Дело № 2-2885/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 16 августа 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А. с участием истца Котельникова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Шилова О.Н. об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, установил: Шилов О.В. обратился в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее по тексту – ГУФСИН России по Пермскому краю) о признании решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате денежной компенсации незаконным, о возложении обязанности устранить нарушение прав путем принятия решения о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований Шилов О.В. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходит службу в уголовно-исполнительной системе, состоит в должности <данные изъяты>, имеет звание – <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена в наем для проживания комната в общежитии, расположенная по адресу: <адрес> комн. №, в связи с чем между ним и ГОУ СПО «Пермский политехнический колледж имени Н.Г.Славянова» (Наймодателем) заключались договоры найма на комнату. Условия договора истцом исполнялись в полном объеме, оплата за найм жилого помещения и коммунальные услуги производилась своевременно. Иным жилым помещением для постоянного в нем проживания он не располагает. ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение об отказе истцу в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» считает, что он имеет право на получение указанной денежной компенсации. По мнению заявителя, ответчик – ГУФСИН России по Пермскому краю необоснованно отказывает ему в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, в связи с чем просит признать решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика устранить нарушение его прав путем принятия решения о выплате денежной комиссии за наем жилого помещения. В судебном заседании Шилов О.В. на доводах, изложенных в заявлении настаивал, просил удовлетворить требования в полном объеме. Ранее в судебном заседании пояснял, что до ДД.ММ.ГГГГ он получал денежную компенсацию за наем жилого помещения. В комнате № по <адрес> г.Перми он проживает с ДД.ММ.ГГГГ до этого времени проживал в квартире, которая принадлежит на праве собственности его матери. В ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в <данные изъяты>, после чего истцу предложили вновь собрать пакет документов для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения и рекомендовали сняться с регистрационного учета из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности его матери. В последующем в период прохождения комиссии, он снялся с регистрационного учета, выполнив требование жилищно-бытовой комиссии, и заключил договор найма на указанную комнату, за которую вносил плату за наем жилого помещения и все коммунальные услуги, надлежащим образом исполняя условия договора найма жилого помещения. В связи с отсутствием постоянного места жительства на территории г.Перми, где он имеет реальную возможность проживать, он несет расходы за наем жилого помещения, что подтверждается предоставленными суду доказательствами. Не имеет регистрацию по прежнему месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, о чем предоставил ответчику документы, поэтому считает отказ жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ незаконным (л.д. 54-56). Просит суд возложить обязанность на ответчика устранить нарушение его прав путем возложения обязанности принятия решения о выплате компенсации за наем жилья. Заинтересованное лицо - Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом, представитель направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 59). Ранее в судебном заседании пояснял, что поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление (л.д. 51-52), из содержания которого следует, что Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» исчерпывающим образом определен порядок, перечень документов, источник финансирования и размер денежной компенсации. Выплата распространяется только на сотрудников, прибывших из Пермского края и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, таким образом, для выплаты ежемесячной денежной компенсации истцу правовые основания отсутствуют, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению. Дополнительно представитель ответчика в судебном заседании указала, что денежная компенсация за наем жилого помещения выплачивается только тем сотрудникам, которые устроились на работу в ГУФСИН России по Пермскому краю из другой местности и не имеют возможности снимать жилое помещение либо переведены из другой местности либо не имеют постоянного места жительства в г.Перми. Считает, что если сотрудник ранее проживал в г.Перми и впоследствии выписался из жилого помещения, расположенного в г.Перми, то право проживания этим помещением он не утратил. Следовательно, Шилов О.Н. право проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не утратил. Кроме того, заявитель в ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ. не обращался с самостоятельными требованиями о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения (л.д. 54-56). При таких обстоятельствах суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчика заочное решение в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 233 ГПК РФ. Суд, учитывая доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. К данному выводу суд приходит на основании следующего. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» установлено, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, сотрудникам таможенных органов, переводимым по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания (далее - сотрудники), ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более: 15000 рублей - в гг. Москве и Санкт-Петербурге; 3600 рублей - в других городах и районных центрах; 2700 рублей - в прочих населенных пунктах. При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 процентов. В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ: денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего органа, подразделения, учреждения. К рапорту сотрудника прилагаются следующие документы: договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации; справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства. Согласно п. 3 данного Постановления Правительства РФ: выплата денежной компенсации производится в установленном размере со дня найма (поднайма) жилого помещения и прекращается со дня предоставления сотруднику в установленном порядке жилого помещения или изменения других условий, влекущих за собой прекращение выплаты денежной компенсации. Кроме того, пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 предусмотрена выплата денежной компенсации сотрудникам, проходящим службу в федеральных казенных учреждениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом казенному учреждению. Выплата денежной компенсации сотрудникам, проходящим службу в федеральных бюджетных учреждениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном для осуществления федеральными бюджетными учреждениями полномочий федеральных органов государственной власти (государственных органов) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления. Из материалов дела следует, что <данные изъяты> Шилов О.