о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты



Дело № 3535/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

25 августа 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием истца Тютиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютиковой А.В. к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату,

у с т а н о в и л :

Тютикова А.В. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г.Перми произвести социальную выплату в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.».

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с представленными документами она и члены ее семьи признаны участником краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ из Управления жилищных отношений администрации г.Перми получено уведомление о включении истца в список претендентов на получение жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении социальной выплаты в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. Считает, что данный отказ является нарушением прав ее семьи в соответствии с п. 46 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидии на приобретение жилья» в рамках указанной программы на основании которой социальная выплата может быть использована распорядителем счета на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Указывает, что истцом приобретена 3-комнатная квартира по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ с использованием средств ипотечного жилищного кредита, ДД.ММ.ГГГГ получены свидетельства о праве собственности на указанную квартиру, что полностью отвечает условиям программы на получение социальной выплаты. Истец просит признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить обязанность на Управление жилищных отношений администрации г.Перми предоставить социальную выплату в кратчайшие сроки.

Впоследствии истец неоднократно уточняла исковые требовании, в окончательном варианте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 175) истец просит признать незаконным отказ Управления жилищных отношений администрации г.Перми в предоставлении социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности предоставить социальную выплату в сумме, рассчитанной исходя из правил, действующих на момент отказа в ее предоставлении.

Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила иск удовлетворить.

Ответчик – Управление жилищных отношений администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 189). Ранее представило возражения на иск, из которых следует, что исковые требования не признает по следующим основаниям. Не оспаривает, что истец с составом семьи из трех человек была включена в список участников областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ семья Тютиковых приобрела по договору участия в долевом строительстве 3-комнатную квартиру общей площадью 94,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с использованием средств ипотечного жилищного кредита. В соответствии с предостережением Прокуратуры г.Перми о недопустимости нарушения законодательства о реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» от ДД.ММ.ГГГГ ответчик с ДД.ММ.ГГГГ прекратил предоставление социальных выплат на строительство квартир в многоквартирных жилых домах по договорам участия в долевом строительстве и договорам уступки участником долевого строительства права требования по договору в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. В соответствии с Законом Пермского края от 07.12.2008 г. № 33-КЗ приобретение жилья участником программы с использованием средств ипотечного жилищного кредита не подлежит субсидированию. Таким образом, на основании п. 4.2.19. Решения Пермской городской Думы от 25.09.2007 г. № 222 «Об утверждении городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Перми на 2008-2010 годы» молодая семья исключена из списков участников городской программы в связи с утратой оснований, дающей право на получение субсидии распоряжением Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 21.12.2009 г. № 106 (л.д. 102-103). Кроме того, ранее в судебном заседании представитель указала, что истца восстановили в очереди в городской целевой программе для реализации права истца в Федеральной и краевой программе, однако, под льготную категорию она не подпадает. В настоящее время очередь на получение социальной выплаты у истца не наступила. Считает, что часть требований истца исполнена ответчиком, социальная выплата по ипотечным договорам по новой федеральной программе, действующей с 2011 года, не предусмотрена, а по краевой программе семья истца имеет право получить 10%, если она написала заявление до 01.06.2011 г. на получение или отказ в получении 10% (л.д. 166-167).

Ответчик – Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края – в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом (л.д. 191). Ранее представило отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В соответствии с разделом четыре «Механизм реализации программы» указанной программы социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение основной суммы долга и уплату процентов по эти ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Аналогичная норма содержится в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В соответствии с п.46 указанных Правил, социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается. В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в банк также представляется свидетельство о государственно регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома предоставляются документы на строительство), а также справка кредитора (займодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (Займом), при этом размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, следовательно, решение Управления жилищных отношений администрации г.Перми об исключении истца и его семьи из списка участников федеральной целевой программы правомерно, так как социальная выплата на может быть использована молодыми семьями, в рамках реализации федеральной целевой программы, на приобретение (строительство) жилья при долевом участии в строительстве много квартирного жилого дома (л.д. 122-123).

Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края – в судебное заседание представителя не направило. О времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом (л.д. 190).

Третье лицо – Тютиков С.И. – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении (л.д. 196).

Учитывая изложенное, суд на основании положений части 1 статьи 233 ГПК РФ считает возможным постановить по делу заочное решение.

Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Подпрограмма), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основными источниками финансирования подпрограммы являются:

средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы);

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.

Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее – Федеральная программа).

Как следует из п. 5 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 6, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 21 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. (п. 22 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).

П. 31 Правил указано, что средства из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных государственному заказчику подпрограммы, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при условии, что в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах в необходимых объемах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий подпрограммы.

Согласно п. 36 Правил орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 15 настоящих Правил (п. 38 Правил).

Как следует из п. 46 Правил социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.

В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в банк также представляется свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство), а также справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). При этом размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.

Законом Пермского края от 07.12.2006 N 33-КЗ утверждена краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" (далее по тексту – краевая целевая программа).

Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края решения о включении семьи в реестр участников Программы в планируемом году не превышает 35 лет (включительно), достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список участников Программы и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из списка участников Программы;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Источниками финансового обеспечения Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы");

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";

средства местных бюджетов;

средства внебюджетных источников, в том числе:

собственные либо заемные средства молодых семей,

средства предприятий и организаций различных форм собственности, предоставляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства или приобретения жилья,

ипотечные кредиты (кредиты на участие в долевом строительстве) и займы, предоставляемые кредитными организациями.

Социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей - участником Программы на приобретение (строительство) жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, при условии, что молодая семья заключила соответствующий кредитный договор (договор займа) не ранее 1 января 2006 года и на этот момент являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья определяется нормативным актом губернатора края.

Приоритетными (в порядке значимости) категориями для включения в реестр являются:

молодые семьи, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 05.09.2005 N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы", на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 05.06.2006 N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы",

молодые семьи, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных настоящим Законом до внесения в него изменений Законом Пермского края от 04.06.2008 N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы",

многодетные молодые семьи,

молодые семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 19 сентября 2005 года,

молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления,

молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей.

Включение в реестр производится по дате постановки на учет с учетом приоритетности.

Разделом 9 краевой целевой программы определен механизм реализации на территории Пермского края подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"

Пунктом 9.1 установлено, что при участии Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, социальная выплата на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Подпрограммы предоставляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285.

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья на территории Пермского края определен Указом Губернатора Пермского края от 07.07.2008 N 32 "О Порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья"

Как следует из п. 2.5 вышеназванного Указа социальная выплата может быть использована Участником Программы на:

приобретение жилья;

долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома;

создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Обязательным условием Договора купли-продажи (долевого участия в строительстве), договора уступки права требования, договора подряда является указание общей (в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации) и жилой площади приобретаемого (строящегося) жилья и указание, что оплата жилья производится в том числе за счет социальной выплаты, выделяемой Участнику Программы.

Решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 222 утверждена городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы" (далее по тексту – городская программа).

Согласно п. 2.2 участники программы - молодые семьи, отвечающие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов или одного родителя в неполной семье на день принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет,

б) семья, не имеющая в собственности или пользовании по договору социального найма жилого помещения либо имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, определенной решением Пермской городской Думы для города Перми,

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств (в том числе кредитных или заемных), достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты,

г) супруги (в неполной семье - мать или отец) - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории города Перми.

В силу п. 2.6 сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого и местного бюджетов:

молодые семьи, включенные в список на участие в программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 07.12.2006 N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 04.06.2008 N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".

Молодые семьи, признанные участниками краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" и включенные в списки участников программы на территории города Перми до принятия настоящей программы, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.

На основании п. 4.2.1.16. Программы Управление жилищных отношений организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 4.2.1.14, в 10-дневный срок.

