Дело №2-3959/2011 <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Целищевой М.А., с участием представителя истца – прокуратуры Кировского района г. Перми Ченцовой Ю.П., действующей на основании поручения Прокуратуры Пермского края, истца – Чугаевой (Горловой) Е.Н., представителя ответчика – Курочкиной С.А., действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокуратуры Кировского района г. Перми, действующей в интересах Чугаевой (Горловой) Е.Н., к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Кировского района г. Перми обратился в суд в интересах Чугаевой (Горловой) Е.Н. с иском к администрации г. Перми и Правительству Пермского края о возложении на администрацию г. Перми обязанности за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Чугаевой (Горловой) Е.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра в черте г. Перми (л.д. 2-6). Свои требования истец мотивировал следующим: прокуратурой Кировского района г. Перми в связи с обращением Горловой (Сунцовой) Е.Н., проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Сунцова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; решением Дзержинского народного суда г. Перми, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ родители Сунцовой Е.Н. – Сунцов Н.С. и Сунцова Л.В. – лишены родительских прав; решением исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ опекунами Сунцовой Е.Н. назначены Горлов С.М. и Горлова Н.С.; постановлением Главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Сунцова Е.Н. признана лицом, нуждающимся в государственной поддержке, принято решение о выделении путевки в детский дом для несовершеннолетних; в период до ДД.ММ.ГГГГ Сунцова Е.Н. являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» г. Перми; ДД.ММ.ГГГГ Сунцовой Е.Н. зарегистрирован брак с Горловым П.С., ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут, после расторжения брака Сунцовой Е.Н. присвоена фамилия Горлова; в настоящее время Горлова (Сунцова) Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>; койко-место в комнате №, жилой площадью 11,2 кв.метра в общежитии по указанному выше адресу предоставлено Горловой (Сунцовой) Е.Н., состоящей на жилищном учете как выпускнице детского дома, на основании договора социального найма жилого помещения; в настоящее время Горлова (Сунцова) Е.Н. в собственности жилья не имеет, в приватизации не участвовала; с ДД.ММ.ГГГГ Горлова (Сунцова) Е.Н. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Перми, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Представитель прокуратуры в судебном заседании на требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований, пояснила, что зарегистрирована по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Чугаевым С.Н., после заключения брака ей присвоена фамилия – Чугаева; постоянного места жительства не имеет, предоставленное ей администрацией г. Перми жилье имеет статус общежития; в квартире мужа она, истец, не зарегистрирована, каких-либо прав на нее на данное жилое помещение не приобрела. Представитель ответчика – администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 41), направил в суд письменный отзыв по иску, в котором указал, что исковые требования являются необоснованными в силу следующего: в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Согласно положениям пункта 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.метра. При этом, в силу части 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК, уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края. Также, финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, главным распорядителем которых является Правительство Пермского края, в связи с чем, администрация г. Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем указанных выше категорий граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края (л.д. 52-53). Представитель ответчика – Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования не признала, указывая, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для возникновения права на получение жилой площади вне очереди требуется соблюдение в совокупности трех условий: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, т.е. администрацией г. Перми, и не входят в полномочия Правительства Пермского края. Вместе с тем, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком. Также, в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Горлова Е.Н. была поставлена на учет, кроме того, истцом не в полном объеме представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у родителей Горловой Е.Н. жилых помещений на праве собственности или пользования; согласно договору социального найма жилого помещения, Горловой Е.Н. передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем у Горловой не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, исковые требования, заявленные прокурором, удовлетворению не подлежат (л.д. 55-58). Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив доводы искового заявления, мнение ответчиков, изложенное в письменных отзывах, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено. Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года#M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: Горлова (Сунцова) Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. Добрянка Пермской области, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители – Сунцов Н.С. и Сунцова Л.В. – решением Дзержинского райнарсуда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав (л.д. 17-18); решением Исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, опекунами Горловой (Сунцовой) Е.Н. назначены Горловы С.М. и Н.С. (л.д. 20); согласно постановлению Главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, Горлова (Сунцова) Е.Н. признана лицом, нуждающимся в государственной поддержке, принято решение о выделении ей путевки в детский дом для несовершеннолетних (л.д. 19); как следует из содержания искового заявления и не оспаривается сторонами, Горлова (Сунцова) Е.Н. в период до ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №» г. Перми; из письма администрации Кировского района г. Перми следует, что Горлова (Сунцова) Е.Н. включена в отдельный список детей-сирот, ее учетный номер на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (л.д. 10). Также, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сунцовой Е.Н. и Горловым П.С. был зарегистрирован брак, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, после расторжения брака Горловой Е.Н. присвоена фамилия Горлова (л.д. 16); ДД.ММ.ГГГГ Горлова Е.Н. вступила в брак с Чугаевым С.Н., после заключения брака Горловой Е.Н. присвоена фамилия Чугаева (л.д. 62). Согласно данным, представленным ГУП «ЦТИ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, какое-либо жилье на праве собственности истец Чугаева (Горлова) Е.Н., Сунцова Л.В. (мать истца), Сунцов Н.С. (отец истца) не имеют, в приватизации жилья не участвовали; жилые помещения за Чугаевой (Горловой) Е.Н. не закреплены и ранее не закреплялись (л.д. 22-29, 42-44, 61). Из материалов дела судом также установлено, что на основании постановления главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Чугаевой (Горлова) Е.Н. для временного проживания предоставлено койко-место по адресу: <адрес> (л.д. 12); по данному адресу истец зарегистрирована на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15); таким образом, вышеуказанное жилое помещение предоставлено Чугаевой (Горловой) Е.Н. временно, сведения о том, что данное помещение когда-либо администрацией г. Перми передавалось Горловой Е.Н. в собственность либо за ней признавалось право постоянного пользования им, в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что какие-либо жилые помещения за Чугаевой (Горловой) Е.Н. на праве постоянного пользования не закреплялись и в настоящее время не закреплены. Суд также принимает во внимание, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживали опекуны Чугаевой (Горловой) Е.Н., в настоящее время принадлежит на праве собственности иным лицам, что подтверждается справками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 45, 46), справками ГУП «ЦТИ» (л.д. 49, 51). С учетом данного обстоятельства, суд приходит к выводу, что право пользования данным жилым помещением Чугаевой (Горловой) Е.Н. также утрачено. В судебном заседании также установлено, что супруг истца – Чугаев С.Н., совместно с Чугаевой Т.А. (мать), Чугаевым Н.И. (отец), Метлевой О.Н. (сестра), Чугаевым И.С. (племянник), Метлевой Е.С. (племянница) – зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 46 кв. метра (л.д. 64), собственником данного жилого помещения является отец Чугаева С.Н. – Чугаев Н.И. (л.д. 63). Доказательства того, что Чугаева (Горлова) Е.Н. когда-либо была вселена в квартиру по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке либо Чугаевым Н.И. (собственником квартиры) за ней признавалось право постоянного пользования ею, сторонами в судебном заседании не представлены. Проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд считает, что иск прокурора Кировского района г. Перми, действующего в интересах Чугаевой (Горловой) Е.Н., является обоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что Чугаева (Горлова) Е.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплялось, она своевременно встала на жилищный учет в администрации Кировского района г. Перми, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Суд приходит к данному выводу, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (подп. 2 п. 1 ст. 18 Устава города Перми). Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно пункту 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Доводы ответчиков о том, что требования истца о предоставлении ей жилого помещения площадью 33 кв.м. являются незаконными и необоснованными, суд отвергает за несостоятельностью по изложенным выше основаниям. В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Таким образом, Чугаевой (Горловой) Е.Н. должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Чугаевой (Горловой) Е.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина) <данные изъяты>