Дело № 2-3742/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Пермь 16 ноября 2011г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяковича Д.В., Доберчук Т.И. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, у с т а н о в и л: Третьякович Д.В., Доберчук Т.И. обратились в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее ДЗО) о признании незаконным отказа и оснований отказа ДЗО администрации г. Перми в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ они подали в ДЗО заявление с просьбой обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности гаражный бокс № в <данные изъяты> по <адрес> и утвердить проект его границ для последующего выполнения ими за свой счет в отношении этого земельного участка кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета в целях приватизации в совместную собственность. ДЗО в силу п. 3.3.1 Положения о ДЗО является органом местного самоуправления, уполномоченным утверждать проекты границ земельных участков и согласовывать их границы. ДД.ММ.ГГГГ от ДЗО поступил отказ, мотивированный тем, что земельный участок, предоставленный в аренду <данные изъяты>, является неделимым, а также со ссылкой на ст. 2 Закона Пермского края «О предоставлении земельных участков...» от 12.05.2006 г., согласно которой земельный участок может быть предоставлен в общую долевую собственность. Также в ответе указано, что ДЗО не утверждает проект границ земельного участка. Считают, что оснований для применения ст. 2 не имеется, участок в силу ст. 6 ЗК РФ является делимым. В <данные изъяты> гаражные боксы одноэтажные, выдел земельного участка под одним гаражным боксом и предоставление его в собственность не повлечет нарушения прав других собственников. Поскольку ГУ ФРС по Пермскому краю выдан мотивированный отказ о предоставлении информации о принадлежности участка, поэтому в силу ч.7 ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок обязан обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утвердить проект его границ. Впоследствии истцы уточнили мотивировочную часть искового заявления, указывают, что им требуется в собственность земельный участок, ограниченный по периметру внутренними поверхностями стен гаражного бокса № в <данные изъяты>, то есть равный площади гаражного бокса №, описанной в техническом паспорте площадью 22,3 кв.м. Истцы в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. ДЗО администрации г. Перми о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ранее представлен отзыв на исковое заявление, где указано, что ответчик считает иск необоснованным, поскольку оснований для предоставления участка в собственность не имеется, т.к. земельный участок является неделимым. Для реализации права на приобретение земельного участка необходимо совместное обращение собственников объекта недвижимости в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка. Земельный участок, предоставленный ГСК-14, уже поставлен на кадастровый учет, поэтому в изготовлении кадастровой карты (плана) было отказано. Нормы п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ не возлагают на орган местного самоуправления обязанность утвердить и выдать схему. Обязанность по изготовлению кадастрового плана на орган местного самоуправления также не возложена. Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ срок для обращения с заявлением в суд заявителями истек ДД.ММ.ГГГГ Просит применить последствия пропуска срока, в удовлетворении требований заявителям отказать в полном объеме. Третье лицо <данные изъяты> в судебно заседание своего представителя не направило, согласно ранее поданного отзыва, считает заявление подлежащим удовлетворению (л.д. 37). Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. В силу ст.1 Закона Пермского края «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности собственникам индивидуальных гаражных боксов в гаражно-строительных кооперативах» земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены гаражно-строительные кооперативы (гаражные и иные кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных автомобильных гаражей), предоставляются собственникам индивидуальных гаражных боксов в гаражно-строительном кооперативе в собственность либо в аренду в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Собственникам индивидуальных гаражных боксов в гаражно-строительных кооперативах, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных гаражно-строительным кооперативам на праве бессрочного (постоянного) пользования, эти земельные участки предоставляются в общую долевую собственность бесплатно. В соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В соответствии со ст. 36 ч.7 Земельного Кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительной органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Согласно изменений, внесенных в Земельный кодекс Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ, указанная норма статьи изложена в другой редакции - в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Из материалов дела следует, что Третьяковичу Д.В. и Доберчук Т.И. на праве совместной собственности принадлежит кирпично-гипсоблочный гараж-бокс общей площадью 22,3 кв.м в <данные изъяты> <адрес>, бокс № (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 15). ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ДЗО с просьбой предоставить в совместную собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности гаражный бокс № в <данные изъяты>. Просят изготовить кадастровый план и утвердить проект границ земельного участка. Оплату изготовления кадастрового плана произведут после вынесения решения о предоставлении им этого земельного участка (л.д. 6). Согласно ответа ДЗО администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ заявителям в представлении земельного участка под гараж-бокс № в <данные изъяты> в Ленинском районе отказано, поскольку в силу ст. 6 ЗК РФ участок является неделимым и может быть предоставлен только в общую долевую собственность или в аренду. Изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждения проекта его границ за счет средств органа местного самоуправления не предусмотрено (л.д. 7-8) Судом также установлено, что согласно Постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка <данные изъяты> под существующие гаражи-боксы в Ленинском районе» земельный участок площадью 1,321 га предоставлен <данные изъяты> в аренду на 20 лет за счет городских земель (л.д. 16, договор аренды л.д. 17-18). Согласно выписке из протокола № Заседания правления ГСК получено согласие на предоставление земельного участка, занятого под гаражным боксом № в собственность Третьякович Д.В. и Доберчук Т.И. (л.д. 9) Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ он предоставлен в землепользование под существующие гаражи-боксы (выписка из государственного земельного кадастра). Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок на день обращения заявителей в ДЗО был предоставлен в аренду <данные изъяты> и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием – под существующие гаражи-боксы. При этом суд исходит из того, что гаражно-строительный кооператив представляет собой комплекс, состоящий из гаражей-боксов, имеющих общие стены, что не оспаривается заявителями, то есть является неделимым. В силу ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой. Поскольку гаражно-строительный комплекс (помещения в нем) находятся на неделимом участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, то в силу ч. 3 ст. 36 ЗК РФ эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Следовательно, ДЗО администрации г. Перми правомерно отказано в предоставлении истцам земельного участка в совместную собственность по данному основанию. Кроме того, как следует из ответа ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ, вторым основанием для отказа в удовлетворении заявления истцов явилось то, что, по мнению ДЗО, изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждение проекта его границ за счет средств органа местного самоуправления действующим законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, согласно положениям ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления в соответствии с заявлением гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Указанная правовая позиция отражена также в определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 года N 573-О-О. Согласно п. 3.3 Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми департамент земельных отношений в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. То есть в рассматриваемом случае именно департамент земельных отношений администрации города обязан обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Положения пунктов 1.3, 3 и 3.4.1 Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 6 марта 2009 года № 108, не могут быть применены судом, поскольку данный нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В настоящее время пункт 1.3 Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 6 марта 2009 года № 108, признан недействительным решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу. Следовательно, отказ ДЗО администрации города по выдаче истцам схемы расположения земельного участка по указанному основанию не соответствует закону. Вместе с тем, поскольку такое основание для отказа в выдаче истцам схемы расположения земельного участка как неделимость земельного участка признано судом законным, то требования истцов о признании незаконным отказа и ДЗО администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в целом удовлетворению не подлежат. В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований Третьяковича Д.В., Доберчук Т.И. о возложении обязанности на ДЗО утвердить и выдать схему расположения земельного участка под гаражным боксом на кадастровой карте или кадастровом плане территории также не имеется. Доводы ответчика о пропуске срока на обращение в суд не обоснованны, поскольку истцами заявлены требования искового характера, при этом исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение трех лет с момента, когда им стало известно о нарушении их прав. Доказательств, свидетельствующих о том, что об оспариваемом отказе истцам стало известно ранее ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка под принадлежащий Третьяковичу Д.В., Доберчук Т.И. гаражный бокс и утвердить проект его границ, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в части суждения о том, что изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждение проекта его границ за счет средств органа местного самоуправления действующим законодательством не предусмотрено. В удовлетворении остальной части исковых требований Третьяковичу Д.В., Доберчук Т.И. отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий /подпись/ Н.А. Иванова <данные изъяты>