Дело № 2-3744/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Пермь 24 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А., с участием истцов Морунова С.Н., Сперанской Т.Н., Непогодиной Н.А., представителя ответчика Мальцевой В.М., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Старковой В.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морунова С.Н., Сперанской Т.Н., Авдеева В.Г., Горбуновой Л.В., Егорова В.Н., Кислициной Н.А., Любимовой Е.В., Наседкиной Е.И., Непогодиной Н.А., Тиуновой А.А. к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании недостоверным расчета кадастровой стоимости земельных участков, возложении обязанности произвести пересмотр кадастровой стоимости, у с т а н о в и л : Истцы обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании недостоверным расчета кадастровой стоимости земельных участков, возложении обязанности произвести пересмотр кадастровой стоимости. В обоснование исковых требований указали, что являются собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровыми номерами №, №, №, № и №. В ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование указанных земельных участков изменено на ведение дачного хозяйства вследствие чего без достаточных на то оснований, без учета всех характеристик земельных участков, была значительно изменена кадастровая оценка стоимости земельных участков. В соответствии с абз. 3 статьи 24.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при формировании перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета. При кадастровой оценке не были учтены количественные и качественные характеристики принадлежащих истцам земельных участков, реальная стоимость которых значительно меньше, чем им придется платить исходя из новой кадастровой оценки. Не учтено, что территория земель расположена в межселенной зоне, земли истощенные, заброшенные, зарастающие лесом, не вся площадь земельных участков размежевана, отсутствуют инженерные коммуникации, нет подъездных дорог, воды, электричества. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков с учетом обоснованных количественных и качественных характеристик принадлежащих им земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Пермскому краю направило ответ об отсутствии оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельных участков. Результаты необоснованной кадастровой оценки (удельный показатель кадастровой стоимости вырос с 0,396 и с 0,0858 до 39,4 - это превышение в 100 и в 460 раз) влекут за собой увеличение налогового бремени на собственников земельных участков. Согласно ч.1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса РФ, согласно ч. 2 указанной статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Значительное увеличение налогового бремени явно не соразмерное доходам истцов и стоимости земельных участков, что соответственно повлечет за собой задолженность по налоговым платежам и неблагоприятные последствия для собственников земельных участков В связи с этим истцы просили признать недостоверным расчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №; №; №; №; №, произведенный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, обязать ответчика произвести пересмотр кадастровой стоимости в соответствии с местоположением и учетом качественных характеристик, соответствующих этим земельным участкам до минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства. В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, по основаниям изложенным в иске. Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, по основаниям изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 85), согласно которому земельные участки, принадлежащие истцам, поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», категория – земли сельскохозяйственного назначения. В ДД.ММ.ГГГГ на территории Пермского края проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 9 ноября 2007 года № 263-п, согласно которому кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 0,0858 руб. / кв. м. На основании постановления администрации Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района от 22 ноября 2010 года № 31-п разрешенное использование данных земельных участков изменено на «ведение дачного хозяйства». В соответствии с методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования и уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом МРЭТ РФ от 12 августа 2006 года № 222 кадастровая стоимость данных земельных участков определяется путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия – для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка. Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 г. № 110-п средние значения данного показателя для Еловского муниципального района не утверждены, в связи с чем при расчете кадастровой стоимости правомерно применен средний для Пермского края показатель 39,4 руб. /кв. м. В соответствии с действующим законодательством при определении кадастровой стоимости земельных участком в рамках Методических указаний применение минимальных значений удельного показателя, а также учет качественных характеристик земельных участков не предусмотрен. Представитель ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании с требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым земельные участки истцов являются ранее учтенными, имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», категория - земли сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость земельных участков была определена на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, устанавливающих порядок определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков (далее - Методические указания). Согласно п. 2.1.1 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель (далее - УПКС) сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка. Средние значения УПКС земель сельскохозяйственного назначения были утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 27.12.2007 № 359-п и для Еловского муниципального района УПКС составляют 0,3960 руб./кв.м. Кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена в Актах определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю 22.11.2010 г. главой Администрации Дубровского сельского поселения было принято Постановление № 31-п «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка», которое в порядке информационного взаимодействия было направлено Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми в Учреждение. На основании данного Постановления, ДД.ММ.