о признании незаконными отказа о предоставлении в собственность земельного участка и бездействия



Дело № 2-3311/2011 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

2 ноября 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Черкасовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Кужлева С.А. к администрации г. Перми, департаменту земельных отношений администрации г. Перми, департаменту планирования и развития территории г. Перми о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность земельного участка и бездействия,

установил:

Кужлев С.А. обратился в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент), администрации г. Перми, департаменту планирования и развития территории города Перми о предоставлении ему, истцу, в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером , площадью 8027,00 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес>, под объект недвижимого имущества.

В обоснование предъявленных требований истец указал, что он, Кужлев, является собственником 1-этажного бетонного производственного здания (лит. А), общей площадью 564 кв. метра, ангара (лит. Г), 2 навесов (лит.Г1, Г4), 2 выгребных ям (лит. Г2, Г5), скважины (лит. Г3), забора (лит. 1), расположенных на спорном земельном участке; ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, которым он, Кужлев, владеет на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ; письмом Департамента ему отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тому основанию, что он относится к территориям общего пользования; вышеуказанное решение истец считает незаконным, противоречащим ст.ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ, и нарушающим его права (л.д. 4, 5).

Впоследствии, на основании ст. 39 ГПК РФ, предмет заявленных требований истцом уточнен, на день рассмотрения дела Кужлев С.А. просит признать недействительным отказ и бездействие департамента земельных отношений администрации г. Перми, т.к. поданное им ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении в собственность земельного участка за плату рассмотрено ответчиком как заявление о предоставлении земельного участка в порядке приватизации (л.д. 58).

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, настаивал на удовлетворении предъявленных требований (л.д. 62).

Представитель департамента земельных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми и департамента планирования и развития территории города Перми в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д.65, 66, 67), о причинах неявки суд не уведомили;

ранее представитель администрации г. Перми представил в суд письменный отзыв по иску, указывая, что право на бесплатную передачу земельных участков в собственность имеют лишь те граждане, право собственности на домовладения у которых возникло до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года «О собственности в СССР»; вместе с тем, право собственности истца на объекты недвижимости зарегистрированы лишь в ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на приватизацию спорного участка он не имеет; испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования в соответствии с проектом детальной планировки жилого района <адрес>, утвержденном решением Пермского горисполкома от 21 ноября 1975 года за № 624; при этом, в силу пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, территории общего пользования приватизации не подлежат; следовательно, оспариваемый отказ соответствует пункту 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ; представитель ответчика также просит принять во внимание, что в силу пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», пункта 2.1., 3.2.12 Положения о Департаменте, полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков в собственность обладает именно Департамент, и решение данных вопросов не входит в компетенцию судебных органов, при этом, в силу ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления не допустимо (л.д. 51-53);

представитель департамента земельных отношений представил в суд письменный отзыв по иску, указывая следующее: испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования в соответствии с проектом детальной планировки жилого района Камская долина, утвержденном решением Пермского горисполкома от 21 ноября 1975 года за № 624; при этом, в силу пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, территории общего пользования приватизации не подлежат; следовательно, оспариваемый отказ соответствует пункту 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ (л.д. 42, 43).

Истец не возражает против постановления в отношении ответчиков заочного решения. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.

Оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает требования Кужлева С.А., предъявленные к департаменту земельных отношений администрации г. Перми, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно пункту 1, 1.1., 1.2. ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Согласно пункту 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Положениями пункта 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 за № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

Кужлев С.А. является собственником 1-этажного бетонного производственного здания (лит. А), общей площадью 564 кв. метра, ангара (лит. Г), 2 навесов (лит.Г1, Г4), 2 выгребных ям (лит. Г2, Г5), скважины (лит. Г3), забора (лит. 1), расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 21, 22, 24 – копия свидетельства о государственной регистрации права, копия договора купли-продажи, выписка из ЕГРП),

распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за , Кужлеву С.А. предоставлен в аренду на 4 года 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером , площадью 8027,00 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, под производственное 1-этажное бетонное производственное здание (лит. А), общей площадью 564 кв. метра, ангар (лит. Г), 2 навеса (лит.Г1, Г4), 2 выгребных ямы (лит. Г2, Г5), скважину (лит. Г3), забор (лит. 1) (л.д. 12)

