о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4158/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 10 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием представителя истца Демидовой Е.С., заинтересованного лица Романенко Д.С., представителя ответчика Старцевой Н.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми в интересах Романенко Д.С. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах Романенко Д.С. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади в черте г. Перми, ссылаясь на то, что Романенко Д.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его родители умерли. На основании постановления администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Романенко Д.С. установлена опека, опекуном назначена Тараканова В.М., бабушка несовершеннолетнего. При установлении опеки жилое помещение за Романенко Д.С. закреплено не было, в собственности жилых помещений он не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Романенко Д.С. проживает по <адрес> г. Перми в жилом помещении, совместно с Таракановой В.М. по договору коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ Романенко Д.С. поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот. ДД.ММ.ГГГГ Романенко Д.С. достиг возраста восемнадцати лет, в связи с чем попечительство над ним прекратилось. Прокурор считает, что обязанность по предоставлению Романенко Д.С. жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели.

Представитель истца и заинтересованное лицо Романенко Д.С. в судебном заседании на иске настаивали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указано, что администрация г. Перми исковые требования не признает, поскольку обеспечение детей-сирот жилыми помещения производится органами исполнительной власти в порядке очередности, за счет средств бюджета Пермского края, администрация г. Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края, в связи с чем считает надлежащим ответчиком по делу Правительство Пермского края.

Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования не признает, представила возражение на исковое заявление, где указывает, что средства краевого бюджета направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением по договорам социального найма детям-сиротам. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляются органами местного самоуправления. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства в полном объеме, из бюджета Пермского края ежеквартально распределяются денежные средства органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением по договорам социального найма детям-сиротам. Кроме того, считает, что требования о предоставлении жилого помещения общей площадью 33 кв. м не основано на законе, так как указанная норма 33 кв. м установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство, реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Выслушав представителя истца, заинтересованное лицо, представителя Правительства Пермского края, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 5 указанного ФЗ РФ, предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения

Судом установлено, что Романенко Д.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей-сирот; мать - Романенко С.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Романенко С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,11). Постановлением администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Тараканова В.М. назначена опекуном Романенко Д.С. (л.д. 16).

Романенко Д.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 44), которое используется его опекуном Таркановой В.М. на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «2С» (л.д. 40).

При этом из материалов дела следует, что какое-либо жилое помещение за Романеко Д.С. в том числе, при решении вопроса об установлении над ним опеки, не закреплялось. Какое-либо жилье на праве собственности за Романенко Д.С., Романенко С.Г., Романенко С.И. не зарегистрировано, что подтверждается сообщениями Управления Росреестра по Пермскому краю и ГУП «ЦТИ Пермского края».

С ДД.ММ.ГГГГ Романенко Д.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Управлении жилищных отношений администрации г. Перми (л.д.20).

Ответчиками суду не представлено доказательств наличия у Романенко Д.С. права пользования каким – либо жилым помещением.

При этом факт регистрации Романенко Д.С. в жилом помещении, в котором проживает его опекун, не свидетельствует об обеспеченности его жильем, поскольку данное жилое помещение не принадлежит Таракановой В.М. на праве собственности, ни по договору социального найма.

Кроме того ч. 2 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" рассматривает нахождение ребенка у опекуна только как место временного пребывания. Пункт 5.14 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ N 393 от 23.10.1995, предусматривает регистрацию ребенка на жилой площади опекуна (попечителя) исключительно по месту пребывания (при отсутствии документов, подтверждающих права ребенка на данное жилье). Таким образом, предусмотрена охрана прав опекуна (попечителя) на жилое помещение, на которое подопечный претендовать не вправе.

Доказательств наличия у Романенко Д.С, права пользования каким-либо иным жилым помещением суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Романенко Д.С., как лицо из числа детей-сирот, не имеющее закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в черте города Перми по заявленным в иске основаниям. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения Романенко Д.С. должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством); при этом в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.

Суд исходит из того, что законом предусмотрено предоставление жилья данной категории граждан во внеочередном порядке, при этом право Романенко Д.С. на внеочередное обеспечение жилой площадью, предусмотренное законом, не может ставиться в зависимость от наличия иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа в большем размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

При этом, поскольку Романенко Д.С. выбрал способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенный Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Романенко Д.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию города Перми предоставить Романенко Д.С. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров, в черте города Перми, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предусмотренных в бюджете на эти цели.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.

<данные изъяты>