о взыскании суммы в возмещение вреда здоровью, денежной компенсации для приобретения продовольственных товаров



Дело №2-59/2011 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г,

с участием прокурора Ченцовой Ю.П.,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием представителя ответчика – Федоровой М.Е., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копаева В.И. к Военному комиссариату Пермского края о взыскании суммы в возмещение вреда здоровью, денежной компенсации для приобретения продовольственных товаров,

установил:

Копаев В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермской о взыскании задолженности по выплатам в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий на Чер­нобыльской АЭС в сумме <данные изъяты> рубля, также истец просил возложить на ответчика обязанность выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и на приобретение продовольственных товаров ему, Копаеву, и его несовершеннолетнему сыну И. по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек каждому.

Свои требования истец обосновывал тем, что он принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы по лучевому заболеванию, которое получил при исполнении обязанностей военной службы в связи с выполнением вышеуказанных работ; указывает, что размер выплачиваемой ему денежной компенсации должен быть проиндексирован за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста прожиточного минимума, установленного распоряжениями губернатора Пермской области в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Кроме того, истец просил произвести индексацию компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемой ему, Копаеву В.И., и его несовершеннолетнему И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за вышеуказанный период времени, с учетом прожиточного минимума, установленного распоряжениями губернатора Пермской области, за вышеуказанный период, в сумме <данные изъяты> рублей. Заявленные требования истец обосновывал ими части 3 ст. 5, пунктом 25 ст. 14, пунктами 1 и 4 ст. 25 Закона РФ Ч от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Конституционного Суда РФ за № 11-П от 19 июня 2002 года.

Впоследствии, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец неоднократно увеличивал предмет заявленных требований, а именно просил:

- взыскать с ответчика задолженность по выплатам в возмещение вреда здо­ровью в размере <данные изъяты> рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесяч­ную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей и на приобретение продовольс­твенных товаров ему и его сыну И. компенсацию в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек каждому;

- взыскать с ответчика задолженность по выплатам в возмещение вреда здо­ровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обя­зать ответчика выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенса­цию в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и компенсацию на приобретение про­довольственных товаров ему и его сыну И. в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> ко­пейки каждому;

- взыскать с ответчика задолженность по выплатам в возмещение вреда здо­ровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и компенса­цию на приобретение продовольственных товаров ему и его сыну И. в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

- возложить на ответчика обязанность выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек ежемесячно, обязать ответчика выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ денежную компенсацию на приобретение продуктов питания ему, Копаеву, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и несовершеннолетнему Копаеву И. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки ежемесячно;

- взыскать с ответчика задол­женность по возмещению вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и задолженность по денежной компенсации на приобретение продуктов питания ему, истцу, и его сыну И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

- взыскать с ответчика задолженность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из роста минимального размера оплаты труда (далее по тесту - МРОТ), а с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров Пермской области (том 1 л.д. 53-56).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ с Военного комиссариата Пермской области в пользу Копаева В.И. в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно взыскана задолженность в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, за счет денежных средств, выделяемых на эти цели; также, на Военный комиссариат Пермской области возложена обязанность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и за счет денежных средств, выделяемых на эти цели, выплачивать Копаеву В.И. ежемесячно в возмещение вреда здоровью по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (л.д. 53-56), исковые требования Копаева В.И. в остальной части определением от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство (том 1 л.д. 1,2).

Кроме того, на основании части 3 ст. 40 ГПК РФ, судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – Министерство социального развития Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития пермского края по Нытвенскому муниципальному району, а также Федеральная служба по труду и занятости РФ, поскольку согласно справки Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Копаев В.И. был включен Министерством социального развития Пермского края в реестры на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по Нытвенскому району Пермского края и данные реестры направлялись для выплаты в Федеральную службу по труду и занятости РФ (том 1 л.д. 162, 173, том 2 л.д. 85-86, 134, 135).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования Копаева В.И. к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Нытвенскому муниципальному району, а также Федеральной службе по труду и занятости РФ выделены в отдельное производство, поскольку сведения об уведомлении ответчиков – Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Нытвенскому муниципальному району и Федеральной службе по труду и занятости РФ в суд до настоящего времени не поступили; при этом, учитывая, что указанные лица находятся за пределами территории г. Перми, суд лишен возможности проверить обстоятельства их надлежащего уведомления; вместе с тем, отложение рассмотрения дела в полном объеме целесообразным не является, поскольку требования, предъявленные к военному комиссариату Пермского края могут быть разрешены в настоящем судебном заседании.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил провести судебное заседание без его участия, о чем представил в суд письменное заявление (том 2 л.д. ).