Отказ в признании молодой семьи участником программы оформляется в письменном виде и направляется в течение 3 дней с момента принятия решения об отказе.

В соответствии с п. 4.2.1.17. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей программы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 4.2.1.5 программы,

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4.2.1.14 программы,

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах,

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного либо городского бюджета.

Как следует из п. 4.2.1.18. молодые семьи, признанные в установленном порядке участниками программы, включаются в список исходя из даты подачи заявления с учетом приоритетности. Списки молодых семей - участников программы формируются управлением жилищных отношений.

При участии муниципального образования город Пермь и Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 (далее - Подпрограмма), социальная выплата на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 (п. 4.2.1.38).

При участии муниципального образования город Пермь в реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", утвержденной Законом Пермского края от 07.12.2006 N 33-КЗ, социальная выплата на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется согласно вышеназванному закону и иным нормативным актам, принятым органами государственной власти Пермского края в развитие краевой целевой программы (4.2.1.39).

Источниками финансового обеспечения программы являются:

средства федерального бюджета (в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы),

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы",

средства бюджета города,

средства внебюджетных источников, в том числе:

собственные либо заемные средства молодых семей,

средства предприятий и организаций различных форм собственности, предоставляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства или приобретения жилья,

ипотечные кредиты (кредиты на участие в долевом строительстве) и займы, предоставляемые кредитными организациями,

средства иных внебюджетных источников.

Как следует из п. 4.2.3 объем финансирования программы - 1396,324 млн. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 378,738 млн. руб.,

краевой бюджет - 438,472 млн. руб.,

бюджет города Перми - 82,74 млн. руб.,

внебюджетные источники - 496,374 млн. руб.

Из материалов дела следует, что брак между супругами Тютиковыми зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака - л.д.46).

Члены семьи истца Тютиков И.С. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), Тютикова В.С. – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Точка Роста» (Застройщик) и Тютиковой А.В., действующей в интересах за себя и за Тютикова И.С., Тютикову В.С., и Тютиковым С.И. (Участники долевого строительства) заключили договор участия в долевом строительстве двухсекционного 14-17 этажного многоквартирного жилого дома по <адрес> общей площадью 95.35 кв.м. (л.д. 5 – 13).

ДД.ММ.ГГГГ между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) (Кредитор) и Тютиковой А.В., Тютиковым С.И. (Созаемщики) заключен кредитный договор по программе «Ипотечный кредит по программе «Молодая семья» на сумму <данные изъяты> руб. под 13,75% годовых сроком ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта недвижимости/долевое участие в строительстве: 3-комнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (л.д. 20 – 25).

В обеспечение исполнения обязательств Созаемщиков по кредитному договору между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) (Залогодержатель) и Валеевым Р.М. (Залогодатель) заключен договор ипотеки, согласно которому Залогодатель передал Банку в залог двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 26-31).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Точка Роста» и Тютиковой А.В., Тютиковым И.С., Тютиковой В.С., Тютиковым С.И. заключен акт приема-передачи 3-комнатной квартиры на 4-м этаже 17-этажной секции двухсекционного 14-17 этажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. (л.д. 59).

ДД.ММ.ГГГГ Тютиковой А.В., Тютикову С.И., Тютикову И.С., Тютиковой В.С. выданы Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю свидетельства о государственной регистрации права по 1/4 доли в 3-х комнатной квартире общей площадью 94,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права - л.д.16, 17, 18 19, выписка из ЕГРП – л.д. 68, 70, 72, 74).

Кроме того, из материалов дела следует, что истец с супругой обратились ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на участие в областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 года» с целью использовать полученную субсидию на в качестве первоначального взноса для получения кредита на приобретение (строительство) жилья (л.д. 78).

Согласно письма Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ семья Тютиковой А.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ признана участником краевой целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», номер личного дела <данные изъяты> (л.д. 75).

Из телефонограммы, представленной Управлением жилищных отношений администрации г.Перми, следует, что Тютикова А.В. включена в список претендентов на получение жилого помещений в ДД.ММ.ГГГГ г., для оформления документов необходимо явиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).

