Дело № 2-4561/11 Именем Российской Федерации 1 ноября 2011 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Цилинской Ю.А., с участием представителя заинтересованного лица Голубевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Перми об оспаривании решения Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287, установил: Прокурор города Перми обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пунктов 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.2.6 Положения об общественных центрах в г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287 в части наделения управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми полномочиями по согласованию создания общественных центров согласования запросов о выделении и передаче в оперативное управление администрациям районов города Перми помещений для организации деятельности и размещения общественных центров и утверждения типовой формы договора о передаче помещений общественных центров в безвозмездное пользование, ссылаясь на то, что наделение управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми указанными полномочиями противоречит целям его создания и месту в структуре органа местного самоуправления. Утвердив типовую форму договора, Дума в императивных нормах закрепила содержание условий договора, таким образом приняла нормативно-правовой акт, регулирующий гражданские правоотношения. Однако органы местного самоуправления не наделены полномочиями в сфере регулирования гражданских правоотношений. Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Прокурор города Перми в судебное заседание не явился. Представитель Пермской городской Думы считал заявление необоснованным, ссылаясь на то, что полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Представление муниципального образования в отношениях с гражданами и организациями отнесено к компетенции Главы города Перми в силу п. 1 ст. 52 Устава города Перми. Аппарат Пермской городской Думы и Главы города Перми обеспечивает деятельность Главы города Перми, в том числе организацию взаимодействия с общественными организациями. Типовая форма договора является формой определения порядка распоряжения муниципальным имуществом: в ней указаны условия, на которых передается муниципальное имущество, а не императивные нормы гражданского права (л.д. 31-32). Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела. Решением Пермской городской Думы от 27.11.2007 N 287 утверждено Положение об общественных центрах в городе Перми, которым предусмотрено, что: 3.1. Общественные центры организуются по инициативе и предложению территориального органа администрации города Перми либо органа территориального общественного самоуправления по согласованию с управлением общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми. В случае если предложение об организации общественных центров исходит от органов территориального общественного самоуправления, оно подлежит согласованию с территориальным органом администрации города и управлением общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми. 3.2. Организация общественных центров осуществляется путем предоставления в безвозмездное пользование нежилых помещений органам территориального общественного самоуправления, общественным организациям и иным формам некоммерческих организаций. Для этого: 3.2.1. территориальный орган администрации города Перми направляет в департамент имущественных отношений администрации города Перми запрос о выделении и передаче в оперативное управление помещения для организации деятельности и размещения общественного центра, согласованный с управлением общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми; 3.2.6. в течение десяти рабочих дней с момента издания главой территориального органа администрации города Перми распоряжения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование территориальный орган администрации города Перми заключает договоры о передаче помещений общественных центров в безвозмездное пользование по типовой форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению и передает органам территориального общественного самоуправления, общественным организациям и иным формам некоммерческих организаций помещения общественных центров, движимое имущество, необходимое для осуществления деятельности общественных центров, в безвозмездное пользование. Суд находит обоснованными доводы заявления относительно пунктов 3.1, 3.2.1 Положения в части наделения управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми полномочиями по согласованию создания общественных центров и запросов о передаче помещений. В соответствии с решениями Пермской городской Думы от 24 октября 2006г. № 280 и от 26 июня 2007г. № 20-д управление общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми является структурным подразделением Аппарата Думы. Согласно ст. 48.1 Устава города Перми Аппарат Думы формируется в целях организационного, информационного, правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения Главы города Перми, Думы и депутатов Думы. К полномочиям управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми, закрепленным в Положении, утвержденном распоряжением Главы города Перми от 16 февраля 2007г. № 37-р, не относится выполнение функций исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в том числе согласование решений, принятых администрацией г. Перми либо ее структурными подразделениями. В силу ст.ст. 21, 41 Устава города Перми, п. 2.1.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации г. Перми исполнительно-распорядительные действия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности города Перми осуществляет администрация г. Перми в лице департамента имущественных отношений. Возражения Пермской городской Думы об организационной роли Аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми во взаимодействии Главы города Перми с общественными организациями суд находит несостоятельными, поскольку это не дает права структурному подразделению Аппарата Думы ограничивать полномочия органа местного самоуправления условиями о согласовании принимаемых решений. Следовательно пункты 3.1, 3.2.1 Положения в части наделения управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми полномочиями по согласованию создания общественных центров и запросов о передаче помещений следует признать недействующими и не подлежащими применению с момента принятия. Доводы заявителя о том, что утверждение решением Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287 типовой формы договора нарушает исключительную компетенцию Российской Федерации на регулирование гражданских правоотношений суд находит необоснованными, поскольку типовая форма договора предусматривает условия, на которых передается муниципальное имущество, не определяя вида гражданских правоотношений договаривающихся сторон, не ограничивая их содержания и не являясь императивной нормой. В части оспаривания п. 3.2 Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287 заявление не может быть признано обоснованным, поскольку данный пункт не содержит оспариваемых прокурором положений. На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления Прокурора города Перми об оспаривании пунктов 3.2, 3.2.6 Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: признать недействующими и не подлежащими применению с момента принятия пункты 3.1, 3.2.1 Положения об общественных центрах в г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287, в части наделения управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми полномочиями по согласованию создания общественных центров и запросов о передаче помещений. В удовлетворении заявления Прокурора города Перми об оспаривании пунктов 3.2, 3.2.6 Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27 ноября 2007г. № 287 - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия судом в окончательной форме в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: