о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3838/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Шипициной В.В.,

с участием истца Вершинина А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Вершинина А.А. к администрации города Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Вершинин А.А. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми за счет средств, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 16 кв.м. в черте г. Перми.

Свои требование истец обосновал тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <данные изъяты>; его (истца) мать – Вершинина Т.Н. лишена родительских прав в отношении сына решением Свердловского районного суда г. Перми от 05.06.2000 г., отец – Вершинин А.А. в свидетельстве о рождении записан со слов матери; постановлением администрации Свердловского района г. Перми от 24.06.2002 г. он (истец) поставлен на учет по льготному списку под номером , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди - ; ДД.ММ.ГГГГ – по достижении им (истцом) совершеннолетия был отчислен из детского дома без предоставления какого-либо жилого помещения; в настоящее время он (истец) вынужден снимать жилое помещение, поскольку жилья в собственности не имеет, жилым помещением как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.

В судебном заседании истец на иске настаивал, не возражал против предоставления ему жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. – нормы жилой площади, установленной Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», и пояснил, что родителей не знает, отношений с ними не поддерживает, жилья не имеет, проживает в арендуемом жилом помещении, регистрация по месту жительства в оконченном им (истцом) учебном заведении носит формальный характер.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 14, 17, 18), в суд представителей не направили; Правительство Пермского края просит рассмотреть дело без участия его представителя.

При этом Правительство Пермского края с иском не согласилось, указав в письменных возражениях, что не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений; все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления; перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета; истцом не представлены документы, на основании которых он зарегистрирован по адресу: <адрес>6 (л.д.19-22).

Администрация города Перми мнение по заявленному иску не выразила.

Выслушав истца, оценив доводы Правительства Пермского края, изложенные в письменном отзыве на иск, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.

Судом установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – Вершинина Т.Н. и Вершинин А.А. отказались от него в родильном доме, оформили об этом отказ, по решению Свердловского районного суда г. Перми от 05.06.2000 г. лишены родительских прав в отношении Вершинина А.А., что объективно подтверждается копией свидетельства о рождении Вершина А.А. (л.д. 9), копией паспорта истца (л.д.8), копиями письменных отказов Вершининых Т.Н., А.А. от ребенка (л.д.28, 29), копией решения Свердловского суда г. Перми (л.д.30).

Также судом установлено, что на основании решения Свердловского районного Совета народных депутатов № 353л от 04.11.1986г. Вершинин А.А. устроен в <данные изъяты>, являлся воспитанником этого учреждения до ДД.ММ.ГГГГ; находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Вершинин А.А. достиг совершеннолетия, обучался в ГОУК НПО «<данные изъяты>» <адрес>, где и проходил производственную практику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; проживал и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в общежитии училища по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на ДД.ММ.ГГГГ очередь истца по списку , жилым помещением по договору социального найма истец до настоящего времени не обеспечен; в настоящее время проживает в съемной квартире по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются решением Свердловского районного Совета народных депутатов № 353л от 04.11.1986 г., путевкой (л.д.105, 24), справкой ГКОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), информацией администрации Свердловского района г. Перми о постановке истца на жилищный учет (л.д.7), сведениями Управления жилищных отношений администрации г. Перми (л.д.11), паспортом на имя истца (л.д.8), копией договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и ГОУ НПО «<данные изъяты>» <адрес> (л.д.33).

Кроме того, суд установил, что на праве собственности истец жилых помещений не имел и не имеет, что подтверждается сведениями из регистрирующих органов (л.д. 10, 12), в квартиру биологических родителей никогда не вселялся, каких-либо жилых помещений за ним при постановке на учет органы опеки и попечительства закрепить не могли, что следует из ответа Свердловского районного отдела образования г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

Вершинин А.А. в судебном заседании вышеуказанные обстоятельства подтвердил и пояснил, что его регистрация по месту прежнего обучения носит формальный характер.

Оценив в совокупности указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевший и не имеющий на праве собственности жилых помещений, выпущен из образовательного учреждения без обеспечения его жилым помещением; на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен, жилых помещений на праве пользования и в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.

Проживание истца в указанном съемном помещении и регистрация по месту учебы не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением в установленном законом порядке, в связи с чем возражения Правительства Пермского края в данной части судом отвергаются.

Следовательно, требование истца о предоставлении жилого помещения является правомерным, а возражения Правительства Пермского края об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением суд отвергает, как несостоятельные.

Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м. поскольку семья истца состоит из одного человека, что не противоречит требованиям истца о предоставлении ему жилого помещения площадью не менее 16 кв.м., указанных в исковом заявлении.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявления, истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Ссылка Правительства Пермского края на перечисление субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета основанием для отказа в иске не является.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Вершинину А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: (О.В. Бузмакова)