Представитель ответчика – Военного комиссариата Пермского края в судебном заседании с иском Копаева В.И. не согласна, указывая, что Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2001г., предусматривалось исчисление денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и возмещение вреда здоровью исходя из мини­мального размера оплаты труда. Федеральным законом от 07 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке ус­тановления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федера­ции» в законодательство Российской Федерации, в том числе в закон №1244-1 от 15.05.1991 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми пособия и иные социальные выплаты, исчисляемые в зависимости от МРОТ, были установлены в твердых размерах, исходя из базовой суммы в 100 руб­лей. Тем самым эти компенсации отнесены к обязательным социаль­ным выплатам, сумма которых является самостоятельной и их индекса­ции производится специально принимаемым законом. Согласно статье 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты груда» устанавливалось, что в 2000 г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производит­ся в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. 83 рублей 49 копеек, а с 01 января 2001 г. исходя из базовой суммы 100 рублей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших результате катастрофы на ЧАЭС, и нового порядка индексации сумм возмещения вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума. В связи с тем, что переход па новый способ исчисления иных видов денежных компенсаций Конституционным Судом РФ признан конституционным, а установленный размер базовой суммы в силу отсутствия поряди его индексации не изменился, то производить какую-либо индексацию до 29 мая 2004 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 24 апреля 2004 г. №31-ФЗ, установившего порядок индексации) исчисленных из этой суммы денежных компенсаций правовых оснований не имелось. Статьей 5 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) установлена индексация размеров выплат, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определенном Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. №246, от 21.03.2007 №171 и от 21.12.2007 г. № 914 утверждены Правила индексации с 2004 по 2010 гг. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы па ЧЛЭС. Этими Постановлениями Правительства РФ установлены коэффициенты индексации и исходя из них - размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Назначать эти денежные компенсации в иных размерах правовых оснований не имеется. На основании изложенного, выплачивать суммы возмещения вреда здоровью в больших суммах, нежели предусмотренных указанными Поста­новлениями Правительства не имеется оснований. Согласно Постановления Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №326, индексация и возврат недополученной суммы ежемесячной денежной суммы гражданам осуществляется па основании их заявлений: за 2002 2003 гг. в срок до 01.12.2005 г; за 2004 г. - в срок до 01.12.2006 г. Копаев В.И. с подоб­ными заявлениями в Военный комиссариат не обращался. Согласно Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 246, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 № 171, Постановле­ния Правительства РФ от 21.12.2007 № 914, Постановления Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 - выплата компенсаций и иных выплат, указан­ных в данных Постановлениях, производится в размерах, определенных дан­ными Постановлениями. Таким образом, оснований для дополнительной ин­дексации указанных выплат не имеется (том 2 л.д. 115-116).

Представитель Министерства социального развития Пермского края ранее направил в суд письменный отзыв в котором указал, что со дня вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья, установив твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в зависимости от группы инвалидности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ, гра­жданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона воз­мещение вреда, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денеж­ную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Истец свое право выбора использовал и перешел на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, как более выгодной для него в тот мо­мент. В силу требований статьи 9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, решение органа социальной защиты населения о выплате возмещения вреда в твердой денежной сумме ист­цом в установленном законом порядке оспорено не было, в настоящее время за­коном не предусмотрена возможность перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда в процентном соотношении к заработку. Также, истец просит за 2002-2003 г.г. произвести индексацию ежемесячной де­нежной компенсации в возмещение вреда здоровью по наиболее благоприятному критерию индексации – росту величины прожиточного минимума (далее – ВПМ) в Пермском крае, в связи с чем необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту ВПМ в целом по РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П поря­док индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста ВПМ за год в целом по РФ признан противоречащим конституционным принципам справедли­вости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоро­вью граждан. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рас­смотрении конкретных дел после 15.02.2001 г. были ориентированы данным по­становлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста ВПМ, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую норму времен­ного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование. В Определении от 04.12.2007 № 879-О-О Конституционный Суд РФ относи­тельно индексации в связи с ростом ВПМ также указал, что «данная конституци­онно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер». Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ в часть 3 статьи 5 базового Закона внесены изменения. С 29 мая 2004 г. (момента вступления указанного за­кона в силу) размеры выплат гражданам, установленные базовым законом, за ис­ключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соот­ветствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Следовательно, со вступлением в силу вышеназванных нормативных право­вых актов вопрос об индексации ежемесячной денежной компенсации на законо­дательном уровне урегулирован и у судов не имеется правовых оснований для индексации сумм возмещения вреда с 2002 по 2004 г. по прожиточному миниму­му. Кроме того, пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также прожи­вающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обес­печение продовольственными товарами в соответствии с рациональными норма­ми потребления продуктов питания с оплатой 50% их стоимости либо ежемесяч­ная выплата им в размере установленного законом минимального месячного раз­мера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продоволь­ственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.). В дальнейшем, необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмат­ривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных дан­ным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых про­водится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими постановлениями от 27 декабря 2004 г. № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию ра­диации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от 7 мая 2005 г. N 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воз­действию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от 25 апреля 2006 г. N 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и от 21 марта 2007 г. N 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствую­щий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеров ком­пенсаций и иных выплат. Таким образом, суды при рассмотрении дел данной категории должны исхо­дить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. В связи с вышеизложенным, основания для удовлетворения иска Копаева В.И. отсутствуют (том 2 л.д. 124-127).

