о предоставлении жилого помещения



Дело №2-4173/11 <данные изъяты>.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием истца – Шаровой Ю.В.,

представителя истца – Худякова В.А., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика – администрации г. Перми – Сириной М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Шаровой Ю.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Шарова Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в черте г. Перми площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям (л.д. 3-5).

В обоснование заявленных требований истец указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; ее мать – Шарова Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Шаров В.А. по решению Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав; постановлением администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном назначен Худяков В.А.; при назначении опеки за ней закреплялось жилое помещение по месту жительства ее родителей – комната общей площадью 19,5 кв.м. по <адрес> в г. Перми; в данной комнате проживают: ее, Шаровой, отец – Шаров В.А., лишенный родительских прав, его жена – Шарова С.Г., дочь жены – Каширина Ю.В., совместный ребенок Шаровых В.А. и С.Г. – Шарова К.В., страдающая психическим заболеванием; Шаровы ведут антисоциальный образ жизни, нигде не работают, долг по коммунальным платежам за данное жилое помещение составляет более <данные изъяты> рублей; с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия она, Шарова, проживала с опекуном; после выхода из-под опеки вселиться в закрепленную за ней комнату ей не удалось. Также, дом по <адрес> в г. Перми признан аварийным и подлежит сносу на основании заключения межведомственной комиссии при администрации Индустриального район г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми, она, Шарова, принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. До настоящего времени жильем не обеспечена.

Истец, представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивают по изложенным выше доводам.

Представитель ответчика – администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указала, что, согласно ст. 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 г., реализация дополнительных гарантий для детей-сирот и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края; администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта Российской Федерации. Поскольку органом государственной власти на территории г. Перми является Правительство Пермского края, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является <адрес> (л.д. 51-52).

Представитель ответчика – Правительства Пермского края в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 28), просила провести судебное заседание в ее отсутствие, о чем представила соответствующее заявление (л.д. 37-42), также представила в суд письменный отзыв по иску, согласно которому, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для возникновения права на получение жилой площади вне очереди требуется соблюдение в совокупности трех условий: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также, ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. Исходя из положений ст.ст. 5, 8 Федерального закона №159-ФЗ, пункту 4 ст. 263 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Требования истца о предоставлении ей жилого помещения, площадью 33 кв.м., является незаконным и необоснованным, поскольку, в соответствии с пунктом 5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Пермского края от 10.08.2006г. №16-п, Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв.м. Данный расчет применяется для определения размера субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам из бюджета Пермского края на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. В соответствии с решением Пермской городской Думы «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», в городе Перми минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Кроме того, как следует из содержания искового заявления и приложенных к нему документов, за Шаровой Ю.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. В силу изложенного, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют (л.д. 37-42).

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы искового заявления, мнение ответчиков, изложенное в письменных отзывах, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.

Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года#M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Судом установлено, что Шарова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. Перми, является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – Шарова Н.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Шаров В.А. лишен родительских прав на основании решения Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном назначен Худяков В.А.; зарегистрирована по месту жительства родителей по адресу: <адрес>, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер ее очереди -<данные изъяты>.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждается следующими материалами дела: копией решения Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ГУЗ «Пермская краевая клиническая психиатрическая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о смерти, постановлением администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , копией свидетельства о рождении (л.д. 6, 7, 11, 14, 15, 16, 17).

При этом, согласно постановлению Главы администрации Индустриального района города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , за Шаровой Ю.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> в г. Перми (л.д. 16).

Вместе с тем, заключением межведомственной комиссии при администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что физический износ вышеуказанного дома составляет 70%; фундамент, стены, чердачное и междуэтажное перекрытия, стропильная система и кровля здания находятся в ограниченно работоспособном состоянии; местами состояние перекрытий – аварийное; электропроводка открытая, ветхая, возможны возгорания, в связи с чем дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8-10).

В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (часть 1).

Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении (часть 3).

Как установлено судом выше, жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована истец, признано аварийным и подлежащим сносу.

Согласно сведениям, представленным ГУП «ЦТИ Пермского края» и Управлением Росреестра по Пермскому краю, истец не имеет иных жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, в приватизации жилья не участвовала (л.д. 12, 13, 32, 33, 35, 36).

Сведения о том, что за истцом закреплено какое-либо иное жилое помещение в материалах дела также отсутствуют.

Проанализировав представленные суду доказательства, которые суд оценивает в совокупности, принимая во внимание вышеуказанные нормы жилищного законодательства, суд считает, что требование истца о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является законными и обоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время закрепленное за ней жилое помещение, признано аварийным и подлежащим сносу, какое-либо иное жилье на праве собственности или праве пользования за ней не закреплялось.

При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми как владельца муниципальной собственности за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.

Суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию города Перми, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (пункт 2 части 1 ст. 18 Устава города Перми).

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно пункту 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Доводы ответчиков о том, что требования истца о предоставлении ей жилого помещения площадью 33 кв.м. являются незаконными и необоснованными, суд отвергает за несостоятельностью по изложенным выше основаниям.

В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, Шаровой Ю.В. должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Шаровой Ю.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>