Дело № 2-4087/11 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Малышевой Н.В., при секретаре Носовой О.В., с участием представителя истца – Путиной М.В., истца Сыщук А.Н., представителя ответчика Горбуновой М.А., действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Сыщук А.Н. к администрации города Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор, действующий в интересах Сыщук А.Н., обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м. По тем основаниям, что Сыщук А.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать – Сыщук С.Е. лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Постановлением администрации г. Перми от 17.11.2006 № 5096 несовершеннолетняя Сыщук А.Н. устроена в семью патронатного воспитателя. Постановлением администрации Мотовилихинского района г.Перми от 19.11.2003 № 1514 Сыщук А.Н. поставлена на жилищный учет под номером № по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ Сыщук А.Н. не имеет жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности. Сыщук А.Н. временно зарегистрирована и проживает в комнате общежития по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель прокурора на иске настаивает. В судебном заседании истец на иске настаивает, пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с рождения до 1 года проживала в доме ребенка №1, потом перевели в детский дом №2, затем в детский дом №16. С 7 лет передали в патронат на 5 лет. С 12 лет опять находилась в детском доме. С 15 лет до 18 лет находилась на постоянном патронатном воспитании. Обучалась в СОШ №, закончила 9 классов в ДД.ММ.ГГГГ, сейчас обучается в <данные изъяты>, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ Мать она никогда не видела, только знает, что она лишена родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на жилищный учет. Жилые помещения за истцом не закреплялись, она проживает в общежитии от колледжа. Ответчик – администрация г.Перми, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д.39), в суд не явился, представив отзыв на иск, из которых следует, что в силу п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 № 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органом местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Истцу должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г.Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103. Считает заявленные требования об обязании администрации г.Перми предоставить Сыщук А.Н. на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. не обоснованными, т.к. предоставить из государственного жилищного фонда Пермского края с учетом ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК, где Уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края, администрация г.Перми не вправе. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация г.Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта РФ. Полагает, что надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края (л.д.61-62). Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Сыщук А.Н. не признает, поддерживает доводы, изложенные в отзыве. В письменных возражениях (л.д.54-56) указали, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. Правительство выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком. Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. В материалы дела не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у матери истца жилых помещений (из ЦТИ, БТИ, УФРС). В силу ст. 71 СК РФ ребенок сохраняет право собственности или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями. Требование о предоставлении истцу жилого помещения площадью 33 кв.м не основано на законе, поскольку истец ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103 норма предоставления площади жилого помещения составляет 15 кв.м. Кроме того, из материалов дела следует, что Сыщук А.Н. в настоящее время является студентом Пермского строительного колледжа, срок обучения завершается 30.06.2012 г., она имеет право проживать в общежитии по адресу: г.Пермь, ул.Рабоче-Крестьянская, 21, следовательно, в настоящее время истец не имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. Считает, что у Сыщук А.Н. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Просит в иске прокурору отказать. Представитель ответчика - Министерство финансов Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.40), представил письменный отзыв, в котором считает себя ненадлежащим ответчиком. Требования прокурора, заявленные к Минфину РФ, не соответствуют закону, нарушают бюджетный процесс и бюджетные полномочия Минфина Пермского края. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В Пермском крае порядок обеспечения жилой площадью указанной категории регламентирован Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. Пунктами 2-8 Положения определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Пунктом 9 Положения прямо предусмотрено, что средства субсидий могут быть использованы на исполнение судебных решений. Минфин Пермского края согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Правительством Пермского края от 24.07.2006 № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не входит в полномочия Министерства финансов. Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство ЖКХ Пермского края. На основании изложенного, Минфин единолично, самостоятельно произвести перевод (выделить) запрашиваемых денежных средств не вправе. Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распределителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается законом Пермского края от 16.12.2010 № 726-ПК «О бюджете края на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов». В силу п.п.4 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; согласно п.п.5 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Министерство социального развития Пермского края (п.1.8 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п) и Министерство ЖКХ Пермского края (п.1.6 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 № 868-п) вправе быть истцами и ответчиками в суде в соответствии со своей компетенцией. Бюджет Пермского края на 2011 г. утвержден, все средства бюджета распределены и имеют строго целевой характер. На основании изложенного выделение средств для приобретения жилья детям-сиротам, в т.ч. Сыщук А.Н., должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, а не путем обязания Минфина Пермского края произвести перевод (выделить) денежных средств. Просят в иске к Министерству финансов Пермского края отказать (л.д.47-49). Выслушав представителя прокурора, истца, представителя ответчика, оценив возражения ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из материалов дела следует, что Сыщук А.Н. обратилась к прокурору с заявлением в её интересах предъявить настоящий иск (л.д.7,9). Следовательно, прокурор, исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах истца. В соответствии с ч.1. ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч.2 т.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона даны следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В соответствии с п.6 ст.145 Семейного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ, устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц. Судом установлено, что Сыщук А.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родители – Сыщук Н.П., Сыщук С.Е.. Сведения об отце записаны по указанию матери (л.д.12 - копия свидетельства о рождении, л.д.13 - копия справки ЗАГСа). Сыщук С.Е. заочным решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 16.09.2003 г. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д.20-22). Решением Мотовилихинского райисполкома от 14.01.1992 № 496 Сыщук Анастасия помещена в дом ребенка № 1 (л.