Дело № 2-3815/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 ноября 2011 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Баксановой Е.З., при секретаре Окуловой Т.Т., с участием истца – Бояршинова С.В., представителя истца – Фроловой Л.В., действующей на основании ордера, представителя ответчика – Трефилова В.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Бояршинова С.В. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ непрерывно проходил службу в различных подразделениях милиции, уголовно-исполнительной системы, входящих до 1998 года в структуру УВД (ГУВД) Пермской области. При этом, истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял в очереди на улучшение жилищных условий, жильем не обеспечен, с жилищного учета не снимался. С ДД.ММ.ГГГГ уголовно-исполнительная система выделена из системы МВД РФ и включена в систему Минюста РФ, с сохранением правопреемства относительно всех прав и обязанностей, в том числе в отношении переведенных сотрудников. При переводе на службу в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ истец не был принят на учет и не включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в юридический отдел по вопросу постановки его в очередь для улучшения жилищных условий по месту службы в ГУФСИН России по Пермскому краю, куда был переведен из ГУВД России по Пермскому краю. В постановке на учет ему было отказано. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ГУФСИН России по Пермскому краю с письменным заявлением о принятии на учет и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, представил документы, свидетельствующие об отсутствии оснований для снятия с учета. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении в очереди и, соответственно, в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцу вновь отказано по причине того, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ, ведут органы местного самоуправления. Полагает, что в связи с переводом его на службу в уголовно- исполнительную инспекцию Минюста РФ, являющегося правопреемником прав и обязанностей уголовно-исполнительной системы МВД, ответчиком нарушены его права в части сохранения льгот и социальных гарантий сотрудника уголовно-исполнительной системы, выразившееся в том, что он не поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы, при этом, решение о снятии с данного учета ответчиком не принималось. В связи с изложенным, истец просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также возложить на ответчика обязанность устранить имеющееся нарушение прав, приняв истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивал. Представитель истца подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, согласно которым, истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в подразделениях милиции, где впоследствии решением ЖБК ГУВД поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В связи с прекращением службы в органах внутренних дел, решением ЖБК ГУВД в ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ истец поступил на службу в управление <данные изъяты> ФБУ УОТПМ ФСИН России по Пермскому краю. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился к начальнику ГУФСИН России по Пермскому краю с рапортом, в котором просил восстановить его в очереди на улучшении жилищных условий ГУФСИН России по Пермскому краю. При этом, указал, что ранее состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ГУВД по Пермскому краю. Решением ЖБК ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ истцу в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано, поскольку истец не ставился на учет в ГУФСИН России по Пермскому краю, в связи с чем, не может быть восстановлен в списках. Кроме того, действующий Жилищный кодекс РФ в отличие от Жилищного кодекса РСФСР правом постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения Главное управление не наделяет. При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении поступило в ЖБК ГУФСИН по Пермскому краю после ДД.ММ.ГГГГ, а ранее истец на учете в качестве нуждающегося в ГУФСИН по Пермскому краю не состоял, ответчик считает, что ЖБК Главного управления на законных основаниях отказала истцу в восстановлении на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поэтому, просит в удовлетворении исковых требований Бояршинову С.В. отказать в полном объеме (л.д.13-14). Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании указал, что Управление <данные изъяты> ФБУ УОТПМ ФСИН России не находится в ведении ГУФСИН России по Пермскому краю, соответственно истец не является сотрудником ГУФСИН по Пермскому краю, в связи с чем, он не вправе состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по Пермскому краю. Выслушав стороны, оценив их доводы, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела №, суд считает исковые требования Бояршинова С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего. В соответствии со ст. 6 федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно ст. 31 ст. 32 ЖК РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится… по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. Указом Президента РФ от 28.07.1998г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», постановлено: передать до 01.09.1998г. уголовно-исполнительную систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, с входящими в ее состав по состоянию на 01.08.1998 г. центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Считать уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.2). Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 08.10.1997г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. За указанными работниками и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Указанные работники проходят службу (работают) в Министерстве юстиции Российской Федерации на занимаемых должностях без переаттестации и переназначения, а также без проведения в этом Министерстве организационно-штатных мероприятий. В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ непрерывно проходил службу в различных подразделениях органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы. При этом, истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял в очереди на улучшение жилищных условий в ОВД г. Перми (л.