Дело №2-3955/2011 <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 28 ноября 2011 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А., с участием представителя истца – прокуратуры Кировского района г. Перми Колотовой Л.А., действующей на основании поручения Прокуратуры Пермского края, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокуратуры Кировского района г. Перми, действующей в интересах Черешнева В.Ю., к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Кировского района г. Перми обратился в суд в интересах Черешнева В.Ю. с иском к администрации г. Перми и Правительству Пермского края о возложении на администрацию г. Перми обязанности за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Черешневу В.Ю. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра в черте <адрес> (л.д. 2-5). Свои требования истец мотивировал следующим: прокуратурой Кировского района г. Перми в связи с обращением Черешнева В.Ю., проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Черешнев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; родители Черешнева В.Ю. – Черешнев Ю.И., Артюхина З.Ф. – решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 31.07.2002 г. лишены родительских прав; постановлением Главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Черешнев В.Ю. признан лицом, нуждающимся в государственной поддержке, принято решение о выделении путевки в детский дом для несовершеннолетних; ДД.ММ.ГГГГ Черешнев В.Ю. выведен из состава МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» <адрес>; в настоящее время Черешнев В.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>; койко-место в комнате № в общежитии по указанному выше адресу предоставлено Черешневу В.Ю. по договору социального найма; с ДД.ММ.ГГГГ Черешнев В.Ю. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Перми, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; до настоящего времени жилое помещение Черешневу В.Ю. не предоставлено. Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, в соответствии со ст. 118 ГПК РФ, по последнему известному суду месту жительства (л.д. 62), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств или заявлений не представил. Представитель ответчика – администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 63), о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо заявлений или ходатайств не представил. Представитель ответчика – Правительства Пермского края в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 48, 49, 61), о причинах неявки суду не сообщила, каких-либо заявлений или ходатайств не представила, ранее направила в суд письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для возникновения права на получение жилой площади вне очереди требуется соблюдение в совокупности трех условий: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого помещения); окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, т.е. администрацией г. Перми, и не входят в полномочия Правительства Пермского края. Вместе с тем, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме и не является надлежащим ответчиком. Также, в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Черешнев В.Ю. был поставлен на учет, кроме того, выводы о том, что Черешнев В.Ю. имеет право на получение жилого помещения площадью 33 кв.м., необоснованны, поскольку данная норма предоставления жилого помещения предусмотрена при предоставлении жилья государственного жилищного фонда, в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда, следовательно, исковые требования, заявленные прокурором, удовлетворению не подлежат (л.д. 33-37). При таких обстоятельствах, суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчиков заочное решение. Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № Мотовилихинского районного суда г. Перми, оценив доводы искового заявления, мнение ответчиков, изложенное в письменных отзывах, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено. Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года#M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S). Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: Черешнев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители – Черешнев Ю.И., Артюхина З.Ф. – решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 31.07.2002г. лишены родительских прав (л.д. 8, 17-19); постановлением Главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Черешнев В.Ю. признан лицом, нуждающимся в государственной поддержке, принято решение о выделении путевки в детский дом для несовершеннолетних (л.д. 10); в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, Черешнев В.Ю. выведен из состава МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» <адрес> (л.д. 20); на основании постановления Главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, Черешневу В.Ю. предоставлено койко-место в комнате № общежития по адресу: <адрес>, по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-67, 70); из письма администрации Кировского района г. Перми следует, что Черешнев В.Ю. включен в отдельный список детей-сирот, его учетный номер на ДД.ММ.ГГГГ – № (л.д. 9). Согласно данным, представленным ГУП «ЦТИ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, какое-либо жилье на праве собственности истец Черешнев В.Ю., Артюхина З.Ф. (мать истца), Черешнев Ю.И. (отец истца) не имеют, в приватизации жилья не участвовали; жилые помещения за Чернышевым В.Ю. не закреплены и ранее не закреплялись (л.д. 12-16, 29-31, 72, 73). Из материалов дела судом также установлено, что на основании постановления Главы администрации Кировского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Черешневу В.Ю. для временного проживания предоставлено койко-место по адресу: <адрес> (л.д. 70); между тем, сведения о том, что данное помещение когда-либо администрацией г. Перми передавалось Черешневу В.Ю. в собственность либо за ним признавалось право постоянного пользования им, в материалах дела отсутствуют. Более того, согласно сведениям, предоставленным МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми», указанное выше жилое помещение включено в маневренный фонд (л.д. 68). Как следует из материалов гражданского дела № Мотовилихинского районного суда г. Перми (л.д. 8, 9), мать истца – Артюхина З.Ф. проживает по адресу: <адрес>, отец – Черешнев Ю.И. – по адресу: <адрес>. Вместе с тем, данные жилые помещения родителям истца на праве собственности (ином праве) не принадлежат, что подтверждается справками ГУП «ЦТИ», Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 12, 13, 72, 73). С учетом данного обстоятельства, суд приходит к выводу, что право пользования вышеуказанными жилыми помещениями у Черешнева В.Ю. не возникло. Какие-либо объективные доказательства передачи данных жилых помещений в собственность истца либо признания за ним права постоянного пользования вышеуказанными жилыми помещениями, в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что какие-либо жилые помещения за Черешневым В.Ю. на праве постоянного пользования не закреплялись и в настоящее время не закреплены. Какие-либо иные жилые помещения за родителями истца – Артюхиной З.Ф., Черешневым Ю.И. – на праве собственности (либо ином праве) также не зарегистрированы. Проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд считает, что иск прокурора Кировского района г. Перми, действующего в интересах Черешнева В.Ю., является обоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что Черешнев В.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ним не закреплялось, он своевременно встал на жилищный учет в администрации Кировского района г. Перми, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Суд приходит к данному выводу, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (подп. 2 п. 1 ст. 18 Устава города Перми). Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно пункту 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Доводы ответчиков о том, что требования истца о предоставлении ей жилого помещения площадью 33 кв.м. являются незаконными и необоснованными, суд отвергает за несостоятельностью по изложенным выше основаниям. В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Таким образом, Черешневу В.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение, находящееся в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд решил: возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Черешневу В.Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г.Перми. Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)