о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-4940/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием истцов – Гребневой А.О., Кладовой Н.Е.,

представителя истца Гребнева О.Н. – Гребневой А.О., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Гребневой А.О., Гребнева О.Н., Кладовой Н.Е. к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации г.Перми о предоставлении им во внеочередном порядке на условиях социального найма на состав семьи из трех человек отдельное благоустроенное жилое помещение площадью не менее 38,29 кв.м., расположенное в границах г.Перми и отвечающее санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства по г.Перми.

В обоснование заявленного иска истцы указали, что зарегистрированы и постоянно проживают на основании договора социального найма в жилом помещении, общей площадью 38,29 кв.м., жилой площадью – 27,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Собственником вышеуказанного жилого помещения является администрация <адрес> в г.Перми построен в ДД.ММ.ГГГГ. На основании заключения межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором проживают истцы, признан непригодным для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежащим. Фундамент дома имеет трещины, деформации. Также, деформированы стены, имеют место следы гнили, выпучивание. Перегородки поражены гнилью, особенно в санузле, имеется грибок. Деревянные перекрытия также поражены гнилью, имеются трещины, провисы, следы протечек. На кровле имеются сколы, повреждения, протечки. Полы имеют просадку, поражены гнилью, деформированы. Оконные и деревянные блоки также поражены гнилью, деформированы, имеется перекос дверных коробок, т.е. состояние дома не соответствует требованиям пожарной безопасности и не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Иного жилья истцы на праве собственности, ином праве не имеют. Полагают, что при таких обстоятельствах администрация г.Перми обязана предоставить им во внеочередном порядке предоставить жилое помещение площадью не менее 38,29 кв.м. по договору социального найма в черте г.Перми, в связи с чем, за защитой своих право обратились в суд и просят возложить на ответчика обязанность предоставить им жилое помещение на основании ст. 87,89,57 ЖК РФ.

Истцы в судебном заседании на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, настаивали, пояснили, что несмотря на то, что дом признан непригодным для проживания ответчиком меры по расселению данного дома не предпринимаются, иное жилое помещение им не предоставляется, чем нарушено их право на жилое помещение.

Истец Гребнев О.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.29).

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.30), представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения истцов, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» (наймодатель) и Гребневой А.О. (наниматель), наймодатель передал, а наниматель принял в бессрочное владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, состоящее из двух комнат в трехкомнатной квартире, общей площадью 38,3 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для проживания в нем (п. 1). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются и регистрируются Гребнев О.Н. (отец), Кладова Н.Е. (мать) (п.2) – (л.д.11-14). Факт регистрации и проживания истцов в вышеуказанном жилом помещении подтверждается также копиями паспортов, имеющихся в материалах дела (л.д. 19-20, 22-23, 24-25).

В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ , жилые помещения в жилом доме по <адрес> в г.Перми отнесены к категории непригодных для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежат (л.д. 7-8, 9-10).

В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае за истцами не зарегистрировано, участия в приватизации жилья последние не принимали (л.д. 15, 16, 17, 18).

Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами.

Таким образом, из материалов дела следует, что истцы на момент рассмотрения настоящего гражданского дела имеют постоянную регистрацию по месту жительства и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> в соответствии с условиями договора социального найма, при этом, жилое помещение признано не пригодным для проживания.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд считает, что исковые требования о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку жилой дом, в котором расположена квартира, и где проживают истцы, непригоден для дальнейшего проживания. Суд также считает, что истцы вправе требовать предоставление им другого жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, так как жилое помещение, которое они занимают, является муниципальной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 данного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.

В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований, есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п. 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания.

Вместе с тем, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009г. № 1368-О-О.

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В связи с этим, суд считает, что положения ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяют критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения. Суд вправе исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

С учётом изложенного, истцам должно быть предоставлено отдельное благоустроенное помещение, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью не менее 38,29 кв. м., жилой площадью не менее 27,8 кв. м в пределах г. Перми.

Суд считает, что предоставление жилого помещения в соответствии с указанными выше параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Поскольку жилое помещения, в котором проживают истцы является муниципальной собственностью, то обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение должна быть возложена на администрацию г.Перми.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Гребневой А.О., Гребневу О.Н., Кладовой Н.Е. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем их двух комнат, общей площадью не менее 38,29 кв. м., жилой площадью не менее 27,8 кв. м в пределах г. Перми.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.З.Баксанова