Представитель Федеральной службы по труду и занятости также ранее направил в суд письменный отзыв, в котором указал следующее: Копаев В.И. имеет инвалидность по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью от Министерства обороны Российской Федерации. Пунктом 6 Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда здоровью и предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействую вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года №542, установлено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Вместе с тем, Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №872 (постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года №866 и от 20 декабря 2008 года №946) осуществляет финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании представленных органами социальной защиты субъектов Российской Федерации реестров. На основании вышеизложенного, Федеральная служба по труду и занятости надлежащим ответчиком не является, в удовлетворении иска в данной части следует отказать (том 2 л.д. 96-97).

Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в судебное заседание не явился.

Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Нытвенскому муниципальному району в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Копаева В.И. о взыскании задолженности в возмещение вреда здоровью и возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предъявленные к Военному комиссариату Пермского края за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом, подлежат удовлетворению, в удовлетворении требования о взыскании задолженности в возмещение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров следует отказать, суд считает, что исковые требования Копаева В.И., подлежат частичному удовлетворению.

Суд приходит к данному выводу на основании следующего.

В соответствии с пунктом 25 части 1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат с 01.04.1999 г. по 15.02.2001 г.).

В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненными работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. №4214-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. №180-ФЗ), действовавшими на момент установления истцу инвалидности и назначения ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию гражданина) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими месяцами.

Порядок подсчета среднемесячного заработка установлен в ст.15 вышеназванных Правил, согласно которых среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12.

Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ)

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ)

При невозможности получения документов о фактическом заработке сумма возмещения вреда исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за возмещением вреда.

С 15.02.2001 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст.2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», либо ранее установленная ежемесячная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающем максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками в письменных отзывах, представленных ими в суд, Копаев В.И., являющийся инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в соответствии с вышеназванными нормами закона, что подтверждается удостоверением, справкой МСЭ об установлении инвалидности, справками по расчету компенсации в возмещение вреда, при этом с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ – истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности.

Кроме того, судом установлено, что истцу Военным комиссариатом Пермского края ежемесячно выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ года – <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей,

также, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Копаев В.И. был включен Министерством социального развития Пермского края в реестры на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по Нытвенскому району Пермского края и ему в ДД.ММ.ГГГГ. выплачено – <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> рублей,

на момент рассмотрения настоящего дела выплаты Копаеву В.И. в возмещение вреда здоровью вновь производятся Военным комиссариатом Пермского края, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей (том 2 л.д. 131, 132),

вышеуказанные выплаты произведены ответчиками без применения индексов МРОТ и роста величины прожиточного минимума, но с применением коэффициентов инфляции, предусмотренных Постановлением Правительства РФ за №326 от 25.05.2005 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ за №847 от 27.12.2004 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ за №292 от 07.05.2005 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ за №246 от 25.04.2006 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ за №171 от 21.03.2007 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ,

вышеуказанные обстоятельства подтверждаются содержанием решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 53-56) и материалами настоящего гражданского дела (том 1 л.д. 13, 135, 163, 131, 132), а также материалами личного дела Копаева В.И. (приложение к настоящему делу).

Считая, что выплаты в возмещение вреда, подлежали индексации согласно индексам МРОТ и индексов величины прожиточного минимума, в связи с чем образовалась задолженность, Копаев В.И. просил взыскать суммы согласно исковому заявлению.

