о признании права на внеочередное получение единовременной денежной выплаты взамен ГЖС



Дело №­­ 2-3175/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Шипициной В.В.,

с участием представителя ответчика – Правительства Пермского края – Патракеевой О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Лаптева В.Д. к Правительству Пермского края, третьи лица – Раннева Л.Б., Лаптев А.В., Югова Е.В., о признании права на внеочередное получение единовременной денежной выплаты взамен ГЖС, возложении обязанности обеспечить и выдать выплату,

установил:

Лаптев В.Д. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края (далее по тексту – Правительство), требуя признать за ним право на внеочередное теперь получение единовременной денежной выплаты взамен ГЖС (Государственный жилищный сертификат) для приобретения жилого помещения через Правительство, возложив на Правительство обязанность выдать ему (истцу) единовременную денежную выплату для приобретения жилой площади в <адрес> Пермского края – по избранному постоянному месту жительства, исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.

Свои требования истец обосновал тем, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ проживает с семьей, состоящей из пяти человек, в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>; договор найма на жилое помещение не заключен; другого жилья ни на праве собственности, ни в пользовании семья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ он (истец) уволен с военной службы по подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), выслуга в календарном исчислении составила 13 лет 08 месяцев. До увольнения, а именно ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в ФГУ «Чайковская КЭЧ района» о приобретении жилого помещения посредством ГЖС в <адрес> Пермского края – по избранному постоянному месту жительства; ДД.ММ.ГГГГ его (истца) семья включена в список кандидатов на получение ГЖС жилищной комиссией Чайковского гарнизона, а им и его семьей подписано обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время право на приобретение жилого помещения в <адрес> Пермского края по федеральной целевой программе «Жилище» не реализовано, программа окончила свое действие в 2010 г., в связи с чем он и семья лишены права воспользоваться ГЖС на приобретение жилья в избранном постоянном месте жительства. Кроме того, как указал истец, с <адрес> Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ снят статус закрытого военного городка, что не должно нарушать права граждан по обеспечению жилыми помещениями. При этом истец сослался на положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Истец, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 48-52), в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили; при этом третьи лица мнение по иску не выразили.

Представитель ответчика иск не признала и просит в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск, из которого следует, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1. ст. 15 и статей 15.1.Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, которые до 01.01.2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; в Пермском крае не принят нормативный акт, определяющий порядок предоставления указанной категории граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты, поэтому следует применять Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку…», в соответствии с которым граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в данном Постановлении, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Из требований истца и приложенных к исковому заявлению документов следует, что истец на таком учете в органе местного самоуправления не состоит, а постановка его на учет на участие в программе «Жилище» в ФГУ «Чайковская КЭЧ района» позволяет истцу требовать предоставления ему жилого помещения только от данного государственного органа, в связи с чем Правительство является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 41-45).

Выслушав представителя ответчика, оценив доводы истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Федеральный закон № 76-ФЗ» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (п.2 ст. 15).

Согласно п.2.1 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (ст. 4, Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»).

Судом установлено, что истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на ДД.ММ.ГГГГ его выслуга составляла 12 лет 10 месяцев 27 дней (л.д. 21); на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи КЭЧ Чайковского района в пользование предоставила служебное жилое помещение в в/ч, расположенной на территории <адрес> (л.д. 16).

Из представленных истцом суду документов следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи в приватизации жилого помещения не участвовали (л.д. 25), а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилых помещений за ними по данным Управления Росреестра по Пермскому краю не зарегистрировано (л.д. 26-29).

Согласно справке ФГУ «Чайковская КЭЧ района», ДД.ММ.ГГГГ истцом в ФГУ «Чайковская КЭЧ района» подано заявление, зарегистрированное за , с которым истец представил документы на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; истец и члены его семьи включены в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ. по в/ч Чайковского гарнизона для приобретения жилого помещения на территории Пермского края (л.д. 24).

Также суд установил, что <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ являлся закрытым военным городком, поскольку на основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ статус закрытого военного городка утратил.

Исходя из анализа изложенного выше законодательства, следует, что требования о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения истец вправе заявить к Правительству Пермского края, как к органу исполнительной власти Пермского края, только в том случае, если состоит на учете в органах местного самоуправления Пермского края.

Учитывая, что истцом доказательств постановки на учет в таких органах не представлено, то суд приходит к выводу о том, что истцом требования к Правительству Пермского края заявлены неправомерно.

Действительно, истец, воспользовавшись правом на улучшение жилищных условий, обратился в ФГУ «Чайковская КЭЧ района» с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, был принят и поставлен на соответствующий учет, однако свое право до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не реализовал, что подтверждается справкой (л.д. 24).

Однако, суд полагает необходимым принять во внимание следующее.

Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 г. № 215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (ред. от 12.07.2011) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (вместе с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы) выдачу сертификатов осуществляют:

а) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба);

б) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "д" пункта 5 настоящих Правил, - администрация г. Байконура;

в) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

Таким образом, разрешение вопроса о праве истца на проведение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с проживанием истца в жилом помещении в закрытом военном городке и нахождении его на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти находится в ведении Министерства обороны РФ.

Поскольку о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего от истца ходатайств не поступало, то при таких обстоятельствах истцу в удовлетворении исковых требований к Правительству Пермского края следует отказать.

По правилу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд отказывает истцу в возмещении расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

решил:

Лаптеву В.Д. в удовлетворении исковых требований к Правительству Пермского края о признании права на внеочередное получение единовременной денежной выплаты взамен ГЖС, возложении обязанности обеспечить и выдать выплату, а также в возмещении судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий – подпись (О.В. Бузмакова)

<данные изъяты>