о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае



Дело №­­ 2-4752/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми заявления ГОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае,

установил:

ГОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж» обратилось в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором оспаривает предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что с данным предписанием не согласен, так как каких-либо противоречий трудовому законодательству данный приказ не содержит. Кроме того, признавая весь приказ незаконным, Государственная инспекция труда в Пермском крае (далее – Инспекция) не дала оценку, помимо пункта 1, другим пункта приказа. Учитывая изложенное выше, предписание является незаконным и подлежит отмене.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.

В соответствии с письменными возражениями <данные изъяты> Манохиной И.А. последняя с заявленными требованиями не согласна, ссылаясь на то обстоятельство, что данное предписание содержит механическую ошибку: в нем не указан пункт 1 приказа от ДД.ММ.ГГГГ, именно данный пункт должен быть отменен.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение в отсутствии неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 257 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленными ими доказательства, суд считает, что требования ГОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж» являются обоснованными и законными в силу следующего.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В силу ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (ст. 360 ТК РФ).

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В связи с обращением <данные изъяты> колледжа Бычковой А.Я., поступившим ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию, последней проведена проверка соблюдения трудового законодательства при введении новой системы оплаты труда работникам колледжа.

Проведение проверки осуществлялось на основании распоряжения <данные изъяты> Инспекции Чугайнова В.А., изданного в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», <данные изъяты> Манохиной И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, колледжем представлены трудовые договоры на ряд работников колледжа, уведомления об изменении существенных условий труда. В нарушение ч.2 ст. 74 Трудового кодекса РФ уведомления не содержат сведений об изменениях существенных условий трудового договора, работники колледжа не уведомлены об изменениях оплаты труда, установленных приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате преподавателям», в котором стоимость ученико/час (базовая часть) установлена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., что значительно меньше, чем оплата труда была установлена приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате преподавателей».

В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями трудового законодательства, в частности несоответствия приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда преподавателей» ч.2 ст. 74 Трудового кодекса РФ в части не уведомления работников колледжа о предстоящих изменениях трудового договора не менее, чем за два месяца, <данные изъяты> Манохиной И.А. вынесено предписание об отмене данного приказа в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 74 кодекса не содержит частей, согласно данной статьей в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при внесении предписания государственным инспектором труда фактически установлены обстоятельства, связанные с нарушением процедуры введения новой оплаты труда, то есть соблюдения сроков при направления работодателем уведомлений об изменений оплаты труда, что само по себе не свидетельствует о незаконности изданного приказа и не может повлечь его отмену по основаниям, изложенным в предписании.

Вместе с тем, не соблюдение требований ч.2 ст. 74 Трудового кодекса РФ влечет изменение срока введения новой системы оплаты труда для работников колледжа.

Суд считает, что устранение нарушений ч.2 ст. 74 Трудового кодекса РФ путем отмены всего приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда преподавателей», является мерой несоразмерной допущенным нарушениям и не способствует восстановлению прав работников.

Суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что пунктом 1 приказа установлена базовая оплата труда педагогических работников в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за 1 ученико/час во исполнение нормативно-правовых актов.

При этом, по мнению суда базовой частью оплаты труда преподавателя является его должностной оклад, оплата труда в связи с проведением учебных часов составляет ту часть оплаты труда преподавателя, которая зависит от учебного плана.

Таким образом, выводы государственного инспектора о несоответствии приказа трудовому законодательству, в частности ч.2 ст. 74 Трудового кодекса РФ, не соответствуют требованиям, которые изложены в оспариваемом представлении.

Доказательств обратного суду на момент рассмотрения дела представлено не было.

В соответствии с положениями частей 1 и 4 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая изложенное, суд считает, что предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным и отменить.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и подлежащим отмене предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий (Е.И. Гачегова)