о признании незаконным бездействия администрации г. Перми



Дело № 2-4709/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2011 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Шипициной В.В.,

с участием представителя заявителя – и.о. прокурора города Перми – Нартымова,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по заявлению и.о. прокурора города Перми о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившегося в не опубликовании постановления администрации города Перми от 08.02.2011 г. № 41, возложении обязанности по устранению данного нарушения,

установил:

и.о. прокурора города Перми (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Перми (далее по тексту – администрация), выразившееся в не опубликовании администрацией ее постановления от 08.02.2011 г. № 41 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми», а также возложить на администрацию обязанность опубликовать данное постановление.

Свое заявление прокурор обосновал тем, что постановлением № 41 от 08.02.2011 г. внесены изменения в другое постановление – от 20.03.2008 г. № 197, которое утверждало Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми; нормы Положения предполагают возможность неоднократного применения, обращены к неопределенному кругу лиц – всем тем, кто в данный момент или в будущем может стать участником отношений, регулируемых Положением; постановление от 20.03.2008 г. № 197 администрацией в установленном порядке опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 22 от 28.03.2008 г. (по данным Системы Консультант Плюс). Указанные признаки свидетельствуют о нормативном характере постановления администрации от 20.03.2008 г. № 197, из чего следует, что и постановление № 41 от 08.02.2011 г. является нормативным правовым актом, так как вносит изменения в другой нормативный правовой акт. При этом прокурор полагает, что администрацией не соблюдены положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», части 2-4 ст. 9 Устава города Перми, касающиеся опубликования муниципальных правовых актов, чем нарушены права неопределенного круга лиц, лишенных возможности ознакомиться с постановлением администрации от 08.02.2011 г. № 41, а также нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в надлежащем исполнении федерального законодательства.

В судебном заседании представитель прокурора на заявлении настаивал.

Администрация о рассмотрении дела извещена надлежащим образом и заблаговременно, просила рассмотреть дело без участия представителя, в отзыве указала, что с заявлением не согласна, полагая, что оспаривается нормативный правовой акт, измененный постановлением администрации от 01.07.2011 г. № 320, в связи с чем постановление от 08.02.2011 г. № 41 не порождает правовых последствий и не может повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод.

Выслушав представителя прокурора, оценив доводы администрации, исследовав материалы дела, суд признает заявление правомерным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор 1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно положениям ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом установлено, что постановлением администрации от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми» утверждены Положение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми и состав этой комиссии с указанием ее председателя, заместителей председателя, секретаря и членов комиссии, что подтверждается текстом данного постановления (л.д. 8-13).

По данным Системы «Консультант Плюс» указанное постановление в первоначальном тексте опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 22, 28.03.2008 г.

При этом из содержания постановления усматривается, что оно направлено на неоднократное применение, что в нем присутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для как для лиц, входящих в состав комиссии, так и для федеральных и государственных органов государственной власти, органов исполнительной власти Пермского края, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по предоставлению необходимых комиссии материалов и информации, для государственных надзорных органов, организаций и общественных объединений по участию в работе комиссии; Положением о комиссии определено утверждение состава комиссии Постановлением администрации.

Исходя из признаков нормативного правового акта, изложенных в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд приходит к выводу о том, что постановление администрации от 20.03.2008 г. № 197, утвержденные им Положение о комиссии и состав комиссии, имеют существенные признаки нормативного правового акта.

Частью 3 ст. 15 Конституции РФ определено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На основании частей 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 9 Устава города Перми предусмотрено, что постановления и распоряжения администрации города входят в систему правовых актов города.

Согласно пунктам 2-4 ст. 9 Устава города Перми, правовые акты города вступают в силу с момента их подписания, а подлежащие опубликованию - с момента опубликования, если иное не установлено самим правовым актом, за исключением решений Думы о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории города.

Нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования. В других случаях правовые акты в обязательном порядке рассылаются лицам, на которых они распространяются.

Официальное опубликование правовых актов осуществляется в учрежденном органами городского самоуправления средстве массовой информации либо в средствах массовой информации, определяемых по результатам конкурса. В случаях, предусмотренных действующим законодательством и правовыми актами города, правовые акты также подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь.

Судом установлено, что администрация своим постановлением от 08.02.2011 г. за № 41 внесла изменения в постановление от 22.03.2008 г. № 197, а именно утвердила новый состав комиссии, что не оспаривается администрацией в ее ответе на протест прокурора (л.д. 4-5), подтверждается данными Системы «Консультант Плюс».

В то же время суд на основании тех же данных установил, что постановление администрации от 08.02.2011 г. за № 41 не опубликовано.

Суд расценивает не опубликование администрацией этого постановления в качестве незаконного бездействия, поскольку постановление от 08.02.2011 г. за № 41 вносит изменения в прежний нормативный правовой акт, в связи с чем, как и первоначальное постановление, подлежало публикации. При этом суд учитывает, что изменения в составе комиссии, принятые постановлениями администрации от 25.03.2009 г. № 157, от 21.05.2009 г. № 276, от 06.04.2010 г. № 160 были опубликованы в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь за № 23 от 31.03.2009 г., за № 39 от 29.05.2009 г., за № 25 от 13.04.2010 г. соответственно.

Кроме того, суд, расценивая данное бездействие администрации как незаконное, полагает возможным учесть и то, что не опубликование постановления от 08.02.2011 г. № 41 нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, так как в силу п. 7 Положения о комиссии заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

Таким образом, публикация состава комиссии, утвержденного постановлением администрации от 08.02.2011 г. № 41, как составной части нормативного правового акта – постановления администрации от 22.03.2008 г. № 197, является обязательной, в том числе для определения вопроса правомочности принимаемых комиссией решений.

Ссылку администрации в ответе на протест прокурора о том, что данные изменения касаются только списочного состава комиссии, суд не принимает, так как состав комиссии (список лиц с указанием занимаемой основной должности и статуса в комиссии) является частью нормативного правового акта, в связи с чем изменение этой части нормативного правового акта также подлежало опубликованию.

Довод администрации о том, что в указанное постановление внесены изменения 01.07.2011 г., правового значения не имеет, так как судом проверяется не нормативный правовой акт органа местного самоуправления на его соответствие действующему законодательству, а оценивается бездействие органа местного самоуправления по не опубликованию изменений, внесенных в этот нормативный правовой акт.

При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить, признав незаконным бездействие администрации, выразившееся в не опубликовании постановления от 08.02.2011 г. № 41.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд установил незаконность такого бездействия администрации, то суд возлагает на нее обязанность устранить это нарушение путем опубликования постановления от 08.02.2011 г. № 41.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление и.о. прокурора города Перми удовлетворить –

признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в не опубликовании постановления администрации города Перми от 08.02.2011 г. № 41 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми», возложить на администрацию города Перми обязанность опубликовать данное постановление.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий - (О.В. Бузмакова)