Суд считает, что исковые требования Копаева В.И. в части взыскания с Военного комиссариата Пермского края задолженности по выплатам в возмещение вреда здоровью и возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предъявленные к Военному комиссариату Пермского края за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения судом, и требования о взыскании задолженности в возмещение вреда здоровью с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми и Министерства социального развития Пермского края за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно – подлежат удовлетворению, при этом, суд производит расчет следующим образом.

Увеличение ранее установленных сумм возмещения вреда с 01.01.2004 г. суд производит на основании Федерального закона №5-ФЗ от 12.02.2001 г. (ст.2), установившего новый критерий индексации сумм возмещении вреда – ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума, и Постановления Конституционного Суда РФ №11-П от 19.06.2002 г., которым признано не соответствующим Конституции РФ положения ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан…» в редакции от 12.02.2001 г. и ч.3 ст.2 Федерального закона №5-ФЗ от 12.02.2001 г. в их взаимосвязи, поскольку они носят неопределенный характер и не устанавливают такой механизм индексации, которым обеспечивалась бы ее своевременность и безусловность. Исходя из прямого действия Конституции РФ и правовых позиций, изложенных Конституционным судом РФ в указанном Постановлении, суд определяет возмещение вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в Пермской области, ориентируясь на стоимость потребительской корзины, установленной распоряжениями губернатора Пермской области для соответствующей категории граждан. В данном случае суд учитывает стоимость потребительской корзины, установленной для пенсионеров, поскольку истец является пенсионером по инвалидности, получает соответствующую пенсию.

Несмотря на то, что положения части 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступили в силу с 15.02.2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума, могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года.

Суд также считает необходимым отметить следующее. Как указано выше, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. за № 11-П, признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12.02.2001 года) и части 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует – на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

В связи с этим, поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 14.12.2000 г. за № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 г. № 7 и от 11.05.2007 г. за № 23), разъяснил право суда самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Коэффициент увеличения (индекс цен) величины прожиточного минимума за год суд определяет как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год; при этом, среднегодовая величина прожиточного минимума исчисляется судом путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на четыре.

Учитывая, что величина прожиточного минимума по Пермской области для пенсионеров, согласно распоряжениям губернатора Пермской области от 17.01.2003 г. № 22-р, от 16.04.2003 г. № 204-р, от 15.07.2003 г. № 394-р, от 17.10.2003 г. № 567-р, в 1 квартале 2003 года составила 1425 руб., во 2 квартале 2003 года - 1527 руб., в третьем квартале 2003 года - 1600 руб. и в 4 квартале 2003 года – 1623 руб.; поэтому средняя величина прожиточного минимума за 1-4 кварталы 2003 г. составила 1543,75 руб., исходя из расчета: (1425 руб.+1527 руб.+1600 руб.+1623 руб.) : 4. Согласно распоряжениям губернатора Пермской области от 14.01.2004 г. № 9-р, от 22.04.2004 г. № 189-р, от 20.07.2004 г. № 409-р, от 20.10.2004 г. № 579-р, в 1 квартале 2004 года составила 1682 руб., во 2 квартале 2004 года - 1769 руб., в третьем квартале 2004 года - 1863 руб. и в 4 квартале 2004 года – 1925 руб.; поэтому средняя величина прожиточного минимума за 1-4 кварталы 2004 г. составила 1809,75 руб., исходя из расчета: (1682 руб. + 1769 руб. + 1863 руб. + 1925 руб.) : 4.

Соответственно индекс роста величины прожиточного минимума составляет 1,17 (из расчета: 1809,75 руб. : 1543,75 руб.).

С учетом того, что решением суда истцу на ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, при этом, индексация вышеуказанной суммы за ДД.ММ.ГГГГ не произведена, размер задолженности перед истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составляет <данные изъяты>, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,17 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,17;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за указанный период;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

По постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2006 г. индексация размеров ежемесячных денежных сумм, установленных частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, производится с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», причем в размере, не превышающем максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, т.е. 33000 рублей, установленный статьей 14 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» и статьей 8 Федерального закона от 22.12.2005 г. № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.2005 г. за № 496, индексация данных сумм с 01.01.2005 г. производится исходя из коэффициента - 1,11, с 01.01.2006 г. – 1,09 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006г. (в редакции постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. за № 143), с 01.01.2007 г. – 1,08 (постановление Правительства № 171 от 21.03.2007 г.), с 01.01.2008 г. – 1,085 (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 917.).