ГГГГ Учреждением было принято решение № о внесении изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании земельных участков. Средние значения УПКС для ведения дачного хозяйства для Еловского муниципального района не утверждены. Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельных участков истцов был применен УПКС 39,40 руб./кв.м. Вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены те или иные объекты, может быть решен в представительными органами местного самоуправления. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В соответствии с п. 2, 3, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13). Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. Согласно п. 1.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания) они разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316. Согласно п. 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: - образования нового земельного участка; - изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; - изменения вида разрешенного использования земельного участка; - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков). В соответствии с п. 1.3 методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. В соответствии с п. 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. Согласно п. 2.1.1 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой - шестой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка. Судом установлено, что истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №; №; №; №; №, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 37-53 – свидетельства о регистрации права). Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № были поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием земельных участков для сельскохозяйственного производства (л.д. 17-30). Земельные участки с кадастровыми номерами №, № являются вновь образованными земельными участками, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование – сельскохозяйственного производства (л.д. 31-36 – кадастровые паспорта). Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2007 г. № 263-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения» утверждены результаты работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данному постановлению кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 0,0858 руб./кв.м. и составляла, соответственно, <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, № была определена на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, устанавливающих порядок определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков (далее - Методические указания). В соответствии с п. 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, полученные при применении Методических указаний, отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. Актами от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, № в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно. 22.11.2010 г. главой Администрации Дубровского сельского поселения принято Постановление № 31-п «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка», которым изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №; №; №; №; № с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения дачного хозяйства». На основании данного Постановления, ДД.ММ.ГГГГ. ФБУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании данных земельных участков, разрешенное использование изменено на «для ведения дачного хозяйства», что повлекло за собой изменение кадастровой стоимости земельных участков. В связи с внесенными изменениями кадастровая стоимость существующих земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования обоснованно определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222. Согласно п. 2.1.2 Методических указаний, кадастровая стоимость данных земельных участков должна быть определена путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка. Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 N 110-п "Об утверждении минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" средние значения УПКС для ведения дачного хозяйства для Еловского муниципального района не утверждены. В связи с этим ответчиком при определении кадастровой стоимости земельных участков был обоснованно применен средний по Пермскому краю удельный показатель кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, который в соответствии с указанным Постановлением составляет 39,40 руб./кв.м. Таким образом судом не установлено нарушения процедуры определения кадастровой стоимости принадлежащих истцам земельных участков, в связи с чем оснований для признания недостоверным расчета кадастровой стоимости и пересмотра кадастровой стоимости земельных участков не имеется. Применение минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 не предусмотрено. Кроме того, Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 N 110-п минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края не утверждены. Доводы истцов о том, что при установлении кадастровой стоимости земель не учтены качественные характеристики земельных участков не могут быть приняты во внимание, поскольку учет качественных характеристик земельных участков предусмотрен лишь в рамках государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 не реже одного раза в пять лет. В данном случае кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцам, определена не в рамках проведения государственной кадастровой оценки земель, а установлена на основании Методических рекомендаций в результате учета изменений земельных участков. При этом учет качественных характеристик земельных участок возможен при проведении последующей государственной кадастровой оценки земель данной категории. Доводы истцов о том, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков повлекло увеличение налоговой базы и налоговых платежей, также не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по уплате налогов, установленных Налоговым кодексом РФ. При этом на основании пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Таким образом, для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога истцы вправе обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого расположены принадлежащие им земельные участки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Морунова С.Н., Сперанской Т.Н., Авдеева В.Г., Горбуновой Л.В., Егорова В.Н., Кислициной Н.А., Любимовой Е.В., Наседкиной Е.И., Непогодиной Н.А., Тиуновой А.А. к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании недостоверным расчета кадастровой стоимости земельных участков, возложении обязанности произвести пересмотр кадастровой стоимости отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А. <данные изъяты>