о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4022/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием прокурора – Колотовой Л.А.,

истца – Скрыль А.В.,

представителя ответчика Правительства Пермского края – Горбуновой М.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Перми в интересах Скрыль А.В., Скрыль А.А. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах Скрыль А.В. и Скрыль А.А. о возложении на администрацию г. Перми обязанности предоставить Скрыль А.В. и ее сыну Скрыль А.А. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края, на семью из двух человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Лыхина Е.В., согласно свидетельству о перемене имени, выданного ДД.ММ.ГГГГ фамилия истца «Лыхина» изменена на фамилию «Астафьеву», имя «Е.» на «А.», ДД.ММ.ГГГГ, в связи с заключением брака фамилия «Астафьева изменена на «Скрыль», является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без печения родителей, ее отец – Лыхин В.К. лишен родительских прав, умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать - Козлова (Лыхина) О.К. также лишена родительских прав. Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ формой устройства несовершеннолетней Лыхиной Е.В. было избрано направление в детский дом. Впоследствии, постановлением администрации Индустриального района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ над истцом оформлена опека, опекуном являлась Астафьева Н.С. Наследственного жилья Скрыль А.В. не имеет, поскольку ее мать Лыхина (Козлова) О.К. объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности не имеет, зарегистрирована и проживает в муниципальной квартире по адресу: <адрес>. Отец истца Лыхин В.К. также объектами недвижимости на праве собственности не обладал. ДД.ММ.ГГГГ Скрыль А.В. поставлена на жилищный учет по списку детей-сирот, очередность . С ДД.ММ.ГГГГ Скрыль А.В. проживала, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в квартире опекуна Астафьевой Н.С. по адресу: <адрес>. Собственником указанной квартиры является опекун Астафьева Н.С. ДД.ММ.ГГГГ у Скрыль А.В. родился сын Скрыль А.А., который также зарегистрирован и проживает в вышеуказанной квартире. ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями Скрыль А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения расторгнут, отец малолетнего ребенка Скрыль А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения объектами недвижимости на праве собственности в период брака не обладал. Скрыль А.В. и ее сын Скрыль А.А. участниками пилотного проекта на получение жилищного сертификата либо на перечисление денежных средств на счет кредитной организации не являются. На основании изложенного, исходя из требований жилищного законодательства, Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией г.Перми за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края, Скрыль А.В. на семью из 2-х человек вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» площадью 42 кв. м.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.

Истец в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, пояснила, что зарегистрирована и проживает вместе с сыном в квартире своего опекуна, своего жилья не имеют.

Ответчик администрация г.Перми в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя, а также отзыв на иск (л.д. 89-90), согласно которому, в силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма является минимальный размёр площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социальною найма, и других факторов. Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учитывая положения п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека, не менее нормы предоставления. В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социальною найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, по мнению ответчика, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной вышеуказанным Решением Пермской городской Думы. В соответствии с п. 8 ст. 8 Устава города Перми в ведении города находится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью города Перми, в состав которой входит муниципальный жилищный фонд (ст. 18 п. 1 подп.5 Устава города Перми). Требования о возложении обязательства на администрацию г. Перми предоставить Скрыль А.В. на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в размере 42 кв. м. не верны, так как предоставить из государственного жилищного фонда Пермского края с учетом положений ч. 3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК, согласно которому, уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края, администрация г.Перми не вправе. Кроме того, п. 8 указанного Постановления установлено что, стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Таким образом, требования истца о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м. неисполнимы. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта Российской Федерации, администрация г. Перми полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Правительство Пермского края.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, ранее представленных в суд, согласно которым, Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.ст. 5, 8 указанного ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Распоряжением Правительства Пермского края от 14.12.2010г. № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» городу Перми выделено из федерального бюджета 10 827,3 тыс. руб., из краевого бюджета – 30 875,3 тыс. руб. Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011г. № 52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» городу Перми выделено 38 992,9 тыс. руб. Распоряжением Правительства Пермского края от 04.08.2011г. № 153-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, остатка неиспользованных субсидий из федерального бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных на III квартал 2011 года на приобретение, строительство ил реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» городу Перми выделено из федерального бюджета 358,9 тыс. руб., из краевого бюджета – 40 767,9 тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме. Представитель ответчика считает, что Правительство Пермского края не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. При этом, в материалах дела, представленных в адрес Правительства, отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Скрыль А.В. поставлена на учет, считает, что у последней не возникло права на обеспечение вне очереди жилым помещением площадью 42 кв.м., поскольку ссылка на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в данной случае является необоснованной, т.к. жилье данной категории граждан предоставляется из муниципального жилищного фонда, следовательно, в соответствии в решением Пермской городской Думы «Об утверждении учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в г.Перми минимальная норма предоставления составляет 15 кв.м. на одного члена семьи, при этом, действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей, которые не являются льготополучателями, следовательно, на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. В связи с изложенным, представитель ответчика полагает, что требования о предоставлении Скрыль А.В. и ее сыну жилого помещения общей площадью 42 кв.м. не основано на законе. Кроме того, за Скрыль А.В. закреплено жилое помещение в квартире по <адрес>, следовательно, у Скрыль А.В. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований представитель ответчика просит отказать (л.д. 74-79).

