о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4194/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Подыниногиной М.А., с участием:

помощника прокурора Ленинского района г. Перми Путиной М.В., на основании служебного удостоверения

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Ташмагомбетовой Е.А. к Администрации города Перми, Правительству Пермского края и Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми, в интересах Ташмагомбетовой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Перми, Правительству Пермского края и Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения, просит обязать Администрацию г. Перми за счет денежных средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить во внеочередном порядке истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью, не менее 33 кв.м. в черте г. Перми.

В обоснование иска прокурор указывает, что Ташмагомбетова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за . Данная категория граждан обеспечивается жильем за счет средств бюджета Пермского края, однако Ташмагомбетова Е.А., в нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 18.07.2011 г. в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Министерство социального развития Пермского края и Министерство ЖКХ Пермского края /л.д.1/.

Представитель прокуратуры в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что Ташмагомбетова Е.А., как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке.

Истец в судебное заседание не явилась о его времени и месте извещалась надлежащим образом.

Ответчик Администрация г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещена, представитель ответчика просила рассмотреть дело в её отсутствии /л.д.86/.

Представитель ответчика Правительства Пермского в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии /л.д.83/, представила возражения на иск /л.д.73-77/, согласно которым, представитель полагает, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, требования о предоставлении жилого помещения исходя из нормы общей площади не менее 33 кв.м., являются необоснованными и не основанными на действующем законодательстве.

Представитель ответчика Министерства Финансов Пермского края в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии, представила возражения относительно иска /л.д.65-66/, согласно которому, Министерство Финансов Пермского края в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является участником бюджетного процесса и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, в число которых финансирование, приобретение, строительство или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит, указанные полномочия относятся к полномочиям других органов государственной власти. В связи с изложенным, считает, что Министерство Финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица, Министерства социального развития Пермского края, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии /л.д.81/, представила отзыв на исковое заявление, в котором полностью поддержала доводы, изложенные в возражениях Правительства Пермского края на иск /л.д.79/.

Представитель третьего лица, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии, представила отзыв на исковое заявление /л.д.61-62/, в котором просила отказать в иске истцу в части возложения обязанности на Правительство Пермского края и Министерство финансов РФ выделить из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилья Ташмагомбетовой Е.А.

Третье лицо Управление жилищных отношений Администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в суд не направило, каких-либо ходатайств не заявляло /л.д.76/.

С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в порядке заочного производства.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора в интересах Ташмагомбетовой Е.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Как установлено судом, Ташмагомбетова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. Перми, гражданка РФ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – Ташмагомбетова К.А., решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 22.02.2005 г. лишена родительских прав, а впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ, умерла, сведения об отце отсутствуют, т.к. были указаны со слов матери. Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом гражданина РФ , выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД Кировского района г. Перми /л.д.9/, свидетельством о рождении /л.д.12/, свидетельством о смерти /л.д.15/, решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 22.02.2005 г. /л.д.21-23/.

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц при Администрации г. Перми, формой устройства Ташмагомбетовой Е.А. избрано помещение в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /л.д.19/.

Ташмагомбетова Е.А., как оставшаяся без родительского попечения, первоначально пребывала в МУ СРЦ «<данные изъяты>», а, впоследствии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пребывала в ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», находилась на полном государственном обеспечении и имела временную регистрацию по месту жительства в указанном учреждении, что подтверждается, ходатайством МУ СРЦ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/, справкой ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14/, справкой ОУР ОМ №4 /л.д.16/, карточкой регистрации /л.д.13/.

После окончания ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» г. Перми, Ташмагомбетова Е.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУСПО «<данные изъяты>», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.10/, на время обучения в котором, просила предоставить жилое помещение /л.д.11/.

Ташмагомбетова Е.А., поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, её номер очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением Главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/, сообщением Администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17/.

Согласно сообщения ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.52/, уведомлений об отсутствии в ЕГРПН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ УФСГРКиК по Пермскому краю /л.д.6,53/, Ташмагомбетова Е.А. жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности в г. Перми не имеют, сведения о правах Ташмагомбетовой Е.А. на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют.

В период, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, Ташмагомбетова К.А. - мама истца - была прописана по адресу: <адрес>. Данное домовладение принадлежало брату Ташмагомбетовой К.А., ДД.ММ.ГГГГ оно сгорело, никаких прав на указанное домовладение Ташмагомбетова К.А. и Ташмагомбетова Е.А., не приобрели /л.д.7,24,25/.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в части, поскольку в судебном заседании установлено, что Ташмагомбетова Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, на день окончания образовательного учреждения ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», а в последствии - и ГОУСПО «<данные изъяты>», не была обеспечена жилой площадью, соответственно истец, имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, поскольку в соответствии со ст. 8 закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование мер по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет бюджета Пермского края, в силу положений Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по обеспечению детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, в т.ч. органам местного самоуправления города Перми.

Решая вопрос о возложении обязанности по предоставлении истцу жилья на Администрацию г. Перми, суд также учитывает, что п. 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). В собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава города Перми).

Разрешая исковые требования к Министерству финансов Пермского края суд считает, что они не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с положением «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п, распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края утверждает такое распределение средств, впоследствии данные средства (средства субсидии) распределяются Министерством социального развития Пермского края и перечисляются в бюджеты муниципальных образований Министерством ЖКХ Пермского края, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления на текущий финансовый год. Соответственно, средства субсидии, полученные из бюджета Пермского края органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение настоящего решения о предоставлении истцу жилого помещения.

Таким образом, требования прокурора и лица, в интересах которого он действует, к Министерству финансов Пермского края, не основаны на положениях законодательства регулирующего бюджетный процесс в Пермском крае, и удовлетворению не подлежат.

Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан.

Согласно п. 9 ст. 1 названного закона, его действие распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, таким образом, суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Таким образом, Ташмагомбетовой Е.А. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади.

Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.

С учётом изложенного, суд считает, что исковые требования Ташмагомбетовой Е.А. к Администрации г. Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, следует: возложить на Администрацию города Перми обязанность предоставить Ташмагомбетовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на цели приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в удовлетворении оставшейся части исковых требований Прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Ташмагомбетовой Е.А., следует отказать

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-236 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Ташмагомбетовой Е.А. удовлетворить: возложить на Администрацию города Перми обязанность предоставить Ташмагомбетовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на цели приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в удовлетворении оставшейся части исковых требований Прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Ташмагомбетовой Е.А., отказать.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: