Дело № 2-3729/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием представителя ответчика – Муниципального бюджетного учреждения «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» - Рычковой В.Н., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Мазеиной С.Т. к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о признании незаконным бездействия, к Отделению Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми о признании незаконным отказа в предоставлении постоянной регистрации по месту жительства, о возложении обязанности провести регистрацию по месту жительства, суд установил: Мазеина С.Т. обратилась в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением о признании бездействия МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», выразившимся в не предоставлении государственной услуги по приему документов для проведения регистрации по месту жительства незаконным, о признании отказа в регистрации по месту жительства Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми незаконным. Просит суд возложить обязанность зарегистрировать ее по месту жительства, расположенному по адресу: <адрес>. В заявлении Мазеина С.Т. указывает, что проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Вместе с ней в квартире проживают ее дети: Мазеин В.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Баранова М.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Мазеин Е.С.,ДД.ММ.ГГГГ рождения. Указанная квартира была предоставлена ее супругу - Мазеину С.А. - Республиканским инженерно-техническим центром порошковой металлургии с НИИ проблем порошковой технологии и покрытий и опытным производством (РИТЦ ПМ) в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с его трудовыми отношениями в данной организации. Она вместе с детьми была зарегистрирована в квартире по месту пребывания до окончания срока действия договора об аренде квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии супруг заявителя из РИТЦ ПМ уволился, снялся с регистрационного учета и выехал из квартиры на другое место жительства, она с детьми осталась проживать в квартире. В связи с окончанием срока договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением «Жилищная служба» Ленинского района г. Перми и истцом заключен договор найма жилого помещения на срок по ДД.ММ.ГГГГ После заключения договора найма жилого помещения она снова была зарегистрирована в квартире по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ, регистрировать в квартире по месту жительства ее не стали на том основании, что договор найма является срочным. Однако, ее дочь - Баранова М.С. была зарегистрирована в этой квартире по месту жительства в связи с достижением совершеннолетия, несмотря на то, что договор об аренде квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ являются срочными сделками. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» за регистрацией в квартире по месту жительства. Работник Управления Впоследствии заявитель уточнила исковые требования, просила признать незаконными бездействие МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» и отказ Отделения Управления ФМС по Пермскому краю в Ленинском районе г. Перми по ее регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, по основаниям, изложенным в письмах № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Просит возложить на МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» и Отделение Управления ФМС по Пермскому краю в Ленинском районе г. Перми обязанность в устранении допущенного нарушения и зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес>. Заявитель в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом (л.д.72). Ранее в судебном заседании заявитель доводы, изложенные в уточненном заявлении, поддержала. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ г. квартира № в доме № по <адрес> г.Перми является ее единственным постоянным местом проживания. В ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен договор найма жилого помещения на срок более 10 лет. Отказ регистрирующего органа на регистрацию по месту жительства существенно нарушает ее права (л.д. 67-71). Представитель заявителя Кузин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 91). Ранее в судебном заседании пояснял, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит признать бездействие МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» незаконным, поскольку заявитель дважды обращался к заинтересованному лицу, однако никаких действий по разрешению ее вопроса не было принято. Считает, что нарушены требования ст.ст. 2-4 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. 2-4, 16-18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (л.д. 67-71). Представитель заинтересованного лица - МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» - в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление, из которых следует, что процедура регистрации регулируется Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее по тексту – Постановление), а также Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". На основании п. 16 Постановления гражданину для регистрации по месту жительства необходимо представить лицам, ответственным за регистрацию, один из следующих документов: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия). Считает, что Приказ ФМС России от 20.09.2007 N 208 конкретизирует комплект документов необходимых для проведения регистрации по месту пребывания и по месту жительства, а именно: п. 16. Для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 1 к Регламенту); документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение). п. 17. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Поскольку основанием для проживания заявителя в жилом помещении по адресу: <адрес> является договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, регистрация могла быть осуществлена только по месту пребывания на срок действия договора найма, что и было осуществлено (п. 10 Правил регистрации). В случае регистрации по месту жительства, когда жилое помещение находится в муниципальной или государственной собственности необходимо предоставление договора безвозмездного пользования (договора социального найма). Указывает, что ссылка заявителя на отсутствие регистрации по месту жительства и иного жилого помещения для проживания, вследствие чего невозможно на основании закона осуществить регистрацию по месту пребывания, является несостоятельной, поскольку в п. 24 Правил регистрации говорится, что граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами, то есть по основаниям п. 10 Правил регистрации. Кроме того, перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, приведен в Правилах регистрации и Приказе об Административном регламенте, согласно которым должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда. В соответствии с данными нормативными актами, а также Устава МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» (п.2, подп.3.2.15 п.З) и Должностной инструкцией паспортиста расчетно-паспортного центра (п.2) должностными обязанностями по регистрации является прием документов (согласно комплекта документов для регистрации по месту пребывания и месту жительства), предоставление оформленных документов в отдел УФМС района и получение документов после их оформления в ОУФМС, таким образом, именно орган регистрационного учета - ОУФМС - осуществляет процедуру регистрации в трехдневный срок путем внесения всех необходимых записей. Поскольку должностным лицом письменных отказов в регистрации по месту жительства не предоставлялось, а предоставлялись устные и письменные разъяснения о порядке регистрации по месту пребывания и месту жительства с необходимостью обращения по данному вопросу непосредственно в орган регистрационного учета – ОУФМС, поэтому считают, что должностными лицами МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» бездействия, нарушающего права заявителя не допущено. Указывает, что регистрация - это административно-правовые отношения, при этом, в своем заявлении Мазеина С.Т. ссылается на жилищно-правовые отношения, связанные с правом владения и пользования, отмечая тот факт, что регистрация по месту жительства ей необходима для приватизации спорного жилого помещения, что является недопустимым в силу сложившихся договорных отношений на основе найма муниципального жилого помещения. Поскольку обеспечением граждан, проживающих в городе Перми жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и распределением муниципального жилищного фонда занимается Управление жилищных отношений администрации г.Перми (Постановление администрации г.Перми от 27.10.2005г. № 2539, Решение Пермской городской Думы № 213 от 12.09.2006г.) ходатайствовало о прекращении производства по делу, считая, что в данном случае усматривается спор о праве. Ранее в судебном заседании представитель МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» поясняла, что у заинтересованного лица производится регистрация граждан исключительно на основании договоров социального найма, а поскольку заявителем представлен срочный договор найма, то ей было отказано в регистрации. Указывает, что данный вопрос относится к компетенции Управления жилищных отношений администрации г.Перми (л.д. 67-71). Заинтересованное лицо - Отделение Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми – в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом, представило отзыв на заявление, из которого следует, что заявитель зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма жилого помещения и заявления о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами МУ «Жилищная служба» Ленинского района г.Перми, поскольку данное требование регламентировано п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ от заявителя поступило обращение с просьбой зарегистрировать по месту жительства: <адрес>. В связи с чем, заявителю ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором указан порядок регистрации по месту жительства граждан в жилое помещение являющееся собственностью муниципалитета, рекомендовано решить данный вопрос с собственником данного жилого помещения, поскольку регистрация производится на основании вселения в жилое помещение с согласия собственника данного жилого помещения, который осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установленным Жилищным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ (л.д. 33). Суд, проанализировав доводы, изложенные в заявлении, учитывая пояснения заявителя и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление подлежащим частичному удовлетворению. Судом установлены следующие фактические обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды квартиры, заключенного между Республиканским инженерно-техническим центром порошковой металлургии м НИИ проблем порошковой технологии и покрытий (Арендодатель) и Мазеиным С.А. (Работник), Работнику и членам его семьи – Мазеиной С.Т., Мазеину В.С., Мазеиной М.С., Мазеину Е.С. сдано в аренду жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). В соответствии с договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Мазеиной С.Т. (Наниматель) и члены ее семьи приняли в возмездное пользование на определенный срок жилое помещение, относящемся к муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес> для использования в целях проживания. Настоящий договор вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10). ДД.ММ.ГГГГ в Отделение Управления Федеральной миграционной службы по пермскому краю в Ленинском районе г.Перми от Мазеиной С.Т. поступило заявление с просьбой зарегистрировать по месту жительства: <адрес>, к которому приложены документы. ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ, в котором указан порядок регистрации по месту жительства граждан в жилое помещение являющееся собственностью муниципалитета, рекомендовано решить данный вопрос с собственником данного жилого помещения, поскольку регистрация производится на основании вселения в жилое помещение с согласия собственника данного жилого помещения, который осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установленным Жилищным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ. На повторное обращение заявителя о регистрации по месту жительства (л.д. 41) ДД.ММ.ГГГГ дан ответ аналогичного содержания (л.д. 42). Учитывая, что основанием для обращения в суд явилось получение Мазеиной С.Т. вышеуказанных ответов, проанализировав содержание ответов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что на основании заявлений регистрация Мазеиной С.Т. по месту жительства не проведена, следовательно, суд квалифицирует эти письма в качестве отказов заинтересованного лица в регистрации Мазеиной С.Т. по месту жительства. Проанализировав доказательства в совокупности с регулирующим спорные правоотношения законодательством суд приходит к выводу, что отказ в регистрации заявителя по месту жительства, расположенного по адресу не соответствует закону по следующим основаниям. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Более подробная характеристика понятию дана в Законе РФ от 5 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее по тексту – Закон). Согласно ст. 2 вышеназванного Закона, место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу ст. 6 Закона, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" возложил на Правительство Российской Федерации обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть четвертая статьи 3). Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее по тексту – Правила). Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет) – (п. 1). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (п. 2). Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (п. 3). Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила (п. 7) Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 8) Разделом Ш Правил регламентирован Порядок регистрации граждан по месту жительства. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений. Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал (п. 16); Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета (п. 17). Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (п. 18). Как следует из ответов на обращение Мазеиной С.Т. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявителем в регистрирующий орган предоставлен документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Договоры жилищного найма (социального, коммерческого) являются наиболее значимыми основаниями возникновения права пользования жилыми помещениями. В ст. 19 Жилищного кодекса РФ упоминается жилищный фонд коммерческого использования (п. 4 ч. 3 ЖК). Никаких исключений относительно жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов не установлено. Следовательно, жилищное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу возникновения прав на государственное и муниципальное жилье на основании договора коммерческого найма. Согласно ст.ст. 671, 673, 674 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Следовательно, жилищное законодательство, применительно к Правилам, договор найма от ДД.ММ.ГГГГ, которым члены семьи Мазеиной С.Т. приняли в возмездное пользование на определенный срок жилое помещение, относящемся к муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес> для использования в целях проживания. относит к документам, являющимся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Поэтому суд считает противоречащим разделу Ш Правил требование регистрирующего органа предоставить дополнительные документы, не поименованных в перечне документов, необходимых для регистрации граждан по месту жительства, со ссылкой на невозможность проведения регистрации по месту жительства но основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Удовлетворяя требования о признании отказа в регистрации по месту жительства незаконным, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято с нарушением закона, принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги нарушает права и свободы заявителя, правовая оценка предоставленных документов, определение характера и режима регистрации (по месту пребывания или по месту жительства) не входит в компетенцию регистрирующего органа. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" возложил на Правительство Российской Федерации обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть четвертая статьи 3). Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 8). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что закон запрещает использовать регистрацию по месту жительства для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не может служить средством предупреждения и мерой ответственности в связи с незаконной реализацией прав. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Доводы заинтересованных лиц на то, что в основу отказа положены нормы Приказа ФМС России от 20.09.2007 N 208, который конкретизирует комплект документов необходимых для проведения регистрации по месту пребывания и по месту жительства не основаны на законе, поскольку нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту жительства. Введение дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов для оказания государственной услуги законом прямо запрещено. При этом суд учитывает, что теми же Правилами предусмотрены гарантии прав наймодателя в случае утраты заявителем оснований для вселения в жилое помещение и права проживания в нем. Так, п. 31 Правил предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда (п.п. «е»); обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации (п.п. «ж») и т.д. Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок (п. 33). Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов (п. 34). Следовательно, отказ в регистрации по месту жительства по основаниям, изложенным в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ противоречит разделу Ш Правил, поскольку предоставление договора социального найма прямо не поименовано в законе, регистрирующий орган ошибочно трактует договор социального найма в качестве единственного надлежащего документа, являющимся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение муниципального фонда. Свидетели Циплякова Е.В., Мельникова А.Ф. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67-71) подтвердили существенное для дела обстоятельство – избрание заявителем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> качестве места жительства по смыслу ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 5 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". То обстоятельство, что Мазеина С.Т. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в регистрационный орган с заявлением о регистрации ее по месту жительства, а регистрирующий орган на основании правовой оценки предоставленных документов принял решение об отказе в регистрации свидетельствует о явном нарушении закона в виде превышения полномочий должностных лиц Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми, поскольку Правительство Российской Федерации не наделяло регистрирующие органы полномочиями принимать решения об отказе в регистрации по месту жительства. Кроме того, регистрирующий орган вышел за пределы полномочий, давая правовую оценку предоставленным документам и, игнорируя заявление Мазеиной С.Т., определив характер регистрации заявителя в жилом помещении как по месту пребывания. В свою очередь, ограничений в получении государственной услуги по регистрации граждан по месту жительства на том основании, что жилое помещение для проживания предоставлено по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда закон не содержит, перечень таких условий прямо поименован в законе. Доводы заинтересованного лица о том, что оспариваемым отказом в регистрации по месту жительства права заявителя не нарушены, суд считает несостоятельными, поскольку данный порядок учетной регистрации позволяет гражданам становиться на квартирный учет по избранному ими месту жительства (руководствуясь территориальным принципом), получать пенсии и социальные пособия, корреспонденцию, обращаться в суды и максимально восстанавливать свой правовой статус. Также суд считает, что намерение администрации г.Перми оспорить предоставление жилого помещения семье заявителя не препятствует рассмотрению настоящего заявления по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, поскольку регистрация по месту жительства носит уведомительный характер и не порождает какие-либо права на жилое помещения, включая приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Учитывая, что раздел Ш Правил не предусматривает согласование с наймодателем жилого помещения вопроса о регистрации гражданина по месту жительства, требований о предоставлении такого документа исчерпывающий перечень не содержит, суд полагает, что регистрация заявителя по месту жительства не может повлечь нарушение прав наймодателя муниципального жилищного фонда. Кроме того, учитывая, что органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительств, в случае нарушения прав при исполнении этой обязанности, право выбора способа защиты права принадлежит заявителю. Вместе с тем, оснований для признания незаконным бездействия должностных лиц МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом в г.Перми» не имеется, поскольку заявителем не представлено доказательств достоверно и бесспорно подтверждающих факты ее обращения, что исключает судебную проверку факта отсутствия реагирования на эти обращения. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Заявление Мазеиной С.Т. удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации Мазеиной С.Т. по месту жительства, расположенного по адресу: <адрес> не соответствующим закону. Возложить обязанность на Отделение Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми провести регистрацию Мазеиной С.Т. по месту жительства, расположенному по адресу: <адрес> порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". Мазеиной Светлане Тихоновне в удовлетворении заявления о признании бездействия Муниципального бюджетного учреждения «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» - отказать. Решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми. Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)
муниципальным жилищным фондом г. Перми необходимые для проведения регистрации по
месту жительства бланки отказалась принять у истца и рекомендовала обратиться в отделение
Управления ФМС по Пермскому краю в Ленинском районе г. Перми с письменным
заявлением о регистрации меня по месту жительства. При получении положительного ответа из Отделения Управления ФМС по Пермскому краю в Ленинском районе г.Перми сотрудник Управления муниципальным жилищным фондом г.Перми, осуществлявшая прием документов для регистрации по месту жительства, обещала принять документы и провести регистрацию по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отделение Управления ФМС по Пермскому краю в Ленинском районе г. Перми с заявлением о регистрации по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ г. по почте было получено письмо отделения Управления ФМС по Пермскому краю в Ленинском районе г. Перми за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что для регистрации по месту жительства ей необходимо снова обратиться в Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми и представить новый договор найма жилого помещения без указания срока. Поскольку регистрирующим органом регистрация по месту жительства не проведена, Мазеина С.Т. считает, что в регистрации по месту жительства ей отказано, по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ считает незаконным и необоснованным, противоречащим ст.ст. 2-4 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. 2-4, 16-18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.