д.18), на основании постановления главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 13.08.1996 № 412 Сыщук А. переведена в детский дом №16 (л.д.19). Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц комитета по образованию и науке администрации г.Перми от 17.11.2006 № 5096 определено: устроить несовершеннолетнюю воспитанницу муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом № 16» г.Перми Сыщук А.Н. в семью патронатного воспитателя Галкиной З.А.; заключить договор об устройстве сроком на 1 год (л.д.29). Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц департамента образования администрации г.Перми от 04.12.2007 № 5566 продлен срок действия договора от 17.11.2006 № 145 об устройстве несовершеннолетней Сыщук А.Н., оставшейся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя Галкиной З.А., на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27). Сыщук А.Н. являлась воспитанницей ГКООУ «Санаторный детский дом» г.Перми и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.23). Администрация МОУ «Санаторный детский дом № 16» ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе администрации Мотовилихинского района г.Перми с просьбой о постановке на жилищный учет воспитанницы детского дома Сыщук А.Н., оставшуюся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать – Сыщук С.Е. решением суда лишена родительских прав, отец записан со слов матери, жилья несовершеннолетняя не имеет ( л.д.12 оборот). Постановлением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 19.11.2003 № 1514 Сыщук А.Н. поставлена на жилищный учет по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, учетный номер № (л.д.15,16). Сыщук А.Н. обучается в ФГОУ СПО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, форма обучения очная (дневная), срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28). В связи с исполнением совершеннолетнего возраста (18 лет) с ДД.ММ.ГГГГ Сыщук А.Н. поставлена на полное государственное обеспечение (л.д.24 - копия приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №; л.д.30 - копия приказа Пермского филиала ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). Кроме того, по сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС по Пермскому краю Сыщук А.Н. временно зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>, по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.45; л.д.34 - копия свидетельства о регистрации по месту пребывания). Согласно справке ГУП «ЦТИ Пермского края», уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю сведения о правах Сыщук А.Н. на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют; Сыщук А.Н. не имеет в г.Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности (л.д.14,44). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами данного дела. Оценив в совокупности установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, кроме того, она поставлена администрацией г.Перми в льготную очередь по списку детей-сирот для предоставления жилого помещения, однако, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Вместе с тем, суд считает доводы представителя ответчика Правительства Пермского края о том, что Сыщук А.Н. является студентом, срок обучения завершается ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, не имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, несостоятельными, поскольку при удовлетворении требований Сыщук А.Н. о предоставлении жилого помещения суд исходит из дополнительных гарантий, установленных законодательством субъекта РФ, в частности, п.9 ст.1 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», которым предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства). Статьей 2 Закона Пермской области от 06.10.2000 N 1129-164 (ред. от 06.05.2004, с изм. от 27.04.2007) «О патронатном воспитании» предусмотрено, что патронатное воспитание - это форма устройства ребенка (детей), находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства. Ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в государственной защите, - ребенок в возрасте до 18 лет, находящийся на учете органа опеки и попечительства. Сыщук А.Н. - выпускница детского дома, выбыла из патронатной семьи Галкиной З.А. в связи с совершеннолетием - ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения является правомерным. Данное жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией г. Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103 норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако, данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с п.3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 18 кв.м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Действие данного Закона Пермского края, согласно п.9 ст.1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. Доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 № 486-п, суду не представлено. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края. В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пунктам 1.1. и 1.6. Положения о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 8-п, Министерство финансов Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансов и бюджетного процесса в Пермском крае; выступает в суде в защиту государственных интересов: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края. Причем одной из задач данного Министерства является, в силу п. 2.2. названного Положения организация работы по составлению и составление проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, в том числе управленческого бюджета, и представление его с необходимыми документами и материалами в Правительство Пермского края. Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. Учитывая положения п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке. Оснований для возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края по оплате расходов по приобретению жилья суд не усматривает, поскольку порядок обеспечения жилой площадью указанной категории граждан регламентирован Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. Пунктами 2-8 Положения определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся. Пунктом 9 Положения прямо предусмотрено, что средства субсидий могут быть использованы на исполнение судебных решений. Минфин Пермского края согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Правительством Пермского края от 24.07.2006 № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не входит в полномочия Министерства финансов. Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распределителем средств бюджета края на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается законом Пермского края от 16.12.2010 № 726-ПК «О бюджете края на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов». В силу п.п. 4, 5 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В силу ст.ст. 242.2. 242.4 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов организует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъектов РФ по искам о возмещении вреда и по искам о денежных обязательствах бюджетных учреждений-должников краевого уровня. В силу ст. 252 Налогового кодекса РФ под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. В нарушение ст. 56 ГПК РФ прокурором доказательств наличия расходов по приобретению жилья Сыщук А.Н. не представлено. В иске к Министерству финансов Пермского края прокурору следует отказать. В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск прокурора рассмотрен в пределах заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: обязать администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Сыщук А.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 33 кв.м. В удовлетворении иска к Министерству финансов Пермского края прокурору отказать. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми. Председательствующий: (Н.В.Малышева).