Н. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ служит в должности <данные изъяты> (л.д. 8). ДД.ММ.ГГГГ между Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова» («Наймодатель») в лице директора Рыковой Р.П. и Шиловым О.Н. «Наниматель») заключен договор № о найме жилой комнаты №, общей площадью 27,6 кв.м., расположенной на третьем этаже дома № (общежитие) по <адрес>, за плату во владение и пользование для проживания в ней. Оплата по договору составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 10). Впоследствии стороны неоднократно продлевали договор найма указанного жилого помещения (л.д. 11, 12, 13, 65-66). Договор действует до настоящего времени, условия договора Шиловым О.Н. исполняются своевременно и в полном объеме. По сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Шилов О.Н. в приватизации жилья не участвовал, жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 6, 9). Кроме того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Пермским областным Государственным учреждением юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним «Пермская областная регистрационная палата» зарегистрировано право собственности на 3-комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Шиловой М.А. (л.д. 67), общей площадью 63,6 кв.м., в том числе жилой – 44,0 кв.м., в которой на день рассмотрения дела судом зарегистрировано и проживают пять человек, в том числе Гавриченкова Л.Г., Гавриченков А.М., Гавриченкова Е.А., Зверева О.М., Шилова М.А. (л.д. 64). ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю состоялось рассмотрение вопроса о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения Шилову О.Н. Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на основании Постановления Правительства РФ № 852 от 24.12.2004 г. и разъяснений ФСИН № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 43-46). В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что сотрудник Шилов О.Н. обратился в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам… Федеральной службы исполнения наказаний …», с рапортом о предоставлении компенсации, приложив к рапорту договор найма (поднайма) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кВ. №,заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также сведения о выписке его с прежнего места жительства по адресу: <адрес>. Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд приходит к выводу, что отказ жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по пермскому краю о выплате компенсации на наем жилого помещения противоречит Постановлению Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам… Федеральной службы исполнения наказаний …», поскольку сотрудником предоставлены все предусмотренные вышеназванным Постановлением документы необходимые для принятия решения о выплате компенсации, из которых следовало, что жилое помещение сотрудник занимает по договору найма, оплачивает наем жилого помещения и выписан с прежнего места жительства. Доводы ответчика о том, что выплата денежной компенсации предусмотрена только сотрудникам, прибывших либо переведенных из другой местности не имеющих постоянного места жительства в г.Перми суд считает несостоятельными, поскольку из содержания Постановлению Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 такого ограничения не следует. Буквально трактуя требования, предъявляемые к сотрудникам, имеющим право на получение указанной компенсации, суд приходит к выводу, что законодатель относит к таким сотрудникам лиц, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, при этом не имеет значения является это лицо жителем г.Перми или он прибыл из другой местности. То обстоятельство, что заявитель ранее проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, не являются основанием для отказа истцу в компенсации расходов на наем жилого помещения, поскольку судом установлено, сотрудник уголовно-исполнительной системы Шилов О.Н. снят с регистрационного учета по указанному адресу и проживает в жилом помещении на основании договора коммерческого найма и на день принятия решения жилищно-бытовой комиссии иного жилого помещения для постоянного проживания не имел. Указанные обстоятельства являются основанием для компенсации сотруднику уголовно-исполнительной системы расходов на наем жилого помещения в силу Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852. С учетом общей площади жилого помещения по адресу: <адрес> и количества зарегистрированных лиц, на долю Шилова О.Н. приходилось общей площади жилого помещения менее учетной нормы, установленной по г.Перми, следовательно основания, по которым заявителю отказано в предоставлении компенсации противоречат конституционному принципу, устанавливающему право граждан на достойное жилище (ст. 40 Конституции РФ). Учитывая положения ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, выплата компенсации на наем жилого помещения исключительно сотрудникам, прибывшим из других местностей, влечет ограничение и нарушение прав сотрудников уголовно-исполнительной системы проживающих на территории г.Перми и не имеющих места для постоянного проживания, вынужденных оплачивать жилое помещение по договорам коммерческого найма. Исходя из пункта 1 Постановления Правительства РФ № 852 от 27.12.2004 г., приведенного выше, следует, что сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний не имеющих жилых помещений для постоянного проживания ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более 3600 рублей городах и районных центрах. Кроме того, пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 852 от 27.12.2004 г., предусмотрена выплата денежной компенсации сотрудникам, проходящим службу в федеральных казенных учреждениях, которая осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом казенному учреждению. Следовательно, денежная компенсация истцу за наем (поднаем) жилого помещения является расходным обязательством ответчика, который обладает соответствующими полномочиями и должен выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию за счет выделенных на эти цели средств. Таким образом, учитывая вышеизложенное, решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выплате истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения следует признать незаконным. Поскольку судом признано заявление Шилова О.Н. обоснованным, в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав истца путем принятия решения о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комната №. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Шилова О.Н. – удовлетворить, Признать решение жилищно-бытовой комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выплате Шилову О.Н. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения незаконным. Возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю обязанность устранить нарушение прав Шилова О.Н. путем принятия решения о выплате Шилову О.Н. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комната №. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)