Дело № 2-4389/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Баксановой Е.З., при секретаре Окуловой Т.Т., с участием истца – Ментюк В.А., представителя истца – Кузнецова А.С., действующего на основании устного ходатайства, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Ментюк В.А. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Ментюк В.А. обратился в суд с иском к администрации г.Перми с учетом уточненных исковых требований (л.д.32-35) о возложении на ответчика обязанности предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде комнаты жилой площадью не менее 17,8 кв.м., общей площадью не менее 22,2 кв.м., находящееся в черте г.Перми, а также взыскать с ответчика судебные издержки в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование исковых требований истец указал, что в настоящее время он занимает комнату № жилой площадью 17,8 кв.м, общей площадью 22,2 кв.м в <адрес> на условиях социального найма. Какого-либо иного жилья не имеет. В соответствии с заключением межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. При этом, предоставляемое администрацией г. Перми другое равнозначное жилое помещение взамен подлежащего сносу, должно быть равнозначным, в том числе, и по жилой площади с ранее занимаемым жилым помещением. Следовательно, жилая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее 17,8 кв.м. В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В жилом доме по адресу: <адрес> имеются помещения общего пользования: две кухни, четыре коридора суммарной площадью 108,7 кв.м. Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» площадь мест общего пользования, пропорционально площади жилого помещения комнаты <адрес> составляет 4,4 кв.м. Соответственно, общая площадь помещения, которое необходимо предоставить истцу составляет не менее 22,2 кв.м. В силу изложенного, истец просит суд возложить на администрацию г.Перми обязанность предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде комнаты жилой площадью не менее 17,8 кв.м., общей площадью не менее 22,2 кв.м., находящееся в черте г.Перми, а также взыскать с ответчика понесенные издержки в сумме <данные изъяты> руб. предоставить ему вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде комнаты жилой площадью не менее 17,8 кв.м., общей площадью не менее 22,2 кв.м., находящееся в черте г.Перми, а также взыскать с ответчика понесенные издержки в сумме <данные изъяты> руб. В судебном заседании истец, его представитель на заявленных требованиях настаивали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить в полном объеме. Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д.46), при этом, представил в суд отзыв на иск, согласно которому, администрация г. Перми исковые требования не признает, поскольку, истец, который занимает по договору социального найма доме по <адрес> не приобрел право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, т.к. законодатель предусмотрел, что помимо требования о том, что гражданин должен быть признан в предусмотренном порядке нуждающимся в жилом помещении, он также должен обладать статусом малоимущего. Исходя из того, что истец статусом малоимущности не наделен, внеочередное право на поучение жилого помещения у него не возникло. Кроме того, расселение домов, непригодных для проживания, аварийного и подлежащего сносу жилья производится за счет средств городской целевой программы «Переселение граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2009-2011г.». В том случае, если дом будет признан аварийным и его включат в указанный перечень домов, подлежащих сносу в 2011-2012 г.г. в рамках городской целевой программы, жилое помещение Ментюк В.А. будет предоставлено в рамках данной программы. До включения дома в план сноса, администрация г.Перми не может предоставить истцу жилье, т.к. свободные жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.46-47). При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика, поскольку это не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ. Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное учреждение «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», действующее от имени собственника жилого помещения Муниципального образования г.Пермь (наймодатель) передало, а Ментюк В.А. (наниматель) принял в бессрочное владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, представляющее собой комнату общей площадью 17,8 кв.м., в том числе жилой – 17,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем (л.д. 9-10, 13). Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования многоквартирного дома № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20) и заключением о признании жилого многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22). Согласно данным ГУП «ЦТИ Пермского края», Управления Росреестра РФ по Пермскому краю за истцом квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности, либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае не зарегистрировано (л.д. 11,12,45). Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами. Таким образом, из материалов дела установлено, что Ментюк В.А. на момент рассмотрения настоящего гражданского дела имеет постоянную регистрацию по месту жительства и проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в соответствии с условиями договора социального найма. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд считает, что исковые требования о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку жилой дом, в котором расположена комната, в которой проживает Ментюк В.А., непригоден для дальнейшего проживания. Суд также считает, что истец вправе требовать предоставление ему другого жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, так как жилое помещение, которое он занимает, является муниципальной собственностью. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению Ментюк В.А., суд исходит из следующего. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире. Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п. 33 данного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан. Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо. В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований, есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п. 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания. Вместе с тем, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009г. № 1368-О-О. Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. В связи с этим, суд считает, что положения ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяют критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения. Суд вправе исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Таким образом, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Согласно справке, предоставленной ФГУА «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес> имеет следующие показатели: общая площадь –17,8 кв.м., в том числе жилая – 17,8 кв.м., площадь мест общего пользования, пропорционального площади жилого помещения составляет 4,4 кв.м. (л.д.36). Таким образом, с учётом положений вышеприведённого законодательства, Ментюк В.А. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 17,8 кв. м, общей площадью не менее 22,2 кв. м в черте г. Перми. Суд считает, что предоставление жилого помещения в соответствии с указанными выше параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом, суд оставляет без внимания доводы ответчика о том, что истец не имеет статуса малоимущего следовательно, в удовлетворении исковых требований истцу необходимо отказать, поскольку жилищным законодательством предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных не пригодными для проживания. Поскольку жилое помещения, в котором проживает истец является муниципальной собственностью, то обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение должна быть возложена на администрацию г.Перми. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Ментюк В.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 22,2 кв. м., жилой площадью не менее 17,8 кв. м в пределах г. Перми. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий п/п Е.З.Баксанова <данные изъяты>а