ДД.ММ.ГГГГ семья Тютиковой А.М., в том числе супруг и дети, обратились с заявлением о включении молодой семьи в состав участников подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 37).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Тютиковой А.В. сообщено, что ее семья не имеет право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ввиду того, что на основании представленных документов семья Тютиковой А.В. приобрела по договору участия в долевом строительстве 3-комнатную квартиру общей площадью 94,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с использованием средств ипотечного жилищного кредита (л.д. 36) и в соответствии с предостережением прокуратуры г.Перми о недопустимости нарушения законодательства о реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» от ДД.ММ.ГГГГ. за , из которого следует о недопустимости предоставления социальных выплат на уплату цены договора участия в долевом строительстве и договоры уступки участником долевого строительства права требования по договору (л.д. 104).

Судом установлено, что именно указанное выше письмо послужило основанием для обращения истцов ДД.ММ.ГГГГ в суд за защитой своих прав, так как истцом данное письмо было расценено как отказ в последующем участии в Федеральной, Краевой и Городской целевых программах и предоставлении социальной выплаты на счет средств федерального бюджета.

Проанализировав содержание Письма Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ суд расценивает его в качестве ответа на заявление ДД.ММ.ГГГГ о включении семьи Тютиковых в состав участников подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Доводы истца о том, что в рассматриваемом Письме ей отказано в предоставлении социальной выплаты, подлежащей оплате в ДД.ММ.ГГГГ, суд отвергает за несостоятельностью, поскольку из содержания письма не следует, что истец, являясь участником федеральной программы, имеет право на получение Свидетельства о предоставлении выплаты.

Устанавливая право истца на участие подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, суд принимает во внимание, что в орган местного самоуправления истец обратилась с заявлением о предоставлении выплаты с целью использовать полученную субсидию в качестве первоначального взноса для получения кредита на приобретение (строительство) жилья. О том, что истец намерена направить выплату на погашение суммы основного долга и процентов по ипотечному кредитному договору, предоставленному для строительства жилого помещения – квартиры по договору о долевом участии в строительстве, впервые истец заявила в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания не основанным на законе отказа о включении семьи Тютиковых в состав участников подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по следующим основаниям.

Как следует из п. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. При этом использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам предоставленным на строительство объекта недвижимости – квартиры в многоквартирном доме законом прямо не регламентировано.

Поскольку в рассматриваемом пункте речь идет исключительно о погашении долга по ипотечному кредиту, предоставленному на строительство индивидуального жилого дома, погашение в рамках федеральной программы основного долга и процентов по кредиту, предоставленному на строительство иного объекта недвижимости, прямо не поименованному в законе, путем предоставления социальной выплаты производится не может.

Гарантия прав молодых семей на получение социальной выплаты, заключившим ипотечный договор на строительство жилого помещения обеспечена на региональном уровне, что прямо следует из положений краевой и городской программы и Правил предоставления социальной выплаты по этим программам.

Поэтому суд приходит к выводу, что оспариваемым отказом права истца не нарушены, поскольку, приобретая жилое помещение по договору о долевом участии в строительстве, не смотря на отказ в участии в федеральной программе, истец не утратила право на получение социальной выплаты, включающей средства федерального бюджета.

Суд принимает к сведению правовую позицию, изложенную в решении Пермского краевого суда от 17.02.2010 года по делу № 3-25-2010 года «О признании частично недействующими пунктов 2.5, 2.8, недействующим пункта 2.12 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", утвержденного Указом губернатора Пермского края от 07.07.2008 N 32» о следующем.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за субъектами Российской Федерации закреплено право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В статье 2 Жилищного кодекса РФ содержится указание о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По смыслу приведенных выше норм федерального законодательства создание условий для реализации гражданами права на жилье с использованием для этого бюджетных средств, выделяемых с целью приобретения или строительства жилых помещений, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

В соответствии с разделами V и VI федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", пунктами 24, 28, 30 и 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации этой же подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285, средства на ее реализацию предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение с этой целью из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов денежных средств.

