Дело №2-5030/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием прокурора Ченцовой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению прокурора Мотовилихинского района г.Перми о признании незаконным бездействия Департамента образования администрации г.Перми и возложения обязанности обеспечить МДОУ «Детский сад № 57» денежными средствами, у с т а н о в и л: Прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ: просит признать незаконным бездействие Департамента образования администрации г.Перми, не принявшего меры по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений МДОУ «Детский сад № 57» г.Перми (далее по тексту – Учреждение) по предписаниям 3-отдела Государственного пожарного надзора г.Перми по Мотовилихинскому району г.Перми и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. В обоснование своего заявления прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад № 57» г. Перми Департаментом образования была выдана лицензия на веден образовательной деятельности серия <данные изъяты> № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. На основании п. 1.3 Устава МДОУ «Детский сад № 57» г. Перми Учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование город Пермь в лице Департамента администрации г. Перми. В соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю МДОУ «Детский сад № 57» г. Перми имеются нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Общий срок исполнения данного предписания был определен до ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время образовательное учреждение функционирует без положительного заключения о соответствии действующим правилам и нормам. Мероприятия, направленные на исполнение предписания контролирующего органа требуют значительных финансовых затрат, без дополнительного финансирования со стороны Учредителя самостоятельно МДОУ «Детский сад № 57» устранены быть не могут. По результатам проверки учреждения Госпожнадзором было составлено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого МДОУ «Детский сад № 57» г. Перми имеет нарушения требований пожарной безопасности. Нарушения правил пожарной безопасности, указанные в предписании Госпожнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, имели место в образовательном учреждении и ранее: выходы в чердачное помещение не оборудовано противопожарными люками, помещения прачечной, гладильной кастелянской необходимо оборудовать противопожарными дверями, не восстановлены предусмотренные проектом двери, двери на поэтажных коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах, на лестничных клетках размещение оборудования (радиаторы батарей), убрать из отделки стен в коридоре и ясельной группы (коридор из музыкального зала) на пути эвакуации горючий материал (масляная краска, обои). Вместе с тем, в результате отсутствие должного финансирования затрат на устранение указанных нарушений со стороны Департамента образования администрации г. Перми МДОУ «Детский сад № 57» длительное время не имеет возможности выполнить предписания контролирующих органов, соответственно получить лицензию, создать условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья учащихся (л.д.2-5). Прокурор в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении в полном объеме. Представитель Департамента образования администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался судом надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал возражения, ранее изложенные в кассационной жалобе. Представитель МДОУ «Детский сад №57» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что МДОУ «Детский сад №57» не может выполнить предписание контролирующих органов, поскольку денежных средств на это Департаментом образования выделено не было. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ. Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в силу следующего. В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований. Частью 1 ст. 17 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Часть 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 определяет, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств по формированию и изменению бюджетной росписи. Департамент образования администрации г.Перми является распорядителем средств бюджета города, предусмотренных на обеспечение деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.1 Положения о Департаменте образования администрации г.Перми). Смета доходов образовательного учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Как следует из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 57» г.Перми (л.д.10-17, 20) учредителем Учреждения является муниципальное образование город Пермь в лице Департамента образования администрации г.Перми (п. 1.3 в ред. изменений от 29.07.2007 года); права учреждения на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи Учреждению лицензии (п. 1.9); к компетенции Учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиям, осуществляемые в пределах выделенных Учредителем финансовых средств (п.п. 1 п. 6.4). ДД.ММ.ГГГГ между МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 57» и Департаментом образования администрации г.Перми заключен договор № (л.д. 9-10), по условиям которого Учредитель принял на себя обязательства по укреплению материально-технической базы Учреждения, разрабатыванию и утверждению планов текущего и перспективного капитального ремонта; организации финансирования текущих затрат Учреждения согласно утвержденной смете расходов в соответствии с действующим законодательством РФ (п.2.1.1, 2.1.2). Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 224 утверждено Положение о Департаменте образования администрации г.Перми. В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Департамент образования администрации г.Перми (далее - Департамент) – является функциональным органом администрации г.