о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3795/2011 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Петруниной Д.В.,

с участием истца – Назарова С.И.,

представителя ответчика – Горбуновой М.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Назарова С.И. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Назаров С.И. обратился в суд с иском к администрации г. Перми о предоставлении ему за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края Министерством финансов Пермского края, во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. метра

В обоснование предъявленных требований истец указал, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с 14 лет, после смерти родителей, он, Назаров, находился под опекой Бушуева А.И. и проживал в <адрес>, где воспитывался до 15 лет; в ДД.ММ.ГГГГ он, Назаров, осужден Ильинским районным судом Пермской области к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ВТК № 1, освободился в ДД.ММ.ГГГГ; после освобождения проживал у родственников в селе <адрес>, какое-либо жилье за ним не закреплялось; приговором Ильинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ он, Назаров, вновь осужден к 2 годам лишения свободы и отбывал наказание до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ он вновь осужден Ильинским районным судом Пермской области к 8 годам лишения свободы, освободился ДД.ММ.ГГГГ; после освобождения проживает в социальной гостинице в Свердловском районе г. Перми; на момент помещения в воспитательное учреждение и до настоящего времени жилым помещением он, Назаров С.И. не обеспечен; на основании пункта 3 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит возложить на ответчиков предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение.

Истец в судебном заседании на иске настаивал, дополнительно указал, что до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. момента обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, ему не разъяснили право на внеочередное получение жилого помещения и порядок такого обращения в соответствующие органы; вопрос о предоставлении жилья он пытался решить, когда уже достиг возраста более 23 лет; ранее о предоставлении жилого помещения не просил; с письменным заявлением о принятии его на учет, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в администрацию г. Перми не обращался, подав исковое заявление о предоставлении квартиры непосредственно в суд.

Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела ответчик уведомлен надлежащим образом (л.д.).

Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании с требованиями Назарова С.И. не согласна по тем основаниям, что на момент обращения с заявлением в суд истец достиг возраста более 23 лет; ранее с заявлением о предоставлении жилого помещения он не обращался, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял; следовательно, на него не распространяется действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; нахождение истца за пределами г. Перми (в том числе в местах лишения свободы) не препятствовало ему лично или через доверенных лиц направить соответствующее заявление в администрацию г. Перми о постановке его на учет.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика – Правительства Пермского края, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на период возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях, социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, а также рассмотрения дела в суде, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, дано в ст. 1 настоящего Закона; предельный возраст последних установлен в 23 года.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора.

Указом Губернатора Пермской области от 04.10.1999 г. № 123 «О мерах по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение» утверждено Положение о порядке распределения средств, выделяемых для приобретения (строительства) жилья или предоставления ссуд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Как установлено в судебном заседании родители Назарова С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – Назаров И.П. и Басирова Н.И. умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно (л.д. 9, 10, 11 – копии свидетельства о смерти, свидетельства о рождении),

после смерти родителей Назаров С.И. находился под опекой Бушуева А.И. и проживал в <адрес>,

в настоящее время истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 8),

сведения о закреплении за Назаровым С.И. жилого помещения в материалах настоящего дела отсутствуют;

сведений об обращении истца в администрацию г. Перми о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ г. (т.е. момента обращения в суд с исковым заявлением) также не имеется,

согласно справкам ГУП «ЦТИ по Пермскому краю» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю какие-либо жилые помещения на праве собственности (ином праве) за Назаровым С.И. не закреплены (л.д. 6, 12).

Проанализировав вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд считает, что в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Назарову С.И., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отказать в связи с утратой им статуса ребенка – сироты, установленного ст. 1 вышеуказанного Федерального Закона.

Как следует из обстоятельств дела, истец в органы местного самоуправления о постановке на учет по внеочередному предоставлению жилого помещения не обращался,

с иском о предоставлении жилого помещения в суд обратился после достижения им 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ).

Суду не представлены объективные, неопровержимые и достоверные доказательства того, что истец в установленном порядке обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в соответствующие органы местного самоуправления до достижения им возраста 23-х лет, однако статус ребенка сироты сохраняется в силу указанных норм Закона до достижения указанного категории лиц 23-летнего возраста.

Более того, из пояснений истца в судебном заседании следует, что вопросом о предоставлении ему жилого помещения он начал заниматься лишь в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку истец впервые обратился по вопросу предоставления жилья во внеочередном порядке в суд после достижения 23 лет (в ДД.ММ.ГГГГ), то он утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем действие Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на нее уже не распространяется.

В данном случае, достижение определенного Законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В связи с этим, оснований для возложения обязанности на ответчиков предоставления истцу жилого помещения не имеется.

Ссылку истца на то, что он длительное время находился в местах лишения свободы, ранее ему не разъяснили право на получение жилого помещения, суд отвергает за несостоятельностью, поскольку как указано выше, достижение определенного Законом возраста является пресекательным сроком, который не может быть восстановлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Назарова С.И. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>