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и Кужлевым С.А. заключен договор аренды , согласно которому Кужреву С.А. передан во временное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, под вышеуказанные объекты недвижимого имущества; из содержания договора следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне объектов санаторно-курортного назначения, отдыха и туризма Р-3; данный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9, 10, 11);

земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 8027 кв. метра, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к землям населенных пунктов, его разрешенное использование – под производственное здание (л.д. 13-20 – копия кадастрового паспорта),

ДД.ММ.ГГГГ Кужлев С.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, под принадлежащие ему объекты недвижимого имущества (л.д. 25);

письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил о принятии решения о невозможности предоставления земельного участка, указывая следующее: проект расположения земельного участка не согласован департаментом планирования и развития территории города Перми, т.к. в соответствии с проектом детальной планировки жилого района Камская долина, испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования и не подлежит приватизации в соответствии с пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (л.д. 26).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец, обращаясь в Департамент с заявлением, просил предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в собственность за плату, т.е. в соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ; при этом, рассмотрение таких заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность за плату для органов местного самоуправления является обязательным в силу ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 за № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,

вместе с тем, заявление Кужлева С.А. о предоставлении земельного участка за плату ответчиком фактически не рассмотрено, поскольку исходя из содержания оспариваемого им письма Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа явились положения пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, действительно, предусматривающие невозможность предоставления земельного участка в собственность в порядке приватизации, т.е. бесплатно.

При таких обстоятельствах, доводы Кужлева С.А. о незаконности отказа от ДД.ММ.ГГГГ и бездействия Департамента в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность заслуживают внимания, соответственно, предъявленные истцом к департаменту земельных отношений исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая заявленные Кужлевым С.А. требования, суд принимает во внимание пункты 2.1., 3.2.12. Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 за № 212, согласно которым полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков в собственность обладает именно Департамент.

При таких обстоятельствах, исходя из предмета и оснований иска, надлежащим ответчиком по предъявленным требованиям является департамент земельных отношений администрации г. Перми; в связи с чем, в удовлетворении иска к администрации г. Перми и департаменту планирования и развития территории г. Перми следует отказать, как к ненадлежащим ответчикам.

Указанное решение суда является основанием для повторного рассмотрения Департаментом заявления Кужлева С.А. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату.

Суд считает несостоятельными и ссылки представителей департамента земельных отношении администрации г. Перми и администрации г. Перми на положения Закона СССР от 6 марта 1990 года «О собственности в СССР», ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, поскольку вопрос о приватизации земельного участка в данном случае Кужлевым С.А. перед Департаментом не ставился.

Ссылка представителя Департамента на положения части 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, в силу которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, не влечет отказ в удовлетворении требования истцов, поскольку распоряжение имуществом на принципах эффективности не должно нарушать предусмотренные законодателем права граждан на получение земельных участков в собственность за плату, за исключением случаев прямо установленных федеральным законом (пункт 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).

Оценивая доводы представителя Департамента о том, что полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков в собственность обладает именно Департамент, и решение данных вопросов не входит в компетенцию судебных органов, при этом, ограничение прав органов местного самоуправления не допустимо (пункт 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 2.1., 3.2.12 Положения о Департаменте) суд отвергает их как несостоятельные, поскольку в рассматриваемом случае судом оценивается законность принятого органом местного самоуправления решения, что в полной мере соответствует требованиям ст. 13 Гражданского кодекса РФ; при этом, суд не рассматривает вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Департамента, в том числе, не решает вопрос о предоставлении в собственность истцов спорного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кужлева С.А. к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность земельного участка и бездействия – удовлетворить,

признать незаконными отказ от ДД.ММ.ГГГГ и бездействие департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении Кужлеву С.А. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении иска Кужлева С.А. к администрации г. Перми, департаменту планирования и развития территории г. Перми о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность земельного участка и бездействия – отказать.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г.Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)

<данные изъяты>