Таким образом, усматривается взаимосвязь между названной федеральной подпрограммой и региональной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", в результате которой осуществляется софинансирование из регионального и федерального бюджетов приобретения (строительства) жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, участвующими в этих программах. Использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной программе.

Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что истец и его семья на момент принятия решения о включении семьи Тютиковых в число молодых семей – участников Краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» соответствовала требованиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и указанной Краевой целевой программы, а также сохраняла право на участие в городской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г.Перми на 2008-2010 годы», то есть на получение социальной выплаты за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов в рамках настоящей Краевой целевой программы.

Пункт 2.5 Порядка, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 07.07.2008 г. N 32, предусматривает использование социальной выплаты Участником на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома. Также устанавливает обязательные требования к договору долевого участия в строительстве в виде указания общей (в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации) и жилой площади приобретаемого (строящегося) жилья и указания, что оплата жилья производится в том числе за счет социальной выплаты, выделяемой Участнику Программы. Указанная правовая норма согласуется с требованиями федерального законодательства. Термины - приобретение или строительство жилья в федеральных законах и иных нормативных правовых актах не конкретизированы. Поскольку молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено, губернатор Пермского края обоснованно осуществил собственное правовое регулирование по этому вопросу в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приобретение жилого помещения на основании договора о долевом участии в строительстве не является основанием для отказа истцу в предоставлении социальной выплаты. По указанному основанию истец не может быть лишен права на получение социальной платы в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Пермском крае. Из норм изложенного выше законодательства следует, что краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" финансируется за счет средств федерального и краевого бюджета. Использованию в порядке софинансироания денежных средств федерального бюджета не препятствует то обстоятельство, что губернатором Пермского края для участников программы установлены самостоятельные критерии (для участников долевого строительства), определяющие механизмы решения проблемы обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы.

Как уже отмечалось со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, закон субъекта федерации, в совокупности со ст. 41 и 132 Бюджетного кодекса РФ и доходной частью бюджета Пермского края на 2010 год федеральные средства на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" поступают в краевой бюджет с определенным целевым назначением. Происходит софинансирование разработанной и утвержденной Пермским краем региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающей выделение с этой же целью денежных средств из бюджета субъекта федерации. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" источниками финансового обеспечения Программы являются: средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"); средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы"; средства местных бюджетов. Следовательно, из изложенных выше норм закона следует, что использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной (краевой) программе.

При таких обстоятельствах, на день рассмотрения дела, суд не усматривает нарушения прав истца, подлежащих судебной защите в силу следующего.

Действительно, распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ Тютикова А.В. с составом семьи исключена из списка участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы» в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии (л.д. 105).

Вместе с тем, после подачи настоящего иска в суд, распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении Тютиковой А.В. из списка участников ГЦП «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы» отменено, Тютикова А.В. с составом семьи из четырех человек, в том числе Тютиков С.И., Тютиков И.С., Тютикова В.С. включены в список участников ГЦП «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы» с ДД.ММ.ГГГГ под тем же номером, что и в момент постановки (л.д. 133, 134-135).

Сведений об исключении Тютиковой А.В. из краевой целевой программы, участником которой семья признана ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

Учитывая, что Тютикова А.В., являясь жителем г.Перми, восстановлена в числе участников городской программы, суд считает, что на день рассмотрения дела в суде нарушенное право ответчиком восстановлено. Из положений федеральной, краевой и городской программ, регулирующих порядок формирования списков претендентов на получение Свидетельства, предоставляющего право на получение выплаты следует, что именно орган местного самоуправления составляет сводный (т.е. общий по г.Перми) список претендентов на получение субсидии за счет средств федерального бюджета. Этот список должен быть сформирован до 1 сентября года, предшествующего планируемому году. Данные списки представляются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей формирует сводный список с учетом приоритетного права на получение выплаты и утверждает его. На основании этого сводного списка и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на соответствующий год, орган исполнительной власти субъекта РФ формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления субсидий. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому году. Государственный заказчик с учетом средств, которые предусмотрены на реализацию подпрограммы на соответствующий год, и на основании полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств. После получения органами исполнительной власти субъекта РФ предварительных контрольных цифр в 20-дневный срок они утверждают претендентов на получение субсидий в планируемом году и списки молодых семей, включенных в резерв на получение субсидий в планируемом году.