д. 12 дело №), в Управлении уголовного розыска ГУВД по Пермскому краю с ДД.ММ.ГГГГ, снят с жилищного учета в связи с переводом в Управление <данные изъяты> ФБУ УОТПМ ФСИН России по Пермскому краю (л.д.11 дело №). Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Бояршинов С.В. (<данные изъяты>) откомандирован в распоряжение ФГУ УОТПМ ФСИН России (л.д.34). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит на службе в Федеральной службе исполнений в должности начальника Управления <данные изъяты> ФКУ УЛДОП ФСИН России по Пермскому краю (приказ ФГУ УОТПМ ФССИН России № от ДД.ММ.ГГГГ) – (л.д.15). Данные факт подтверждается также контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе (л.д.16-18). При этом, как установлено судом, при переводе на службу в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ Бояршинов С.В. не принят на учет и не включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается объяснениями истца и не оспаривается ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ Бояршинов С.В. обратился с рапортом о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий в ГУФСИН России по Пермскому краю, указав, что в данной очереди состоял с ДД.ММ.ГГГГ в ОВД Ленинского района г.Перми и с ДД.ММ.ГГГГ в ГУВД по Пермскому краю (л.д.7 дела №), представив все необходимые документы, подтверждающие отсутствие оснований для исключения из очереди. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Бояршинову С.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ (л.д. 28-29), согласно которому, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, проанализировав положения законодательства, в соответствии с которым должны были реализовываться жилищные права истца, суд считает, что при переводе Бояршинова С.В. на службу в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ, являющуюся правопреемником прав и обязанностей уголовно-исполнительной системы МВД РФ, в нарушение п. 4 Указа Президента РФ 08.10.1997г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», ответчиком допущено нарушение прав Бояршинова С.В. в части сохранения льгот и социальных гарантий сотрудника уголовно-исполнительной системы, выразившееся в том, что последний, в соответствии со ст.ст. 31, 32 ЖК РСФСР, и в последствии, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», не учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы. В соответствии с положениями вышеизложенного законодательства уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ является правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД России. При этом, в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 08.10.1997г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным Указом, за указанными работниками и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. С учётом указанных требований законодательства, а также с учётом того обстоятельства, что истец принят на работу в Управление <данные изъяты> ФКУ УЛДОП ФСИН России по Пермскому краю переводом из ГУВД по Пермскому краю, суд считает, что за Бояршиновым С.В. сохранились льготы и социальные гарантии, которые он имел в период службы в органах внутренних дел, в том числе, право состоять в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку был поставлен на данный учёт до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, доводы представителя ответчика о том, что Боряшинов С.В. не состоит в штате ГУФСИН России по Пермскому краю, то есть не является его сотрудником, в связи с чем, также не вправе претендовать на постановку его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд находит необоснованными, поскольку в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ филиалы ФГУ УОТПМ ФСИН России – управления <данные изъяты> переданы в оперативное подчинение начальников территориальных органов ФСИН России (л.д. 6-7). Согласно п. 3 данного приказа начальники территориальных органов ФСИН России обязаны решать вопросы об улучшении жилищных условий сотрудников управлений <данные изъяты> и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно свидетельству о государственной регистрации права и выписке из ЕГРПНИ истец, его супруга Боряшинова Т.А., дочь Бояршинова М.С. владеют на праве собственности 2-комнатной квартирой, общей площадью 43,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 17 дело №, л.д. 37-40). В указанной квартире зарегистрировано 4 жильца (л.д.36), следовательно, на одного члена семьи истца приходится 10,82 кв.м, что является менее учётной нормы площади жилого помещения 12 кв.м, утверждённой решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103. Какое-либо иное жильё истец и члены его семьи не имеют, согласно сведениям ЦТИ Пермского края, Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 35, 37-40). Таким образом, суд приходит к выводу, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, у ГУФСИН России по Пермскому краю отсутствовали законные основания для отказа Бояршинову С.В. в восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С учетом изложенного, решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бояршинову С.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является незаконным, на ГУФСИН Росси по Пермскому краю следует возложить обязанность восстановить нарушенное право Бояршинова С.В. состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы, т.е. в ГУФСИН России по Пермскому краю. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бояршинову С.В. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Возложить на Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю обязанность принять Бояршинова С.В. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: п/п Е.З.Баксанова <данные изъяты>