При таких обстоятельствах, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер задолженности составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,11 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,11;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 4 месяца = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> * 2 месяца = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> * 6 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> – (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>) = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ размер недоплаты ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер недоплаты ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер задолженности составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,09 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,09;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 6 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> * 6 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> рублей – (<данные изъяты> + <данные изъяты>) = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер недоплаты ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер задолженности составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,08 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,08;

<данные изъяты> * 11 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 4 месяца = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> * 6 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> рублей * 1 месяц = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма за ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> рублей – (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>) = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер недоплаты ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

за ДД.ММ.ГГГГ размер недоплаты составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 г. размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер выплат должен быть с 01.01.2008 года проиндексирован на коэффициент 1,085.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер задолженности составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,085 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,085;

<данные изъяты> * 10 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 3 месяца = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> * 7 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года;

<данные изъяты> рублей – (<данные изъяты> + <данные изъяты>) = <данные изъяты> рублей – недоплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил ежемесячно <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер недоплаты ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2009г. №545), индексация данных сумм производится с 01.01.2009г. исходя из коэффициента – 1,13.

Таким образом, размер задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,13 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,13;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 9 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года;

<данные изъяты> * 3 месяца = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты> – (<данные изъяты> + <данные изъяты>) = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно составил ежемесячно <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер недоплаты ежемесячно составил <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

Согласно постановлению Правительства РФ №1024 от 16.12.2009г. «Об индексации в 2010 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размер выплат должен быть проиндексирован с 01.01.2010 г. на коэффициент на 1,1.

Следовательно, размер задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,1 = <данные изъяты> рублей = сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,1;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 12 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил ежемесячно <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

Коэффициент уровня инфляции, установленный на 2011 год постановлением Правительства РФ от 21.12.2010г. №1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», составляет 1,065.

Таким образом, размер задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

<данные изъяты> * 1,065 = <данные изъяты> рублей – сумма, подлежащая выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на коэффициент 1,065;

<данные изъяты> * 7 месяцев = <данные изъяты> рублей – расчетная сумма выплат за спорный период;

<данные изъяты> * 7 месяцев = <данные изъяты> рублей – фактически выплаченная сумма с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

<данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты> рублей – недовыплаченная сумма возмещения вреда здоровью.

При этом, размер недоплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составил ежемесячно <данные изъяты> рублей (расчет: <данные изъяты><данные изъяты> = <данные изъяты>).

Таким образом, общая сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежащая взысканию с Военного комиссариата Пермского края в пользу Копаева В.И., составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (расчет: <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты>).

Разрешая предъявленные требования, суд учитывает, что Копаеву В.И. изначально ответчиком назначалась сумма в возмещение вреда здоровью в твердой денежной форме в соответствии с законом с Федеральным законом 2о внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»», вместе с тем, Копаевым В.И. заявление о производстве выплат в твердой денежной сумме никогда не подавалось, волеизъявление получать денежные средства в данной форме он никогда не выражал.

При этом, требования истца о взыскании с ответчика индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Из материалов настоящего дела следует, что индексация суммы компенсации производилась истцу в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, 07.05.2005 г. № 292, 24.03.2006 г. № 163, 25.04.2006г. №246, 03.03.2007 г. № 143, от 21.03.2007 г. № 171 (л.д. 8, 40, 49, 135, 136).

Право истца на получение денежной компенсации для приобретения продовольственных товаров предусмотрено ФЗ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым установлены права граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 01.12.1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п.3 ст.4 ФЗ от 07.08.2000 г. №122-ФЗ в ст.14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч.1 ст.13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 руб., инвалидам 3 группы - 400 руб.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в редакции от 5 апреля 2005 года N 7) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, не была признана неконституционной.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Данными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

То обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования Копаева В.И. об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ему, и его несовершеннолетнему сыну И., ежегодной выплаты за вред здоровью удовлетворению не подлежат, поскольку индексация производилась в соответствии с требованиями законодательства.

Судом рассмотрены исковые требования в соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ пределах заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Копаева В.И. к Военному комиссариату Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о взыскании суммы удовлетворить частично,

взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Копаева В.И. задолженность по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек,

возложить на Военный комиссариат Пермского края обязанность, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и за счет денежных средств, выделяемых на эти цели, производить Копаеву В.И. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Копаеву В.И. в удовлетворении иска к Военному комиссариату Пермского края, о взыскании денежной компенсации для приобретения продовольственных товаров – отказать.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>