Дело № 2-4711/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Рожковой И.П., с участием представителя истца – прокурора Орджоникидзевского района г.Перми – Волкова В.С., истца Серегиной Н.А., представителя ответчика – Правительства Пермского края – Старцевой Н.А, действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах Серегиной Н.А. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Орджоникидзевского района г. Перми в интересах Серегиной Н.А. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить Серегиной Н.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми. Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Серегиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что родители Серегиной Н.А. – Серегина Т.В. и Серегин А.И. заочным решением Кировского районного суда г. Перми от 13.01.2003 г. лишены родительских прав в отношении детей – Серегиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Серегина П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ДД.ММ.ГГГГ Серегина Т.В. умерла; постановлением Главы администрации Кировского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Серегина Н.А. признана нуждающейся в государственной поддержке; определена в детский дом для несовершеннолетних; до ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», ГКОУПК «<данные изъяты>» г. Перми; находилась на полном государственном обеспечении; постановлением органа по опеке и попечительству администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетней Серегиной Н.А. установлено попечительство, попечителем назначена П.; определено место жительства истца с попечителем по адресу: <адрес>; на момент признания Серегиной Н.А. оставшейся без попечения родителей жилое помещение за истцом не закреплялось; с ДД.ММ.ГГГГ Серегина Н.А. состоит на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ГОУ СПО «<данные изъяты>» филиал с.Елово по специальности «<данные изъяты>»; в настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>; указанная квартира принадлежит на праве собственности ее подруге М.; Серегина Н.А. жилья на праве собственности не имеет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечена. В судебном заседании представитель прокурора и истец на иске настаивали, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, истец пояснила суду, что ее родители – Серегина Т.В. и Серегин А.И., лишенные родительских прав в отношении нее и брата; не работали, бродяжничали; ее (истца) мать – Серегина Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ; захоронена, как лицо без определенного места жительства; до нее (истца0 доходила информация, что отец умер, но данных об этом и о месте его захоронения нет; в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, временно; это жилое помещение принадлежит на праве собственности ее подруге М. Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (44-48). Ответчик – Администрация города Перми о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.28); представила суду письменный отзыв на иск, из текста которого следует, что иск не признает, просит рассмотреть дело без участия ее представителя, надлежащим ответчиком по делу считает Правительство Пермского края, которое в силу ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края № 255-ПК является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма (л.д.38-39). Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из материалов дела следует, что Серегина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к прокурору с просьбой в ее интересах предъявить настоящий иск (л.д. 6). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Серегиной Н.А. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц. Судом установлено, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, родители Серегиной Н.А. – Серегина Т.В. и Серегин А.И. заочным решением Кировского районного суда г. Перми от 13.01.2003 г. лишены родительских прав в отношении детей – Серегиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Серегина П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ДД.ММ.ГГГГ Серегина Т.В. умерла, что объективно подтверждается копией паспорта на имя истца (л.д.9), копией свидетельства о рождении Серегиной Н.А. (л.д.33), копией заочного решения Кировского районного суда г. Перми от 13.01.2003 г. (л.д.16), копией свидетельства о смерти Серегиной Т.В. (л.д.17). Кроме того, судом установлено, что постановлением Главы администрации Кировского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Серегина Н.А. признана нуждающейся в государственной поддержке; определена в детский дом для несовершеннолетних; до ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», ГКОУПК «<данные изъяты>» г. Перми; находилась на полном государственном обеспечении; постановлением органа по опеке и попечительству администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетней Серегиной Н.А. установлено попечительство, попечителем назначена П.; определено место жительства истца с попечителем по адресу: <адрес>; на момент признания Серегиной Н.А. оставшейся без попечения родителей жилое помещение за истцом не закреплялось; с ДД.ММ.ГГГГ Серегина Н.А. состоит на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ГОУ СПО «<данные изъяты>» филиал с.Елово по специальности «<данные изъяты>»; в настоящее время проживает в комнате по адресу: <адрес>; указанная комната принадлежит на праве собственности подруге истца М. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: справок ГОУСПО «<данные изъяты>» (л.д.7, 13), Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 14.07.2011 г. (л.д.8), Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (л.д.10), ГКОУПК «<данные изъяты>» (л.д.14), постановления Главы Кировского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об определении истца в детский дом (л.д.15), сообщения администрации Кировского района г. Перми о постановке истца на жилищный учет (л.д.18), постановления органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц комитета по образованию и науки администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении попечительства в отношении Серегиной Н.А. (л.д.19), объяснениями истца, показаниями свидетелей П. и М., которые какими-либо доказательствами со стороны ответчиков не опровергнуты. Также суд установил, что на праве собственности истец жилых помещений не имела и не имеет, ее проживание в комнате, принадлежащей на праве собственности М., носит временный характер по соглашению с М.; согласно сведениям нотариуса Артемовского нотариального округа Еременко С.Н., наследственные дела в отношении имущества Серегиной Т.В, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводились; права на жилое помещение попечителя Д. истец не приобрела, проживала с попечителем до наступления совершеннолетия, после чего обеспечивалась общежитием по месту обучения в ГОУСПО «<данные изъяты>» и только на период обучения. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из регистрирующих органов (л.д.11, 12), сообщением нотариуса (л.д.41), копией свидетельства о праве собственности М. (л.д.42), показаниями свидетелей М.и Д. Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевшая и не имеющая на праве собственности жилых помещений, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела. Оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей суд не усматривает, поскольку их показания последовательны, не противоречивы, согласуются между собой, с установленными судом обстоятельствами и исследованными по делу доказательствами; при этом свидетели до допроса предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ, заинтересованности свидетелей в исходе дела судом не установлено, суду не доказано. Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения является правомерным. Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м., поскольку семья истца состоит из одного человека, в связи с чем возражения ответчиков в данной части судом отвергаются. Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявления, истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется. Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края. Ссылка Правительства Пермского края на перечисление субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета основанием для отказа в иске не является. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах Серегиной Н.А. удовлетворить - возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти целив бюджете Пермского края, предоставить Серегиной Н.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми. На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова) <данные изъяты>