Проанализировав материалы гражданского дела, сопоставив все доказательства, оценив их в совокупности, суд считает, что Управлением жилищных отношений администрации г.Перми на день рассмотрения дела восстановлено нарушенное право истца, Тютикова А.В. с составом семьи из четырех человек, включена в список участников ГЦП «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы» с ДД.ММ.ГГГГ, из которого необоснованно была исключена распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ под тем же номером, что и в момент постановки; сведений об исключении Тютиковой А.В. из краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» суду не представлено, следовательно, социальная выплата истцу должна производиться в Порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".

Согласно справке, предоставленной Управлением жилищных отношений (сл.д. 178) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Тютиковой А.В. на получение социальной выплаты не наступила, сведений о том, что истец относится к категории лиц, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке, суду не представлено.

Вообще, проанализировав доводы иска, суд приходит к выводу, что, указывая обстоятельства нарушения права, истец ошибочно полагает, что в ДД.ММ.ГГГГ имела право на получение социальной выплаты в рамках действия федеральной программы. Вместе с тем, доказательств тому, что семья Тютиковых утверждена в качестве претендентов на получение субсидий на ДД.ММ.ГГГГ, в также наличия приоритетного права на первоочередной получение выплаты в ДД.ММ.ГГГГ суду, не представлено.

Таковым суд не может признать телефонограмму от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76), поскольку из ее содержания не следует, что семья включена в список резерва либо претендентов на ДД.ММ.ГГГГ на получение субсидии по федеральной, краевой целевой либо городской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Поскольку именно орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, истец не оспаривает, что свидетельство на выдачу семье Тютиковой А.В. социальной выплаты не составлялось, оснований для возложения обязанности на ответчика произвести выплату на погашение суммы основного долга и процентов по ипотечному кредиту, выданному на строительство жилого помещения, не имеется.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требований.

Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что семья Тютиковых не исключена из числа участников краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском области на 2005-2010 годы", участие в которой обязательно для получения выплаты из средств федерального бюджета, принимая во внимание, ведение единого списка участников федеральной и краевой целевой программы органом местного самоуправления и распределения средств федерального бюджета субъектом РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Тютиковой А.В. к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании права на участие в федеральной целевой программе в связи с тем, что нарушение указанного права на день рассмотрения дела судом не установлено.

Доказательств иного истцом на день рассмотрения дела не представлено, обязанность представлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, предусмотренная ст.56 ГПК РФ, сторонам разъяснена и понятна.

При этом суд принимает во внимание, что на день рассмотрения дела судом подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы» в связи с истечением срока прекратила действие. В настоящее время принята долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 года № 1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в пермском крае на 2011-2015 годы», п. 1.3.1 которой предусматривает сохранение права на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодых семей, подавших заявку на участием в программе до 01 января 2011 года при условии, что ими предоставлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». 26.04.2011 года семья Тютиковых предоставила в Управление жилищных отношений администрации г.Перми согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Таким образом, семья истца сохраняет право на дальнейшее участие в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Таким образом, суд считает, что исковые требования о признании отказа Управления жилищных отношений администрации г.Перми в выдаче социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья в рамках указанной программы, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Тютиковой А.В. к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании незаконным отказа в выдаче социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г.Перми предоставить ей социальную выплату в сумме, рассчитанной исходя из правил действующих на момент отказа, отказать.

Решение в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)