Дело № 2-4155/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 августа 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием прокурора Скурко К.А., представителя Департамента земельных отношений администрации г.Перми Митрофановой Ю.С., представителей ООО «Парма», ЗАО «Центральный рынок» - Новикова М.М., Лампиева С.Е., действующих на основании доверенности,, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Департамента земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа прокурора Ленинского района г.Перми незаконным, возложении обязанности принять меры прокурорского реагирования, установил: Департамент земельных отношений администрации г.Перми обратился в суд в порядке гл. 25 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным отказа прокурора Ленинского района г.Перми в принятии мер прокурорского реагирования, изложенный в письменном ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на прокурора район обязанности устранить допущенное нарушение права путем принятия мер прокурорского реагирования в связи с использованием земельного участка площадью 950 кв. метров по адресу: <адрес> без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент земельных отношений администрации г.Перми поступило заявление ООО «Парма» о предоставлении в аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 840 кв. метров по адресу: <адрес> для благоустройства территории. На момент обращения в суд смежный земельный участок по указанному адресу площадью 2817,71 кв. метров находился в собственности ООО «Парма». ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации <адрес> было проведено обследование земельного участка по указанному адресу площадью 2817,71 кв. метров. Согласно акту обследования, дополнительно к данному участку самовольно занят земельный участок площадью 950 кв. метров путем установки забора, металлических киосков. Таким образом, испрашиваемый земельный участок площадью 870 кв. метров находится в границах самовольно занятого земельного участка. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к прокурору ленинского района г.Перми с заявлением об организации проверки и принятии мер прокурорского реагирования по факту использования земельного участка площадью 950 кв. метров по адресу: <адрес> без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. В соответствии с письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ за № прокурором Ленинского района г.Перми в принятии мер прокурорского реагирования было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. С данным решением Департамент земельных отношений администрации г.Перми не согласен, поскольку считает, что факт самовольного использования земельного участка установлен. При этом право на земельный участок, на котором располагаются ограждение, киоски, ни ЗАО «Центральный рынок», ООО «Парма», ни какими-либо иными юридическими, физическими лицами не оформлены. Следовательно, в действиях неустановленных лиц содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Ненадлежащее оформление прав на испрашиваемый ООО Парма» земельный участок нарушает права собственника такого земельного участка, до разграничения прав права которого исполняет администрация г.Перми в лице структурного подразделения – Департамента земельных отношений, нарушает принцип платности использования земельного участка. Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в соответствии с доводами, изложенными в заявлении. Прокурор с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что должностными лицами проверка по обращению Департамента земельных отношений администрации <адрес> проведена в полном объеме, оснований для решения вопроса о привлечении ЗАО «Центральный рынок», ООО «Парма» не имелось. Представители заинтересованных лиц – ЗАО «Центральный рынок», ООО «Парма» - заявленные требования не поддержали. Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, суд считает, что Департаменту земельных отношений администрации г.Перми в удовлетворении заявления следует отказать в силу следующих обстоятельств. Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В силу ст. 3 указанного закона организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения (ст. 10). В соответствии с ч.2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Согласно ст. 5 данного закона воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Судом установлены следующие обстоятельства дела. ДД.ММ.ГГГГ в прокурору Ленинского района г.Перми Рыбайло В.Д. поступила информация начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми, из которой следует, что должностными лицами Департамента в ходе обследования земельных участков по адресу: <адрес> установлено, что самовольно занят земельный участок площадью 950 кв. метров путем установки бетонного забора, металлических киосков (№ на схеме к акту обследования). По имеющейся информации земельный участок по указанному адресу площадью 2817,71 кв. метров принадлежит на праве собственности ООО «Парма». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Парма» обратилось в Департамент земельных отношений администрации с заявлением о предоставлении занимаемого земельного участка в аренду для благоустройства, по результатам которого Департаментом принято решение о невозможности предоставления земельного участка. Также было установлено, что земельный участок площадью 60 кв. метров также занят самовольно путем установки ограждения (№ на схеме к акту обследования). По имеющейся в Департаменте информации земельный участок площадью 531,3 кв. метров принадлежит на праве собственности Филимоновой Л.В. Материалы обследования направлены прокурору для проведения проверки в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Судом установлено, что прокурором района была организована проверка фактов, изложенных в информации начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ последнему заместителем прокурора дан письменный ответ, согласно которого оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении ООО «Парма», ЗАО «Центральный рынок» не имеется. При этом прокурором установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Молотовского городского Совета депутатов трудящихся принято решение о переносе колхозного рынка на территорию толкучего рынка (территорию, в настоящее время занятую центральным рынком). ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Молотовского городского Совета депутатов трудящихся принято решение об отведении дополнительных земельных участков общей площадью 5160 кв. метров для строительства нового колхозного рынка и передаче права пользования земельным участком Управлению рынками г.Молотов. На основании решения Исполнительного комитета Молотовского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ в период ДД.ММ.ГГГГ проведена реконструкция центрального колхозного рынка г.Перми, которая включала в себя в том числе строительство главного входа и установку металлического ограждения. Постановлением администрации г.Перми от 23.06.1994 г. №1075 земельный участок площадью 5,685 га в кварталах № по <адрес> изъят из земель, отведенных ранее Управлению рынками, и передан в состав городских земель. Одновременно с этим АОЗТ «Центральный рынок» из городских земель выделен и передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок, площадью 4,95 га под организацию центрального рынка. При этом, как следует из схем (планов) земельных участков, предоставленный земельный участок предоставлен АОЗТ «Центральный рынок» в пределах границ установленного ранее забора (ограждения). Таким образом, прокурор пришел к выводу о том, ограждающие конструкции не могут являться самовольными постройками, поскольку были возведены на основании решений действующих на тот момент органов местного самоуправления. Проверяя законность принятого решения суд считает, что прокурором полно и всесторонне проведена проверка указанных в информации начальника Департамента земельных отношении администрации г.Перми фактов, а выводы прокурора о том, что сооруженные ранее ограждающие конструкции не являются самовольными постройками обоснованны и полностью подтверждаются материалами прокурорской проверки. Судом также установлено, что впоследствии на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Центральный рынок» был передан в собственность земельный участок площадью 47580,55 кв. метров, то есть земельный участок меньшей площадью, в связи с чем, земельный участок, на котором располагается центральный вход и ограждающие конструкции рынка (забор), передан не был. Как следует из акта обследования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании земельного участка специалистами отдела муниципального контроля Департамента земельных отношений не установлены лица, самовольно занявшие земельный участок площадью 950 кв. метров. Вместе с тем, при проведении прокурорской проверки установлено, что указанные Департаментом земельных отношений администрации г.Перми киоски и иные строения, земельные участки частично являются собственностью физических лиц, при изъятии земельного участка должны были быть переданы в муниципальную собственность. При этом доказательства того, что указанные лица являются индивидуальными предпринимателями, в материалах проверки отсутствуют. Поскольку органы прокуратуры надзор за соблюдением законов физическими лицами – гражданами не осуществляют, следовательно, оснований для внесения им актов прокурорского реагирования не имелось. Обстоятельства того, что ЗАО «Центральный рынок», ООО «Парма» используют данные земельные участки, ни прокурором, ни в настоящем судебном заседании не установлено. Суд также считает, что в силу ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как следует из разъяснений Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля» муниципальные инспектора направляют материалы в Управление Росреестра в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями КоАП РФ, в том числе по ст. 7.1 КоАП РФ. В связи с чем, направляя информацию для организации и проведения проверки прокурору Ленинского района г.Перми Департамент земельных отношений администрации г.Перми фактически переложил функции муниципального контроля, делегированные ему п.4.2.1 Положения о системе контрольных органов в администрации города Перми, утвержденного постановление администрации г. Перми от 07.08.2009 г. №522, на надзорный орган – прокуратуру, понуждая последнюю установить круг лиц, использующих имеющиеся на земельном участке строения и сооружения, киоски с целью дальнейшего взимания арендной платы Департаментом земельных отношений администрации г.Перми, что является подменой функций надзорного органа функциями контролирующих органов. Определяя порядок рассмотрения поступившей прокурору информации, судом установлено, что прокурором представленные материалы и обращение начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми приняты к рассмотрению как информация структурного подразделения органа местного самоуправления, что не противоречит приказу Генпрокуратуры РФ №200 от 17.12.2007 г., Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры и ее учреждениях, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ №107 от 05.06.2008 г., общим положениям Федерального закона «О прокуратуре РФ». Анализируя содержание Федерального закона «О прокуратуре РФ», суд полагает, что решение вопросов о необходимости принятии тех или иных актов прокурорского реагирования находится в ведении соответствующего государственного органа и не входит в компетенцию судебных органов. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на прокурора Ленинского района г.Перми обязанности принять акты прокурорского реагирования по результатам проверки. Учитывая изложенное выше, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми в удовлетворении заявления о признании отказа прокурора Ленинского района г.Перми при рассмотрении обращения Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности принять меры прокурорского реагирования следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Департаменту земельных отношений администрации г.Перми в удовлетворении заявления о признании отказа прокурора Ленинского района г.Перми при рассмотрении обращения Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности принять меры прокурорского реагирования – оказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова) <данные изъяты> Судья: (Е.И. Гачегова)