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В судебном заседании установлено, что Лыхина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Лыхина В.К. и Лыхиной О.К., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.11).

Согласно свидетельству о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ Лыхина Е.В. переменила фамилию на фамилию «Астафьева», имя на имя «А.» (л.д. 12), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о рождении с новыми фамилией и именем (л.д.13).

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 06.09.1989г. отец истца Лыхин В.К. лишен родительских прав в отношении детей, в том числе Лыхиной Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14-15).

Мать истца Лыхина (Козлова) О.К. также лишена родительских прав в отношении дочери Лыхиной Е. на основании решения Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 22.02.2000г. (л.д.17).

Согласно данным свидетельства о смерти, выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ, Лыхин В.К. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в отделе ЗАГС <адрес> сделана соответствующая запись о смерти (л.д.19).

Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ формой устройства несовершеннолетних Лыхиных, в том числе и Лыхиной Е. было избрано направление детей в детский дом. За несовершеннолетними Лыхиными закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.20).

Постановлением администрации Индустриального района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Лыхиной Е.В. оформлена опека, опекуном назначена Астафьева Н.С. (л.д. 24, 25).

Согласно справке, имеющейся в материалах дела (л.д. 21), Скрыль (Астафьева) А.В. являлась воспитанницей детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

На основании решения мирового судьи судебного участка № 19 Ленинского района г.Перми от 06.05.2010г. расторгнут брак между Скрыль А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Скрыль А.В., что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д.28).

От брака у Скрыль А.В. имеется сын Скрыль А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 26-27).

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Козлова (Лыхина) О.К. приняла в бессрочное владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, представляющее собой двухкомнатную квартиру общей площадью 44,6 кв.м., в том числе жилой площадью 28,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем (п.1). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются и регистрируются: Лыхин Д.В. (сын), Лыхин К.В. (сын), Лыхин М.В. (сын), Козлов В.А. (сын), Лыхина Л.В. (дочь), Глизнев С.А. (внук), Лыхина И.В. (дочь), Минина Т.В. (внучка) – (л.д. 94-96). В настоящее время в данном жилом помещении проживают вышеперечисленные лица, кроме Лыхина Д.В., согласно сведениям УК «Доверие» (л.д. 97).

Скрыль А.В. и ее сын Скрыль А. зарегистрированы и проживают в квартире Астафьевой Н.С. по адресу: <адрес> (л.д.42). Указанное жилое помещение принадлежит Астафьевой Н.С. на праве собственности (л.д. 98).

Согласно уведомлению о постановке на учёт, приказом начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ Скрыль А.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, очередность (л.д. 41).

В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», за Скрыль (Лыхиной, Астафьевой) А.В., ее сыном Скрыль А. квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае не зарегистрировано, в приватизации жилых помещений указанные лица не участвовали (л.д. 44, 46, 50, 56, 58, 64).

Родители Скрыль А.В. – Лыхин В.К., Козлова (Лыхина) О.К. также жилья на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае не имели и не имеют, в приватизации жилья не участвовали (л.л. 52, 54, 62, 66).

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются исследованными материалами дела и не оспариваются сторонами.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Скрыль А.В. является лицом, оставшимися без попечения родителей, поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в возрасте до 23 лет, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она и члены её семьи на праве собственности жильё не имеют, за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, при этом, на Скрыль А.В., с учётом количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, приходится 4,9 кв.м. жилой площади, что менее учётной нормы 12 кв. м, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Скрыль А.В. администрацией г. Перми должно быть предоставлено жилое помещение.

Вопреки доводам ответчиков о том, что жилое помещение может быть предоставлено истцу без учёта наличия у неё ребёнка, суд полагает, что требования прокурора о предоставлении истцу на семью из двух человек жилого помещения являются правомерными, поскольку право членов семьи Скрыль А.В. производно от ее права на внеочередное предоставление жилого помещения в случае нуждаемости всех членов семьи. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

При определении площади предоставляемого жилого помещения истцу суд руководствуется нижеследующим.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако, данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку, как указано выше, в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м – на семью из двух человек.

Согласно п. 9 ст. 1 данного Закона его действие распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК.

Следовательно, Скрыль А.В. вправе претендовать на предоставление ей по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на семью из двух человек, общей площадью не менее 42 кв.м.

При этом, в судебном заседании установлено, что за Скрыль А.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении истец не проживает, однако, право на проживание в нём за Скрыль А.В. сохраняется до настоящего времени, поскольку было закреплено за ней решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов. Доказательств тому, что истец утратила указанное право прокурором и истцом суду не представлено. С учётом данного обстоятельства, суд полагает, что истец имеет право на получение жилого помещения площадью за вычетом площади, приходящейся на Скрыль А.В. в квартире, расположенной по адресу <адрес>, – 4,9 кв. м.

Таким образом, Скрыль А.В. и ее сыну А., должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 37,1 кв.м, из расчёта: 42 кв.м – 4,9 кв.м = 37,1 кв.м.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим в порядке, установленном законодательством, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.

При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Скрыль А.В. на семью из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,1 кв.м. в черте г.Перми.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Перми в интересах Скрыль А.В., Скрыль А.А. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Скрыль А.В. на семью из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,1 кв.м. в черте г.Перми.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.З.Баксанова