Дело № 2-4457/11 Именем Российской Федерации 18 ноября 2 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Рожковой И.П., с участием представителя истца – Степанова С.В. – Степановой А.Ю., представителя ответчика – Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми – Колпащиковой Н.А., действующих на основании доверенностей, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Степанова С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми о возложении обязанности включить период работы в специальный трудовой стаж, назначить и выплатить досрочную пенсию, установил: Степанов С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (далее по тексту – Управление), требуя возложить на Управление обязанность включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, исключенный период его (истца) работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Жилищно-коммунальном объединении «Пермнефтеоргсинтез», назначить и выплатить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования истец обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление за назначением указанной пенсии на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 173-ФЗ); ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления приняла решение об отказе в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа – 30 лет, поскольку комиссия не включила в льготный стаж вышеуказанный период, сославшись на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту – Список от 29.10.2002 г. № 781), где отражены только государственные или муниципальные учреждения. При этом истец считает отказ комиссии незаконным, поскольку он осуществлял именно лечебную деятельность. В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д. 73, 74). Представитель истца просила иск удовлетворить. Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, согласно которым спорный период не подлежит включению в стаж, так как отсутствует документальное подтверждение осуществления истцом лечебной деятельности в должности <данные изъяты>, и наименование учреждения не соответствует Перечню структурных подразделений и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (л.д. 29-31). Выслушав стороны, исследовав материалы дела и допросив свидетелей, суд полагает возможным иск удовлетворить в силу следующего. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В судебном заседании установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, полагая, что у него имеется специальный стаж продолжительностью не менее 30 лет (л.д. 35-40). Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа – 30 лет, поскольку в льготный стаж истца комиссией не был включен ряд периодов, в том числе период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Жилищно-коммунальном объединении «Пермнефтеоргсинтез»; при этом свое решение по не включению спорного периода в льготный стаж истца комиссия обосновала тем, что отсутствует документальное подтверждение осуществления лечебной деятельности в должности <данные изъяты>, а также отсутствует наименование учреждения в Списке от 29.10.2002 г. № 781 (л.д. 32-34). Исключение спорного периода суд считает неправомерным. Судом установлено, что на основании приказа Пермского производственного объединения Пернефтеоргсинтез от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ создано ортопедическое отделение при цехе здоровья жилищно-коммунального управления с целью сохранения здоровья рабочих, обслуживающих установки, связанные с работой фенола, кислоты, аммиака и других нефтепродуктов (л.д. 9-10); в штатном расписании ортопедического отделения при цехе здоровья ЖКУ ПО «Пермнефтеоргсинтез» предусматривалась с ДД.ММ.ГГГГ одна штатная единица по должности «<данные изъяты>» (л.д. 11), данная должность сохранялась в составе ортопедического отделения по сведениям в штатном расписании на ДД.ММ.ГГГГ., (л.д. 12-13), по данным штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ ортопедическое отделение входило в состав стоматологической службы АО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» (л.д. 14-15); при этом Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, созданный в ДД.ММ.ГГГГ., был переименован: в ДД.ММ.ГГГГ в производственное объединение «Пермнефтеоргсинтез», в ДД.ММ.ГГГГ – в государственное предприятие «Пермнефтеоргсинтез», решением Госкомитета РФ по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № преобразован в АО открытого типа «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», приказом № от ДД.ММ.ГГГГ АООТ «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» преобразовано в ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»; обособленная структурная единица «Жилищно-коммунальное управление» исключена из структуры ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», на базе указанного ЖКУ образовано Некоммерческое Партнерство «Жилкомсервис», зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20 оборот). Также суд установил, что истец ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность <данные изъяты> в Жилищно-коммунальном объединении «Пермнефтеоргсинтез», уволен с данной должности ДД.ММ.ГГГГ по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР по сокращению штата, что подтверждается записями в его трудовой книжке (л.д. 41-44), копиями личной карточки и приказов (л.д. 16-19). На основании показаний свидетелей К., К., Т. суд установил, что в период работы в должности <данные изъяты> истец фактически занимался лечебной деятельностью, как <данные изъяты>, осуществляя прием пациентов в течение смены по определенному графику и, как <данные изъяты> данной специальности, работал полную смену, а также выполнял обязанности <данные изъяты>. Оснований не доверять показаниям свидетелей суд не усматривает, поскольку они последовательны, согласуются между собой и с указанными выше письменными доказательствами, а также со сведениями в трудовой книжке на имя Т., которая в спорный период работала в том же отделении (л.д. 75-76). Кроме того, какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела не усматривается, свидетели до допроса были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на прием истца работодателем на должность «<данные изъяты>» истец фактически занимался лечебной деятельностью в должности <данные изъяты>, т.е. в должности <данные изъяты> которая Списком от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрена. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Действительно, Жилищно-коммунальные объединения нефтеперерабатывающих организаций, в Списке от 29.10.2002 г. № 781 не значатся. Вместе с тем, в спорный период действовал Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», статья 81 которого предусматривала, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Таким образом, данный Закон РФ не связывал возможность установления пенсии на льготных основаниях от вида учреждения, где работник выполнял свою трудовую функцию. Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, действовавшим в спорный период работы истца, был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором не определялся вид учреждений, работа в которых предусматривает право на пенсию за выслугу лет в льготном порядке. Кроме того, согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11-п, Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. Таким образом, суд полагает, что выполнение истцом лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в Жилищно-коммунальном объединении «Пермнефтеоргсинтез» не может умалить право истца на включение этого периода в специальный стаж для получения досрочной трудовой пенсии в настоящее время. Следовательно, суд возлагает на Управление обязанность включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию, исключенный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.е. 4 года 3 месяца 11 дней) в должности <данные изъяты> в Жилищно-коммунальном объединении «Пермнефтеоргсинтез». Поскольку из протокола комиссии Управления усматривается, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж истца составил 25 лет 11 месяцев 13 дней, при этом суд установил, что спорный период исключен неправомерно, то с учетом этого период стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию, составлял на ДД.ММ.ГГГГ более 30 лет, в связи с чем на Управление следует возложить обязанность назначить истцу такую пенсию и выплатить ее с ДД.ММ.ГГГГ – даты обращения истца с соответствующим заявлением. На основании положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Управления в пользу истца его расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 2), так как иск удовлетворен, а Управление не освобождено от уплаты этого налога. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми обязанность включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, исключенный период работы Степанова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Жилищно-коммунальном объединении «Пермнефтеоргсинтез», назначить и выплатить Степанову С.В. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми в пользу Степанова С.В. расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова) <данные изъяты>