Перми. Финансовое обеспечение деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета города на основании бюджетной сметы (п. 1.4). Основной целью деятельности Департамента являются организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.1). Основными задачами Департаменты являются: предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий (п. 2.2.1); совершенствование подходов к финансовому обеспечению системы образования (п. 2.2.4); совершенствование подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений города Перми (п. 2.2.5) В целях выполнения возложенных задач Департамент осуществляет следующие функции предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий обеспечивает создание в муниципальных образовательных учреждениях условий, соответствующих лицензионным требованиям (п. 3.1.7). Для совершенствования подходов к финансовому обеспечению системы образования: участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование (п.3.4.1); вносит предложения в Пермскую городскую Думу по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации оплаты труда, местных нормативов финансирования образования (п. 3.4.2); обеспечивает ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений отрасли «Образование» (п. 3.4.4); размещает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным учреждениям, иным некоммерческим организациям, являющимся исполнителями муниципальных услуг (работ), муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, определяет объем бюджетных ассигнований, необходимых на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (п. 3.4.5). Для совершенствования подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизации сети образовательных учреждений города Перми: организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для представления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности (3.5.3); организует работу по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в муниципальных учреждениях, организует проведение профилактических мероприятий по противодействию терроризму в пределах своей компетенции (п. 3.5.5); составляет и утверждает сводный план размещения муниципального заказа по отрасли "Образование" на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд подведомственных получателей бюджетных средств на основании представленных планов подведомственными получателями бюджетных средств (п.3.5.9); осуществляет контроль за размещением муниципального заказа подведомственными получателями бюджетных средств в соответствии с утвержденным сводным планом (п.3.5.10). В целях реализации своих целей и задач Департамент обязан своевременно и в полном объеме представлять в Департамент финансов администрации г.Перми отчеты, предусмотренные законодательством и правовыми актами города, и иные сведения, необходимые для формирования бюджета и составления перспективного финансового плана города, поквартальной информации об исполнении бюджета города (п. 4.2.5). Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в отношении Учреждения выданы предписания: Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермской области (л.д. 50), 3-отделом Государственного пожарного надзора г.Перми по Мотовилихинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), в которых указано детскому саду исполнить мероприятия, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Суд считает, что Департаментом образования администрации г.Перми допущено бездействие по данному вопросу, поскольку доказательств выделения Учреждению денежных средств для окончательного выполнения пунктов предписаний на день рассмотрения дела в суде Департаментом образования администрации г.Перми не представлено. Факт не выделения Департаментом МДОУ «Детский сад № 57» дополнительных либо целевых денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписаниях, подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами. Департамент образования администрации г.Перми, согласно Положения, как функциональный орган, является самостоятельным юридическим лицом, наделенным соответствующими полномочиями. Как установлено в судебном заседании Департамент, являясь Учредителем Учреждения, был обязан выделить финансовые средства для устранения предписаний контролирующих органов с целью обеспечения предоставления Учреждением основных образовательных услуг в сфере дошкольного образования, обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья воспитанников. Вместе с тем, поскольку суду не представлено доказательств принятия мер в пределах полномочий, предоставленных Департаменту по перераспределению бюджетных средств для выделения их детскому саду, отсутствия возможности изыскать дополнительные денежные средства, сверх установленных лимитов, а также совершения Департаментом в период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде каких-либо действий и принятия каких-либо решений, направленных на выделение финансирования для устранения нарушений норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства МДОУ «Детский сад № 57», поэтому факт бездействия Департамента, в его правовом понимании, суд считает установленным. Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям, а также потому, что в соответствии Положением о Департаменте образования администрации г.Перми именно на ответчика возложены функции администратора бюджета, обязанности по организации мероприятий для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, суд считает, что утверждение прокурора о бездействии Департамента в виде не выделения денежных средств на устранение нарушений норм пожарной безопасности, установленных Предписаниями в объеме не позволяющем устранить все выявленные нарушения, что расценивается прокурором, как бездействие со стороны учредителя в лице Департамента образования администрации г.Перми, выразившееся в ненадлежащем финансировании мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и сотрудников МДОУ «Детский сад № 57» в суде нашли подтверждение, следовательно, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Мотовилихинского района г.Перми о признании незаконным бездействия Департамента образования администрации г. Перми, не принявшего меры по финансированию затрат, направленных на устранение МДОУ «Детский сад № 57» г. Перми нарушений по актам обследования (предписаний) 3-го отдела ГПН г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми УГПН ГУ МСЧ России по Пермскому краю и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае – удовлетворить. Признать незаконным бездействие Департамента образования администрации г.Перми по не принятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение МДОУ «Детский сад № 57» г. Перми нарушений по актам обследования (предписаний) 3-го отдела ГПН г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми УГПН ГУ МСЧ России по Пермскому краю и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24), № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Департамент образования администрации г.Перми осуществить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений МДОУ «Детский сад № 57» г.Перми по актам обследования (предписаний) 3-го отдела ГПН г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми УГПН ГУ МСЧ России по Пермскому краю и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24), № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий (Е.И. Гачегова)