ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности со связью с ЧАЭС с 80 % утраты трудоспособности;

ДД.ММ.ГГГГ возвращена <данные изъяты> группа инвалидности со связью с ЧАЭС с 60 % утраты трудоспособности;

ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности и установлено 70 % утраты трудоспособности,

ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности и установлено 80 % утраты трудоспособности,

ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности и установлено 90 % утраты трудоспособности бессрочно, в связи с чем, истец имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в соответствии с вышеназванными нормами закона.

Кузнецову И.А. сумма в возмещение вреда назначена исходя из семикратной суммы минимального размера оплаты труда, так как сведения о размере заработка за 12 месяцев, предшествующих установлению инвалидности, в выплатном деле отсутствуют.

Впоследствии ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью систематически индексировалась с применением коэффициента МРОТ, что подтверждается материалами пенсионного дела и не оспаривается истцом.

Оценив собранные по делу доказательства, в совокупности с вышеназванными нормами закона, суд считает, что требования истца об индексации установленной ему суммы в возмещение вреда здоровью в соответствии с п.5 Постановления Министерства труда и социального развития РФ №10 от 01.06.1999г. в связи с повышением стоимости жизни, удовлетворению не подлежат, поскольку судом установлено, что сумма в возмещение вреда здоровью была установлена истцу с применением коэффициента индексации заработной платы для расчета пенсии и с учетом осовременивания сумм.

Оснований для перерасчета суммы возмещения вреда здоровью, исходя из повышения уровня жизни, и индексации не имеется, поскольку нарушения прав истца ответчиками в указный период не установлено.

Исковые требования Александрова А.В. в указанной выше части фактически основаны на ошибочном толковании норм законодательства.

Далее индексация сумм в возмещение вреда здоровью производилась истцу в соответствии с постановлениями Правительства РФ «Об индексации размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на соответствующий год, что подтверждается материалами дела (выплатное дело).

Таким образом, суд считает, что индексация сумм в возмещение вреда здоровью производилась Терруправлением в порядке, определяемом Правительством РФ, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Выплата сумм в возмещение вреда здоровью произведена ответчиком в полном объеме. Нарушения прав истца за оспариваемый период судом не установлено. В связи с чем, в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности в возмещение вреда здоровью следует отказать, поскольку они (требования) основаны на неверном толковании и применении норм материального права.

Поскольку первоначальная сумма возмещения вреда определена истцу правильно, оснований для перерасчета примененной индексации суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Кузнецова И.А. следует отказать, поскольку нарушение его прав на индексацию и выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим порядком правового регулирования отсутствует.

Судом рассмотрены требования истца в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований.

Поскольку в удовлетворении требований истца о взыскании сумм отказано, соответственно, в силу ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению и требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова И.А. отказать в полном объеме.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиками в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.

Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>